Асылмуратова, Алтынай Абдуахимовна

Материал из Казахстанская Энциклопедии

Версия от 09:09, 17 апреля 2017; Moderator (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)

Шаблон:Театральный деятель Алтына́й Абдуахи́мовна Асылмура́това (род. 1 января 1961, Алма-Ата, Казахская ССР) — артистка балета и педагог, солистка Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова — Мариинского театра в 1982—1999 годах, прима-балерина английского Королевского балета (1989—1993) и Марсельского балета (1995—1997); народная артистка России, лауреат Государственной премии РФ (2001).

Художественный руководитель Академии русского балета имени А. Я. Вагановой в 2000—2013 годах, с 2015 года — художественный руководитель балетной труппы театра «Астана-опера»[1], с 2016 года — ректор Казахской академии хореографии.

Супруга танцовщика и педагога Константина Заклинского.

Биография

Алтынай Асылмуратова родилась в театральной семье: жизнь её родителей, бабушки и дедушки была связана с балетом[2]. Родители были выпускниками Ленинградского хореографического училища. Отец, заслуженный артист Казахской ССР Абдуахим Асылмуратов, был солистом Казахского государственного театра оперы и балета им. Абая, затем — художественным руководителем Алма-Атинского хореографического училища. Дед был главным балетмейстером Алма-Атинской государственной консерватории, прадед по отцовской линии был депутатом Государственной Думы Российской империи первого созыва[3]Шаблон:Не АИ. Мать, Галина Сидорова, была родом из Петербурга, где её родители в 1920—30-х годах танцевали на эстраде. После окончания училища она вышла замуж за военного, во время Великой Отечественной войны вместе с родителями эвакуировалась в Алма-Ату, где начала танцевать в балетной труппе Театра оперы и балета им. Абая и, разведясь с первым мужем, вышла замуж за Абдуахима Асылмуратова. После окончания войны осталась жить в Алма-Ате, где и родилась Алтынай.

Детство Алтынай прошло за кулисами театра, она любила танцевать, но мать, зная трудности профессии, не хотела отдавать ребенка в балетную школу. Алтынай послали в Ленинград на вступительные экзамены в Ленинградское хореографическое училище лишь благодаря настойчивости бабушки и деда.

Алтынай окончила училище в Шаблон:Год в театре году по классу Инны Зубковской, после чего была принята в кордебалет Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова. С 1980 по 1999 год была солисткой Шаблон:Comment (с 1987 года — прима-балерина). Работала с педагогом-репетитором Ольгой Моисеевой. Также в 1989—1993 годах являлась солисткой английского Шаблон:Нп5, в 1995—1997 годах — труппы Марсельского национального балета, где танцевала репертуар Ролана Пети. В Шаблон:Год в театре году была приглашена в Парижскую Оперу, где исполнила главные партии в балетах Рудольфа Нуреева «Баядерка» и «Лебединое озеро», тем самым, став одной из первых русских балерин, кто выступил с этой труппой после некоторого промежуткаШаблон:Ref+.

Среди партнёров Асылмуратовой были танцовщики Константин Заклинский, Фарух Рузиматов, Евгений Нефф, Игорь Зеленский, Махар Вазиев(в Петербурге), Ирек Мухамедов (в Лондоне), Ян Брёкс (в Марселе).

В Шаблон:Год в театре году за исполнение партии Кармен в одноимённом балете Ролана Пети, поставленном в Мариинском театре, получила петербургскую театральную премию «Золотой софит». В том же году, на пике своей карьеры, Алтынай оставила сцену, после чего занялась педагогической деятельностью, начав преподавать в своей родной школе — Шаблон:Comment.

В 2000 году окончила педагогический факультет Академии имени Вагановой[4], начиная с 2000 года являлась её первым проректором — художественным руководителем. ПозднееШаблон:Когда ей было присвоено звание профессора.

Дважды (в 2002 и 2012 годах) была членом жюри премии «Бенуа танца». В 2003 году была членом жюри международного конкурса «Приз Лозанны» (Швейцария), неоднократно являлась членом жюри балетного фестиваля Dance Open (Санкт-Петербург).

В декабре 2013 года в результате скандального назначения Министерством культуры на должность исполняющего обязанности ректора Академии имени А. Я. Вагановой солиста московского Большого театра Николая Цискаридзе, Алтынай Асылмуратова была вынуждена покинуть свой пост: 4 ноября Шаблон:Год в театре года, после появления информации о том, что с приходом Цискаридзе художественное руководство перейдёт к балерине Мариинского театра Ульяне Лопаткиной, педагоги Академии и артисты балета Мариинского театра обратились в Министерство культуры с письмом, в котором требовали пересмотреть решение о назначении Николая Цискаридзе и Ульяны Лопаткиной на руководящие должности, оставив художественное руководство школой за Алтынай Асылмуратовой[5]. Министерство культуры сообщило о продлении с ней контракта, однако уже в начале декабря Алтынай уволилась по собственному желанию, отказавшись сообщить о причинах своего ухода[6].

Практически сразу была приглашена на работу в Михайловский театр, где с 13 декабря 2013 года по март 2014 года являлась советником генерального директора по балету[7]. В 2015 году была приглашена в Казахстан, в государственный театр оперы и балета «Опера Астаны» — сначала в качестве педагога-репетитора и хореографа-постановщика[8][9], а затем — и художественного руководителя балетной труппы (вступила в должность 16 марта)[1].

29 августа 2016 года была назначена ректором Казахской академии хореографии (Астана)[10].

Семья

Муж Алтынай, солист балета Шаблон:Comment Константин Заклинский, был сценическим партнёром балерины на протяжении практически всей её творческой карьеры. Их дочь Анастасия в 2013 году закончила Академию русского балета имени А. Я. Вагановой и была принята в труппу Мариинского театра. С 2016 года является солисткой балетной труппы Оперы Астаны (Казахстан).

Творчество

Алтынай Асылмуратова — балерина лирико-драматического амплуа, её танец отличался красотой линий и выразительной актёрской игрой. Шаблон:Начало цитатыАсылмуратова способна передать рафинированный стиль старинных балетов и свободу современной хореографии. Она может предстать героиней, сошедшей со старинной гравюры, и девушкой с обложки модного журнала. Асылмуратова очень женственна, не подвержена модным психопатическим рефлексиям, её мир добр, открыт и светел.Шаблон:Конец цитаты

Репертуар

Шаблон:Кол

Театр оперы и балета имени С. М. Кирова / Мариинский театр
  • Никия, «Баядерка» Мариуса Петипа в редакции Владимира Пономарёва и Вахтанга Чабукиани
  • Эгина, «Спартак» Юрия Григоровича
  • Медора, «Корсар» Мариуса Петипа в редакции Петра Гусева
  • Зарема, «Бахчисарайский фонтан» Ростислава Захарова
  • Джульетта, «Ромео и Джульетта» Леонида Лавровского
  • Сильфида, «Сильфида» Августа Бурнонвиля в редакции Эльзы-Марианны фон Розен
  • Маша, «Щелкунчик» Василия Вайнонена
  • Терпсихора, «Аполлон Мусагет» Джорджа Баланчина
  • Зобеида, «Шехеразада» Михаила Фокина
  • Клеманс (Генриетта?), Раймонда, «Раймонда» Мариуса Петипа в редакции Константина Сергеева
  • мазурка, 7-й вальс, «Шопениана» Михаила Фокина
  • Нестан-Дареджан, «Витязь в тигровой шкуре» Олега Виноградова
  • па де де I акта, Жизель, «Жизель» Жана Коралли и Жюля Перро в редакции Мариуса Петипа
  • Персидка, пляска персидок в опере «Хованщина»
  • «Па-де-катр» Антона Долина
  • «Лебедь» Михаила Фокина
  • «Призрачный бал» Дмитрия Брянцева

(*) — премьера спектакля на сцене Мариинского театра

Королевский балет, Лондон
Парижская национальная опера
Марсельский балетШаблон:Ref+
  • Сванильда, «Коппелия»
  • Кармен, «Кармен»
  • «Шери» (на музыку Франсиса Пуленка)
  • «Арлезианка»
  • «Чаплин танцует с нами»
  • «Гепард»
  • «Моя Павлова»

Шаблон:Конец кол

Фильмография

Признание

Примечания

Источники

Шаблон:Примечания

Комментарии

Шаблон:Примечания

Ссылки


Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>