Катастрофа Ил-18 в Алма-Ате (1966)

Материал из Казахстанская Энциклопедии

Шаблон:АвиакатастрофаШаблон:Dablink Во вторник 22 ноября 1966 года в аэропорту Алма-Аты при взлёте потерпел катастрофу Ил-18Б компании Аэрофлот, в результате чего погибли 2 человека.

Самолёт

Ил-18Б с бортовым номером 75665 (заводской — 188000704, серийный — 007-04) был выпущен заводом ММЗ «Знамя Труда» 23 декабря 1958 года и имел салон на 95 пассажиров. Его передали Главному управлению гражданского воздушного флота, которое 8 января 1959 года направило самолёт во Внуковский авиаотряд Московского территориального управления гражданского воздушного флота. 30 января 1961 года борт 75665 был уже передан в Алма-Атинский авиаотряд Казахского Управления Гражданской Авиации[1]. Всего на момент катастрофы авиалайнер имел 8407 часов налёта и 4440 посадок[2].

Предшествующие обстоятельства

В тот день небо над Алма-Атой было затянуто кучево-дождевыми облаками, шёл мокрый снег и стояла дымка. Взлётно-посадочная полоса была покрыта талым снегом слоем около 1—3 сантиметров и вскоре с командиром авиаотряда связался инженер ЛЭРМ, который передал, что при взлёте самолётов наблюдается большое количество брызг, которые угрожали попасть в двигатели. Тогда командир авиаотряда принял решение выпустить уже два подготовленных самолёта Ил-18 (75882 и 75665), после чего приступить к очистке полосы. Первым был борт 75882, который взлетел без замечаний[2].

Следом должен был взлетать борт 75665, который в данный день выполнял местный рейс Х-19 по маршруту Алма-АтаСемипалатинск, а далее рейс 102 по маршруту Семипалатинск—ОмскМосква. Пилотировал его экипаж из 240-го лётного отряда, состоящий из командира Шаблон:Comment, второго пилота Шаблон:Comment, штурмана Шаблон:Comment, бортмеханика Шаблон:Comment и бортрадиста Шаблон:Comment. В салоне работали бортпроводники Шаблон:Comment, Шаблон:Comment и Шаблон:Comment. Всего на борту находились 60 пассажиров (при пассажировместимости на 95 мест)[2].

Катастрофа

В 10:35 экипаж доложил о готовности к взлету по курсу 50°. После получения разрешения, в 10:36 был начат разгон, когда в его процессе произошло выключение двигателя № 3 (правый), а воздушный винт зафлюгировался, но экипаж этого не определил. Пробежав по полосе 150 метров по прямой, самолёт из-за возникшего дисбаланса тяги отклонился вправо под углом 1—2°. Ещё через 400 метров на скорости 160 км/ч правая тележка сошла на грунт, при этом самолёт отклонился от курса взлёта уже на 7°. Но при выкатывании самолёта на грунт, командир принял решение не прерывать взлёт. При этом он не знал о том, что один из винтов на правом крыле зафлюгирован, то есть тяга упала на четверть. Носовая стойка была оторвана от земли, когда Ил-18 на трёх двигателях продолжал разгоняться по траве, покрытой 7-сантиметровым слоем снега[2].

Командир экипажа знал, что впереди расположен овраг, поэтому на скорости 180 км/ч он потянул штурвал на себя до предела, надеясь оторвать самолёт от земли. Но вместо этого, из-за недостаточной скорости в 704 метрах от точки схода и в 102 метрах правее полосы авиалайнер ударился хвостовой частью о бугор высотой 0,7 метра, при этом конструкция фюзеляжа не выдержала удара и хвост отделился. Ил-18 перелетел небольшую речку и двигателем № 4 (правый) и передней и правой стойками шасси врезался в в её берег, при этом носовая стойка сломалась. Далее самолёт врезался в бугор, сломал часть правой плоскости с обоими правыми двигателями и правой стойкой шасси после чего наконец остановился в 127 метрах в стороне от ВПП и в 1400 метрах от начала разгона. На месте катастрофы возник небольшой пожар. Всего погибли 2 пассажира, а все остальные получили травмы различной степени тяжести[2].

Причины

Согласно выводам комиссии, непосредственной причиной катастрофы стало уклонение самолета на разбеге в результате выключения двигателя № 3 и флюгирования его воздушного винта в условиях ВПП, покрытой мокрым снегом. Помимо этого, к катастрофе привели[2]:

  1. Недооценка сложности условий взлета при принятии решения о выпуске самолетов в условиях ограниченной видимости.
  2. Неправильное принятие решения КВС на продолжение взлета при уклонении самолета с ВПП на скорости меньше скорости отрыва.
  3. Отсутствие доклада бортмеханика о флюгировании винта.

Наиболее вероятной причиной выключения двигателя № 3 было названо попадание мокрого снега и воды с ВПП от колёс передней опоры шасси в воздушный тракт двигателя при разбеге авиалайнера.

Примечания

Шаблон:Примечания

Шаблон:Авиационные происшествия 1966 года
Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>