Жиенкулова, Шара

Материал из Казахстанская Энциклопедии

Версия от 21:49, 18 апреля 2017; Moderator (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)

Шаблон:Персона

Шара Жиенкулова (Шаблон:Lang-kk, настоящее имя Гульшара Жиенкулова, в замужестве Джандарбекова; 18 июля 1912 — 21 мая 1991) — казахская советская танцовщица, педагог.

Биография

Гульшара Жиенкулова была четырнадцатым ребёнком в семье Баймолды Жиенкулова, купца Первой гильдии из Верного (ныне Алматы).

Первая роль Шары Жиенкуловой в Казахском драматическом театре имени Ауэзова Пулиш по пьесе Б. Майлина «Майдан» («Битва»). Исполняла роли Енлик, Карагоз в пьесах «Енлик — Кебек», «Карагоз» М. О. Ауэзова и др.

Когда 13 января 1934 г. впервые поднялся занавес нового Казахского Государственного музыкального театра в Казахстане одним из ярких моментов в спектакле «Айман — Шолпан» (музыкальная драма М. Ауэзова) стал первый национальный казахский танец «Келиншек». Его придумала, поставила и сама исполнила Шара Жиенкулова, и это было начало казахской хореографии.

Шара Жиенкулова исполняла народные танцы в музыкальной драме «Айман — Шолпан» Ауэзова, в операх «Кыз Жибек», «Жалбыр» и «Ер Таргын» Е. Г. Брусиловского. Жиенкулова танцевала партию Мамыр в первом казахском национальном балете «Калкаман — Мамыр» (1938). Сыграла роль Балым в кинофильме «Амангельды». Совместно с балетмейстером Л. А. Жуковым осуществила постановку балета И. Н. Надирова «Көктем» («Весна», 1940). Шару Жиенкулову называют «бриллиантом» музыкально-пластического искусства. Она отличалась удивительной грацией, но особенно необычным был рисунок рук, говорящие движения пальцев, головы.Для неё Гульфайрус Исмаилова нарисовала картину «Казахский вальс».

Главным педагогом и наставником для Шары оказался опытный балетмейстер театра, бывший солист Большого театра и партнер всемирно известной Анны Павловой Александр Артемьевич Александров. Он дал Шаре хорошую основу русского классического танца и все время обращал внимание на необходимость национального характера в искусстве. Результатом их совместной работы явился «Таттимбет», который до сих пор считается одним из лучших казахских танцев. Александр Артемьевич был также создателем первой балетной студии и музыкально- хореографической школы в Алма-Ате. Зная семь языков, он освоил восьмой — казахский, пошел к наркому просвещения Темирбеку Жургенову и уговорил его в необходимости создания своей, казахской хореографии. Более того, Жургенов, отдал приказ по республике об изучении всеми артистами, независимо от их специализации, основ сценического движения.

В 1940—1962 гг. Жиенкулова работала в Казахской филармонии; в 1962—1966 гг. была руководителем ансамбля песни и танца КазССР. В 1966—1975 гг. Жиенкулова работала директором Алматинского хореографического училища (ныне Алматинское хореографическое училище имени А. Селезнёва). Её ученицы: народная артистка КазССР Г.Талпакова; заслуженные артистки КазССР К.Карабалинова, Б.Байжуманова и др. В 1965 году в Алма-Атинском хореографическом училище Шара Жиенкулова открывает «Народное отделение», у неё появляются ученики и последователи. Шара Жиенкулова много ездила по республике, изучая быт, традиции и обычаи разных регионов. В результате этих поездок появились танцы: «Таттимбет», «Айжан кыз», «Кара жорга», «Кырык кыз». В 1936 и 1958 годах участвовала в декадах казахской литературы и искусства в Москве.

Фильмография

Награды

Семья

Шара Жиенкулова была первой женой оперного певца Курманбека Джандарбекова. Брак зарегистрирован в 1928 году.

сын — Булат Джандарбеков (1932—1991), писатель, автор исторической дилогии «Саки» («Томирис»/«Подвиг Ширака»).

Память

  • В столице Казахстана Астане названа улица в честь Шары Жиенкуловой
  • 17 октября 2012 года в честь 100-летия танцовщицы, педагога, Народной артистки КазССР Шары Жиенкуловой" издана памятная марка в серии «Памятные, юбилейные даты и праздники».

Ссылки