Бальхозин, Игорь Борисович

Материал из Казахстанская Энциклопедии

Шаблон:Театральный деятель Игорь Борисович Бальхозин (9 августа 1913, Вятка — 13 мая 1988, Алма-Ата) — русский и казахский художник; член Союза художников Казахстана — председатель театральной секции; на протяжении более 50 лет, с 1934 по 1986 годы, — художник-декоратор Русского театра драмы в Алма-Ате, оформивший за это время только в этом театре 171 спектакль[1]. Художник часто участвовал в постановках и других театров, а также в выставках Союза художников Казахской ССР[2][3].

«Своим творчеством И. Б. Бальхозин способствовал развитию театрально-декорационного искусства республики», — говорится в казахском календаре на 2012 год, — как и в советских энциклопедиях, изданных ещё при его жизни[4][5][6].

Биография

Отец Бальхозина, Борис Петрович, — по образованию инженер, — был предприимчивым и энергичным наследником весьма респектабельной и обеспеченной семьи торговцев фарфором в Вятке. Их вяткинский дом 1878 года постройки, — двухэтажный купеческий «Дом Бальхозиных», — является известным городским архитектурным памятником[7][8][9].

Родной дядя Бальхозина, Леонид, был, наоборот, бессребренником, изобретателем-самоучкой и пламенным социалистом. После революции дядю-революционера, смастерившего действующую модель паровоза, охотно взяли преподавателем труда в местное Коммерческое училище, известное даже в соседних губерниях своими передовыми методиками и учебно-материальной базой[10]. В это училище, превращённое при новой советской власти в «среднюю школу I и II ступеней», и поступил его маленький племянник, Игорь[9].

Преподавательский состав в училище был, в основном, ещё дореволюционный. Рисование преподавал Алексей Иванович Столбов, — пожалуй, самый известный тогда в Вятке художник. Помимо преподавания в школе, А. И. Столбов был одним из организаторов Вятского отделения «Ассоциации революционных художников» (АХР, 1928), а также членом многих городских и областных «выставкомов», с определёнными связями[11].

Несомненно, именно А. И. Столбов позаботился о том, чтобы в 1931-м году его 17-летний талантливый ученик Бальхозин принял участие в межобластной выставке АХР[3]. Было ли дальнейшее следствием удачной выставки, известности семьи, влияния учителя или его собственной счастливой звезды, но в том же году, едва окончив школу, Бальхозин устраивается сразу художником-декоратором в местный театр. Через год Бальхозин уже перевёлся в областной театр по-соседству, в Вологду. Остаётся только восхищаться способностями юного художника, — ведь другого образования, кроме школьного, будущий заслуженный деятель искусств Казахстана так и не получил.

В послереволюционной Вятке ходили упорные слухи о «бальхозинских миллионах», — многие были уверены, что Бальхозины, отец Борис Петрович и его мать Анна Николаевна, очень состоятельны. Во время «раскулачивания» большевики их арестовали. О том, что в действительности произошло, можно только догадываться, но вскоре Бальхозиных отпустили, и в 1934 году отец и сын поспешили переехать в Алма-Ату[9]. Где 20-летний И. Б. Бальхозин, имевший уже три года стажа, быстро устроился художником-оформителем в Русский драматический театр, с которым оказалась связана почти вся его творческая судьба[2].

1930-е-1950-е — время неимоверного национального подъёма в Казахстане, время молодых и беззаветных тружеников, смело бравшихся строить республику почти с нуля. Эта эпоха дала Казахстану целую плеяду выдающихся учёных и деятелей различных искусств, заложивших основы последующего казахского образования, науки и культуры. Одним из них и стал практически самоучка Игорь Борисович Бальхозин, вместе с другими художниками незаметно поднимавший театрально-декорационное искусство в казахских театрах на высокий, «столичный» уровень.

Диапазон задач, которые решал Бальхозин за свои 50 лет работы художником в театре, охватывает почти все театральные жанры и почти все стили, допускавшиеся в то время в рамках «социального реализма», — от детской сказки до «сатиры на капиталистический строй», от классических трагедий и драм до современных мюзиклов[1].

Коллеги отмечали хорошее чувство пространства, света и колорита у Бальхозина, лаконичность символических форм, яркую образность его декораций, умение быстро и точно воспринимать режиссёрские установки[12]. Многих просто поражала трудолюбивая отделка его миниатюрных сценических макетов. — Когда в 1983 году, на 70-летие художника, выяснилось, что ни один из этих шедевров моделизма не сохранился, что после премьер Бальхозин их просто выбрасывал, некоторые художники сцены положили за правило обязательно сохранять макеты сцен — для истории[13].

С 1946 года И. Б. Бальхозин участвует в выставках казахстанских художников. С 1949 — в выставках Союза художников Казахской ССР. Несколько его картин хранятся в коллекции государственного музея Республики[14]. В 1960—1970-е годы возглавлял «театральную секцию» Союза художников, на съездах выступал с докладами и участвовал в прениях[15]. С 1958 — главный художник «родного» Русского театра драмы, с 1974 года и до выхода на пенсию (по болезни) — занимал должность художника-постановщика всё в том же театре. В 1946—1959 годы был художником-декоратором и в Казахском академическом театре драмы[16].

Помимо театра и живописи, увлекался теннисом и даже «задавал тон» среди любителей Алма-Аты в 1950-х-1960-х годах[17]. Время от времени занимался оформлением книг и разработкой публичных интерьеров.

Награды и звания

Выставки

По данным, собранным на момент до 1958 года, после войны И. Б. Бальхозин принимал участие в выставках почти ежегодно[3]:

  • 1931 г. 3-я очередная выставка картин и графики «Ассоциации революционных художников» (Вятка, 33 художника, также из соседних отделений АРХ, 163 произведения, издан иллюстрированный каталог).
  • 1936 г. Выставка, посвящённая творчеству великого русского драматурга А. Н. Островского в связи с 50-летием со дня смерти (Москва, 96 участников, издан иллюстрированный каталог).
  • 1947 г. Художественная выставка, посвящённая 30-летию октября (Алма-Ата, август-ноябрь, Дом офицеров; 50 художников, около 300 произведений; в Казахской государственной художественной галерее хранится «фотоальбом»; рецензии и отчёты в прессе — «Советская культура», 22 августа 1947 г.; «Казахстанская правда», 1 августа, 22 октября, 30 ноября 1947 г.).
  • 1948 г. Весенняя выставка произведений алма-атинских художников (Алма-Ата, с 4 июля, в помещении школы № 37. 32 художника, 158 произведений).
  • 1949 г. Осенняя отчётная выставка произведений художников Казахстана (Алма-Ата, декабрь, в помещении Академического театра оперы и балета имени Абая. 33 художника).
  • 1950 г. Республиканская художественная выставка «30 лет Советского Казахстана» (Алма-Ата, с 17 ноября, в фойе Академического театра оперы и балета имени Абая. 87 художников, 279 произведений живописи, графики и скульптуры. Издан каталог «Выставка работ художников в ознаменование 30-летия Казахской ССР. Каталог», Алма-Ата, 1950).
  • 1951 г. Республиканская отчётная выставка произведений художников Казахстана (Алма-Ата, с 4 декабря, в помещении Академического театра оперы и балета имени Абая. 64 художника, 197 произведений. Издан каталог «Отчетная выставка работ художников Казахстана. Живопись, скульптура, графика», Алма-Ата, 1951 г.).
  • 1952 г. Республиканская отчётная выставка работ художников Казахской ССР (Алма-Ата, с 5 декабря, фойе Академического театра оперы и балета имени Абая. 43 художника, 83 произведения. Издан каталог «Отчетная выставка работ художников Казахстана 1952 г. Живопись, скульптура, графика», Алма-Ата, 1952).
  • 1954 г. Выставка работ художников Казахстана, посвящённая 100-летию Алма-Аты (Алма-Ата, с 17 июля 1954 г., в Казахской государственной художественной галерее им. Т. Г. Шевченко. 24 художника, 72 произведения).
  • 1957 г. Республиканская художественная выставка произведений художников Казахстана, посвящённая 40-летию Великой октябрьской социалистической революции (Алма-Ата, ноябрь-декабрь, в Казахской государственной художественной галерее им. Т. Г. Шевченко. 115 художников, 337 произведений. Издан иллюстрированный каталог «Республиканская художественная выставка произведений живописи, скульптуры и графики художников Казахстана, посвященная 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции. 1957 год. Живопись, скульптура, графика, театр и декоративное искусство. Каталог», Алма-Ата, 1958).
  • 1958 г. Преддекадная выставка работ художников Казахстана (Алма-Ата, с 10 ноября, в Казахской государственной художественной галерее им. Т. Г. Шевченко. 117 художников, около 600 произведений. См.: Еланчик Е. «Полны дыханием Казахстана. Преддекадная выставка в галерее имени Т. Г. Шевченко», — журнал «Ленинская смена», Алма-Ата, 15 ноября 1958).
  • 1958 г. Выставка изобразительного искусства Казахстана (Москва, с 13 по 25 декабря, в Академии художеств СССР. 91 художник, 541 произведение живописи, скульптуры, графики, театрально-декорационного искусства. Издан иллюстрированный каталог «Выставка изобразительного искусства Казахстана. Каталог.», М., 1958).

Художественные постановки

И. Б. Бальхозин работал в нескольких театрах, — основным был для него «родной» Русский театр драмы, в котором за 52 года работы Бальхозин оформил в общей сложности 171 спектакль; спорадически на протяжении 13-ти лет сотрудничал и в Казахском академическом театре, где пьесы ставились на казахском языке; считанное количество пьес поставил в других театрах, в частности, этносоциальную пьесу Ауэзова «Каракынчак Кобланды» в Казахском Корейском театре. Шаблон:Сокрытие

В Казахском академическом драматическом театре создал декорации к спектаклям «На дне» М. Горького (1946), «Дружба и любовь», «Одна семья», «Кто мой отец» А. Абишева (1947, 1949, 1957), «Моя любовь» М. Иманжанова (1953). «Безграничный перепал» К.Бекхожина (1973)[2].

в Государственном корейском театре музыкальной комедии — пьесу «Каракынчак Кобланды» М. Ауэзова (1979)[2].

Примечания

Шаблон:Примечания


Шаблон:КНЭ
Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>