Курмангазы Сагырбайулы

Материал из Казахстанская Энциклопедии

Версия от 08:38, 27 марта 2017; 145.255.170.27 (обсуждение)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)

Шаблон:Казахское имя-2 Шаблон:Музыкант Курмангазы Сагырбайулы (Шаблон:Lang-kk, (1818, Букеевская Орда, Российская империя — 1896, Букеевская Орда, Астраханская губерния, Российская империя) — легендарный казахский народный музыкант, композитор, домбрист, автор кюев (пьес для домбры). Выходец из рода Кызылкурт. Оказал большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры.

Биография

Родился в 1818 году в Букеевской Орде (ныне Жангалинский район Западно-Казахстанской области) в семье бедняка Сагырбая. С раннего детства занимался игрой на домбре. Рано появившаяся склонность мальчика к музыке не вызывала у отца одобрения. Мать Курмангазы Алка, человек яркой индивидуальности и сильной воли, наоборот, разделяла любовь сына к музыке и поддерживала его. В возрасте 6 лет под давлением жестокой нужды Курмангазы был отдан в пастухи. В родном ауле Курмангазы с увлечением слушал заезжих кюйши, среди которых особо выделялся кюйши Узак, который заметил в юном Курмангазы особый интерес к музыке и предсказал ему большое будущее. В возрасте 18 лет Курмангазы покидает родной аул и начинает скитальческую жизнь бродячего кюйши. Вместе с Узаком он участвует в состязаниях, развивает своё мастерство и выдвигается в ряды выдающихся домбристов.

Был очевидцем народного восстания казахов Букеевской орды (18361838) под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова против хана Джангира и русского колониализма. Один из первых кюев «Кишкентай» («Малый») — была посвящена народному восстанию. За открытую критику богатых подвергался преследованиям. Курмангазы Сагырбайулы был неоднократно заточен в тюрьму, однако, он никогда не сдавался. Он сидел в тюрьмах Уральска, Оренбурга; существуют сведения, что ему приходилось сидеть в Иркутской тюрьме. Переживший скитания, оскорбления и преследования кюйши создает кюи «Алатау» и «Сарыарка», отразившие глубокие думы народа о независимости и свободе, любовь к своей земле.

Курмангазы был знаком с представителями русской прогрессивной культуры — филологами, историками, этнографами, которые собирали материал о казахской музыке, музыкантах и народных инструментах. Современник Курмангазы Сагырбаева уральский журналист и поэт Никита Савичев в газете «Уральские войсковые ведомости» писал: «Сагырбаев — редкая музыкальная душа и, получи он европейское образование, то был бы в музыкальном мире звездой первой величины…» Кюй «Лаушкен» Курмангазы посвятил русскому другу, который помог ему в трудные минуты жизни. Его дружеские чувства отражены также в кюях «Машина», «Перовский марш» и других.

В 1862 году Курмангазы наконец встречается с земляком, другим великим кюйши Даулеткереем. Оба домбриста-импровизатора заметно повлияли друг на друга. Кюй Даулеткерея «Булбул» (Соловей) Курмангазы включил в свой репертуар.

Вершиной творчества Курмангазы является кюй «Сары-Арка» наполненный светлой тональностью, рисующий картину бескрайних просторов казахской степи. Особые приёмы игры Курмангазы, во многом развивающие музыкальную технику того времени, бережно восприняли и разработали его ученики и последователи. Среди них были Махамбет Утемисов, Дина Нурпеисова, Ергали Есжанов и другие.

В 1880 году Курмангазы поселяется в местечке Сахма под Астраханью. Курмангазы, умудренный опытом, ставший глубокоуважаемым аксакалом в народе, собирает вокруг себя преемников по исполнительскому искусству — это Дина Нурпеисова, Ергали Есжанов, Мамен, М. Сулейменов. Широко известные в то время домбристы — Кокбала, Менетай, Менкара, Сугурали, Торгайбай, Шора — также считали себя учениками Курмангазы.

Умер в 1896 году, похоронен он в селе Алтынжар нынешнего Володарского района Астраханской области России.

К настоящему времени сохранилось 60 кюев Курмангазы.

В сборнике кюев «Қазақтың дәстүрлі мың күй» кюи Курмангазы исполняют такие домбристы; Кали Жантлеуов (1902-1993), Гильман Хайрошев (1914), Малгаждар Аубакиров (1934-1996), Ермек Казиев (1947), Айтжан Токтаган (1946), Рустембек Омаров(1919), Азидолла Ескалиев (1934), Шамиль Абильтаев (1948), Каршыга Ахмедьяров (1946-2010), Рыспай Габдиев (1936-2003), Туяк Шамелов (1951), Мухит Битенов (1912-1983), Ермек Казиев (1947), Мурат Сыдыков (1919), Садуакас Балмагамбетов (1941-1999), Бакыт Басыгараев (1928-2001), Айгуль Улкенбаева (1962), Марат Оскенбаев (1904-1982), Бакыт Карабалина (1921-2001)

Литература

Алимжанов А. Юность Курмангазы // Курмангазы / Сб-к стат. под ред. А. Нысанбаева. Алма-Ата, 1998, с. 485-507

Аравин Ю.П. Новые материалы о Курмангазы//Вестник АН КазССР. Алма-Ата, 1961, с. 52-60 

Аравин П.В. К вопросу о музыкальном стиле Курмангазы // Курмангазы / Сб-к стат. под ред А. Нысанбаева. Алма-Ата, 1998, с. 132-162

Байкадамова Б.Б. Функциональные основы темообразования в казахской домбровой музыке (на примере кюев Курмангазы). Автореферат канд. дисс. Ташкент, 1984, 22 с. 

 Бабалар сөзі: жүзтомдық Күй аңыздар / под ред . С.Қасқабасова.  Т. 84. Астана, 2012 – c. 197-208

Васильев Г. «Сары-Арка» / Роман. Астана: Аударма, 2012 − 360 с.

Гизатов Б. «Его домбра звучала для народа». К 175-летию со дня рождения Курмангазы / Казахстанская правда. 7 сент., 1993 

Джумакова У.Р. Кюи Курмангазы и проблемы казахской музыки 20 века // Курмангазы / Сб. статей под ред. А. Нысанбаева. А., 1998, с. 181-201

Жубанов А. К., «Курмангазы» (монография), Алматы, 1936.

Жубанов А. К., «Струны столетий», Алматы, 1958.

Ирмуратов Х. Повесть о Курмангазы// Сб-к стат. под ред. А. Нысанбаева. Алматы, 1998 – с. 479-526

Кекільбай Ә. «Күй құдірет». Қурманғазының тұғанына 175 жыл / Егемен Казакстан. 11.09.1993

Кекільбай Ә. «Күй тәңірі» Қурманғазының тұғанына 175 жыл / Егемен Казакстан. 19.10.1993

«Кюй Курмангазы синхронно сыграли домбристы по всей стране» https://tengrinews.kz/music/kyuy-kurmangazyi-sinhronno-syigrali-dombristyi-vsey-strane-308039/

Нажимеденов Ж. Курмангазы // Курмангазы / сб-к стат. под ред А. Нысанбаева. Алма-Ата, 1998, с. 479-485

Шегебаев П. История казахской инструментальной музыки 19 века. Астана, 2008, 57 с.

Құрмангазы : жинақ (редактор Нысанбаев Ә. Н.) — Алматы : Қазақ энциклопедиясы, 1998 — 544 с.

Курмангазы. «Сары-Арка» (сборник 20 кюев), Алматы, Онер, 2001.

Құрмангазы: жинақ / құраст. Iзiмұлы М. — Алматы : Арыс, 2004 — 320 с.

Дискография

В 2005 году в Казахстане был издан Сборник из 3-х СD основоположника народного музыкального инструмента Курмангазы. Все 74 кюя исполняются на домбре.

  • Сборник «Құрманғазы күйлері»-1, 2005
  • Сборник «Құрманғазы күйлері»-2, 2005
  • Сборник «Құрманғазы күйлері»-3, 2005
  • «Қазақтың дәстүрлі мың күй». Антология казахских традиционных кюев (под ред. М. Кулмухамеда). Астана, 2009  

Память

  • 1934 год — создан Казахский Академический оркестр народных инструментов имени Курмангазы.
  • С 1945 года Казахская национальная консерватория в г. Алма-Ата носит имя Курмангазы.
  • В 1960-х годах именем Курмангазы были названы улицы в Алма-Ате и Астрахани, а затем в Уральске и Атырау.
  • В 1965 году учреждена Государственная премия Казахской ССР имени Курмангазы.
  • В 1967 году композитор Евгений Брусиловский написал симфонию «Курмангазы» (Государственная премия Казахстана, 1967).
  • В 1987 году Газиза Жубанова завершила работу Ахмет Жубанова по написанию оперы «Курмангазы».
  • В 1993 году в первом выпуске национальной валюты независимого Казахстана была выпущена банкнота достоинством 5 тенге с изображением Курмангазы.
  • В 1997 году в селе Алтынжар Володарского района Астраханской области, на месте его погребения был построен мавзолей,в 2003 году при совместном участии России и Казахстана было начато строительство культурного комплекса и современного здания музея, и ныне новый комплекс представляет собой архитектурный ансамбль из трёх зданий, имитирующих большие белые юрты, и огромный гостиничный комплекс. Здесь же открыта музыкальная школа домристов.
Файл:Altynzhar Mavzolej Kurmangazi.jpg
Мавзолей Курмангазы село Алтынжар, Астраханская область

Примечания

Шаблон:Примечания

Ссылки


Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>