Алтынбеков, Крым

Материал из Казахстанская Википедии
Версия от 12:22, 7 января 2017; М епифанов (обсуждение)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Шаблон:Персона Шаблон:Однофамильцы Крым Алтынбеков — (Шаблон:Lang-kk, 20 апреля 1952, Казахская ССР) — художник-реставратор, основатель и руководитель Научно-реставрационной лаборатории «Остров Крым», заслуженный деятель Казахстана, член Союза художников РК, академик Академии художеств РК, кавалер Ордена «Құрмет» Республики Казахстан<ref name="multiple1">Статья на Ювелирном ресурсе Казахстана http://juvelir-resurs.kz/article/krym-altynbekov-restavrator-khudozhnik-i-yuvelir</ref><ref name="multiple2">Кто есть кто в Республике Казахстан http://idwhoiswho.kz/node/2975/</ref>, кавалер Ордена заслуг Венгерского Рыцарского креста, автор нескольких книг по реставрации древних артефактов. Участник археологических экспедиций, исследователь. Им разработано и запатентовано несколько методов реставрации. В его лаборатории отреставрировано и возвращено к жизни несколько тысяч археологических находок Казахстана. Автор множества реконструкций облачения и атрибутов древних кочевников, таких как «Золотой человек», Берельские кони, Сарматский вождь, Сарматская жрица («Алтын Ханшайым»)<ref>Западно-Казахстанский областной центр истории и археологии — Курганный комплекс Таксай I</ref> и многие другие.<ref name="multiple1" />

Биография

Крым Алтынбеков родился в 20 апреля 1952 году<ref name="multiple2" /> небольшом поселке в многодетной семье школьных учителей. Его отец Касенхан Алтынбеков был ветераном Великой Отечественной Войны, а в мирное время — директором школы. С детства Крым интересовался искусством и историей. После окончания школы и службы в Советской Армии К. Алтынбеков успел попробовать несколько профессий.

С 1974 года работал в Санкт-Петербургских реставрационных мастерских Эрмитажа, а затем стажировался в Московском Всесоюзном Научно Исследовательском Институте Реставрации (ВНИИР). Считает своим наставником Гринкруга Михаила Соломоновича, взрастившего целую плеяду Союзных реставраторов.

Много лет К. Алтынбеков отдал работе в «Казмузейреставрация». После перестройки и распада госучреждений создал свою Научно-реставрационную лабораторию «Остров Крым» в Алма-Ате. Параллельно основной работе в 2000 году стажировался во Франции, в реставрационных мастерских Лувра и Гренобля.

Со временем, его жена Саида и дочери пошли по его стопам и стали работать вместе с ним, как реставраторы и дизайнеры.

Научно-реставрационная лаборатория «Остров Крым»

Более 37 лет реставрационного опыта позволили преобразовать небольшую реставрационную мастерскую в известный научно-реставрационный центр. С 2001 года Крым Алтынбеков является основателем и руководителем Научно-реставрационной лаборатории «Остров Крым», занимающейся реставрацией, консервацией и полной реконструкцией археологических находок и других памятников культуры. В лаборатории реставрируются находки их металла, камня, текстиля, кожи, меха, кости и других материалов. Под его руководством работают редкие специалисты, имеющие уникальный опыт в области реставрации.

В начале 2000-х годов, после серий экспериментов и изучения мирового опыта, Крым Алтынбеков изобретает метод консервации деградированной археологической древесины (впоследствии метод дорабатывался). Благодаря этому изобретению ему удается сохранить обширный археологический материал, обнаруженный в курганах Берельского могильника, а позднее, на основе отреставрированных находок, разработать и создать реконструкцию конского парадного убранства, относящегося к V—III векам до н. э.<ref name="multiple3" /> Теперь эти реконструкции боле известны как «Конь берельского вождя», и находятся в музеях Казахстана.

Отреставрированные, сохраненные и воспроизведенные работы в Научно-реставрационной лаборатории Крыма Алтынбекова являются своеобразным осмыслением огромного пласта Скифского искусства и культуры.

По убеждению реставратора сохранение и восстановление древних ценностей необходимо для подтверждения устных и письменных исторических свидетельств, и для лучшего понимания культуры предков.<ref name="multiple3">«Остров Крым» — реставрация и реконструкция http://zodchiy21.ru/2012_2/assets/seo/page84.html/</ref>

После серии поездок в Монголию, реставратор начал создание точных копий каменных стел с древнетюркскими письменами. С 2008 года его лаборатория занимается консервацией наскальных рисунков. Так, впервые сотрудниками лаборатории отреставрирован памятник наскального искусства Тамгалытас вдоль реки Или. Из-за недоступности наскальных рисунков, к работе были привлечены профессиональные альпинисты для надежной страховки реставраторов.

В 2011 году по замыслу и под руководством Крыма Алтынбекова осуществлен проект музея — экспозиционный зал «Курган сакского вождя» в Назарбаев Центре (бывш. Президентский Центр Культуры) (г. Астана). В музее находятся отреставрированные сруб, саркофаг, множество отдельных артефактов, а также ноу-хау Крыма Алтынбекова — захоронение лошадей с останками и сопутствующими артефактами, которое было изъято из кургана цельным блоком, перевезено и законсервировано и отреставрировано в лаборатории. Такой подход дал возможность увидеть все артефакты в комплексе в том состоянии, в котором они дошли до нас. Музей имитирует строение кургана изнутри и позволяет посетителю полностью погрузиться в атмосферу древности.

В 2011 году была начата комплексная консервация и реставрация древнетюркского мавзолея Майхан Уул, расположенного на территории современной Монголии. Международным реставрационным советом была выбрана казахстанская методика, разработанная Крымом Алтынбековым, которая и была использована на памятнике. В последующем планируется дальнейшая музеефикация и реконструкция объекта под открытым небом<ref>Древнетюркский мавзолей Майхан Уул http://www.liter.kz/index.php?option=com_content&task=view&id=7920&Itemid=2/</ref><ref>Древнетюркский мавзолей Майхан Уул на TengriNews http://tengrinews.kz/picture_art/foto-uchenyie-kazahstana-nashli-mongoliey-mavzoley-drevnetyurkskogo-imperatora-200227/</ref><ref>ИА «Новости-Казахстан» об открытии в Монголии http://newskaz.ru/photo/20111027/2060754.html</ref>.

Как реставратор, К. Алтынбеков активно участвует в международных конференциях по консервации, реставрации, реконструкции древних памятников.

Множество отреставрированных экспонатов пополняют фонды музеев Казахстана, и становятся частью международных выставок. Так, некоторые экспонаты, отреставрированные в лаборатории Крыма Алтынбекова в 2012 году, стали частью выставки «NOMADS AND NETWORKS: The Ancient Art and Culture of Kazakhstan»<ref>Видео сюжет на НТВ-Америка — Выставка в США, Нью-Йорк, ISAW — «NOMADS AND NETWORKS» http://www.youtube.com/watch?v=olB2Bq1Gve0/</ref> в Вашингтоне и в Нью-Йорке.

Реконструкции

Крым Алтынбеков посвятил свою жизнь доказательству существования древней культуры и богатой истории своей земли, ранее мало изученной. Реконструкции в этом деле помогают людям увидеть, чем на самом деле являлись найденные археологами артефакты. Им разработано и создано множество комплексных научных реконструкций, включающих полное облачение и снаряжение. Некоторые из них:

1996 год — «Золотой человек», эта самая полная и наиболее достоверная реконструкция костюма воина из кургана Иссык была признана верной археологами Казахстана. Сейчас реконструкции «Золотого человека», созданные Крымом Алтынбековым находятся в крупнейших музеях Казахстана, а также в штаб-квартире ООН. 1997 год — древнетюркский штандарт с волчьей головой<ref>Знамя древних тюрков http://nomad-kazakhstan.kazakh.ru/nomad-kazakhstan/6586.php/</ref>. 2001 год — Сарматский вождь, Аралтобе. 2005—2012 года — парадные убранства нескольких коней из Берельских курганов, а также снаряжение, такое как лук, стрелы, горит, щит, чекан, акинак и многие другие<ref>Выставка «Берел» и презентация «Золотого человека» после реконструкции в ЦГМ РК http://news.gazeta.kz/art.asp?aid=171155/</ref>. 2009 год — штандарт Берельского вождя с изображением тигрогрифона. 2011 год — собирательный образ сакского воина-вождя<ref>Собирательный образ сакского воина-вождя http://www.np.kz/index.php?newsid=7867/</ref>, признанный археологами и историками Казахстана, России и Германии. 2011 год — костюм воина и конское снаряжение по материалам кургана Талды-2.

Авторские работы

Главной авторской работой мастера, стала разработка костюма по археологическим данным так называемого «Золотого человека» из кургана Иссык, найденного в 1969 г. недалеко от Алма-Аты. Именно эта версия стала признанной специалистами в области истории и археологии Казахстана. Сейчас созданные им реконструкции «Золотого человека» экспонируются в Государственном музее РК (Алматы), Музее Первого Президента, Назарбаев Центре (Астана), штаб-квартире ООН (Нью-Йорк).

Древние археологические находки вдохновляют Крыма на создание его собственных творческих работ. Обширные знания в области истории, мифологии и культуры древних кочевников позволяют ему создавать продуманные, символичные образы, основываясь на творениях древних мастеров.

Среди них: уникальные ритоны-тигрогрифоны, прототипы которых использовались скифами в ритуале братания, ритуальный светильник<ref>Авторская работа — ритуальный светильник http://www.otbasym.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=36%3A2012-08-22-11-32-26&catid=8%3A2012-08-22-11-31-24&Itemid=100&lang=ru/</ref>, зажигаемый по особым событиям, ритуальный казан, и множество ювелирных украшений, основанных на традициях скифо-сакского искусства и отражающие мифологию древних номадов. Авторские работы находятся в фондах различных музеев и в частных коллекциях разных стран мира.

Выставки

Множество созданных Крымом Алтынбековым реконструкций древних облачений и атрибутов, а также его авторские работы стали основой для комплексных выставок, путешествующих по территории Казахстана, Азии, Европы и Америки. Выставки дают возможность зрителям прикоснуться к цивилизации древних кочевников более чем 2-хтысячелетней давности — скифов, саков, сарматов и др. народов через высокохудожественные реконструкции Крыма Алтынбекова, созданных на основе археологических находок, а также консервационно-реставрационных работ.

Его персональные выставки, а также работы в составе других выставок проходили в следующих городах:

Публикации

  • Ахметкалиев Р. Б., Алтынбеков К. Состав для консервирования и укрепления археологических находок из деградированной древесины. Патент РК № 12176. — 2001.
  • Ахметкалиев Р. Б., Алтынбеков К. Состав для консервирования и укрепления археологических находок из деградированной древесины. Предварительный патент РК № 16940. — 2004.
  • Ахметкалиев Р. Б., Алтынбеков К. Состав для консервирования и укрепления археологических находок из деградированной древесины. Предварительный патент РК . № 17071 . — 2004.
  • Самашев З. С., Ахметкалиев Р. Б., Алтынбеков К. Консервация и реставрация деградированной древесины Берельского кургана 11. Алматы, 2004.
  • Алтынбеков К., Ахметкалиев Р. Консервация и реставрация артефактов из древесины из Берельского кургана 11 // Сохранение и использование объектов культурного и смешанного наследия современной Центральной Азии. Алматы, 2005. С. 181—184.
  • Алтынбеков К., Ахметкалиев Р., Чарлина Л. Научно-реставрационная лаборатория «Остров Крым»: опыт сотрудничества с археологами //Мәдени мұра, 2009. № 1(22). С.90-96.
  • Алтынбеков К. О сохранении археологических находок // II Международная научная конференция «Кадырбаевские чтения — 2010». Актобе, 2010. С.177-183.
  • Алтынбеков К., Алтынбекова Д. Исследования и реконструкция костюма по материалам кургана Аржан 2 // Интеграция археологических и этнографических исследований. Сборник научных трудов. Часть 1. Казань, 2010. С.253-256.
  • Алтынбеков К. Опыт сохранения и презентации памятников археологии // Казахстан и Евразия сквозь века: история, археология, культурное наследие. Алматы, 2010. С.401-406.
  • Алтынбеков К., Ахметкалиев Р. Исследование, консервация и реставрация археологических находок из берельских курганов.// Поиск 2010, № 3. С. 44-49.
  • Алтынбеков К. Музеефикация археологического раскопа // Маргулановские чтения — 2011. Астана, 2011. С.388-390.
  • Алтынбеков К., Чарлина Л. Ф. Реставрация памятников наскального искусства с антропогенными повреждениями// Наскальное искусство в современном обществе. Материалы международной конференции. Кемерово, 2011. С.169-172<ref>Алтынбеков К., Чарлина Л. Ф. Реставрация памятников наскального искусства с антропогенными повреждениями// Наскальное искусство в современном обществе. Материалы международной конференции. Кемерово, 2011. С.169-172 http://www.gukmztp.ru/img%20new/Programma%20konferensii.pdf/</ref>
  • Алтынбеков К. Книга «Возрожденная из пепла», 2013 г. Научно-реставрационная лаборатория «Остров Крым», город Алматы, Казахстан
  • Алтынбеков К. Книга «Возрожденные сокровища Казахстана: Опыт научной реставрации», 2014 г. Научно-реставрационная лаборатория «Остров Крым», город Алматы, Казахстан

Некоторые факты

Шаблон:External media Крым Алтынбеков стал главным героем одной из глав книги британского писателя Кристофера Роббинса (англ. Christopher Robbins) о Казахстане — «In Search of Kazakhstan: The Land That Disappeared», В русском переводе — «Казахстан — это родина яблок»<ref>Крым Алтынбеков в книге Кристофера Роббинса «In Search of Kazakhstan: The Land That Disappeared» http://museumstudies.tumblr.com/post/18178548259/museum-professionals-krym-altynbekov-almaty/</ref>

В 2011 году Крым Алтынбеков принял участие в экспедиции Рустема Абдрашова — «В поисках Тенгри», преодолев за рулем более 5 тысяч километров на пути к Улан-Батору<ref>По пути Чингисхана. Алтайский край. Карла Нур http://www.voxpopuli.kz/post/view/id/381/</ref>.

В 2014 году, 14 марта, Крым Алтынбеков стал кавалером Ордена заслуг Венгерского Рыцарского Креста за выдающиеся заслуги в возрождении и продвижении скифо-сакского наследия.

Награды: Рыцарский крест ордена Заслуг (Венгрия), Орден «Құрмет», «Мәдениет қайраткері»

Ссылки

Шаблон:Примечания

Шаблон:Rq