Тлеубаев, Минтай Женельевич

Материал из Казахстанская Энциклопедии

Версия от 22:12, 18 апреля 2017; Moderator (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)

Шаблон:Однофамильцы Шаблон:Персона Минта́й Жене́льевич Тлеуба́ев (3 января 1947, Алма-Ата — 24 декабря 2009, Алма-Ата) — артист балета, балетмейстер, режиссёр массовых мероприятий, педагог, профессор, лауреат премии Ленинского комсомола, заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1984).

Биография

В 1967 году с отличием закончил Алматинское хореографическое училище им А. В. Селезнева. По окончании учёбы работал солистом балета в только что созданном ансамбле «Молодой балет Алма-Аты» под руководством Булата Аюханова. В 1968 году молодой артист поступает на балетмейстерское отделение Ленинградской Государственной консерватории им. Н. Римского-Корсакова. Его педагогами были выдающиеся мастера и деятели советского балета — Народный артист Грузии Г. Д. Алексидзе, Народный артист СССР П. А. Гусев. Успешную учёбу в консерватории талантливый студент совмещает с работой в Ленинградском Государственном университете в качестве педагога и хореографа. В этот период М. Ж. Тлеубаев для оперной студии Ленинградской консерватории и для артистов балета ленинградских театров ставит ряд балетных спектаклей и концертных миниатюр: «Золотой ключик» М. Вайнберга, «Аистенок» Д. Клебанова, «Болеро» М. Равеля, триптих (спиричуэлсы) народной негритянской музыки, «История любви» Ф. Лей. Свою дипломную работу хореограф защищал в Московском мюзик-холле, где по приглашению руководства создал концертную программу для балетной труппы, которая с успехом шла на сцене театра. После окончания службы в армии (1973—1974) М. Ж. Тлеубаев преподает на кафедре хореографии в Ленинградской Государственной консерватории им. Н. Римского-Корсакова.

В 1975 году Министерство культуры КазССР приглашает М. Ж. Тлеубаева в Алма-Ату на должность балетмейстера, а затем и главного балетмейстера в Государственный академический театр оперы и балета им. Абая. За период своей деятельности в театре талантливый балетмейстер осуществил целый ряд прекрасных постановок, как классического, так и национального и современного направлений.

Файл:Р. Байсеитова и Ю. Васюченко в балете "Аксак Кулан".jpg
Р. Байсеитова и Ю. Васюченко в балете «Аксак Кулан»

Балет «Аксак кулан» А. Серкебаева (1976) был признан лучшим спектаклем во время гастролей ГАТОБ им. Абая в Москве и отобран для показа в Большом театре шведскому королю, во время его визита в СССР в 1978 году. Известный балетный критик Н. Эльяш в статье о гастролях ГАТОБ им. Абая в Москве так писал о М. Ж. Тлеубаеве: «У него живой балетмейстерский почерк, его танцы осмысленны, изобретательны, их пространственный рисунок отличается четкими переливчатыми линиями»[1].

Не боясь внести что-то новое в создание хореографического произведения, балетмейстер берет рок-оперу «Брат мой, Маугли» А. Серкебаева (1982) как музыкальную основу для балетного спектакля[2]. Используя современную хореографию, поставил спектакль, который пользовался огромным успехом у зрителя и был новаторским для своего времени.

Балет «Вечный огонь»[3] С. Еркимбекова (1985) был посвящён матерям, потерявшим своих сыновей на фронте, во время Великой Отечественной войны. Спектакль раскрывает высокую духовность простых людей, а полифоничность изложения, своеобразный, оригинальный пластический язык героев, самобытный национальный колорит делают его подлинным произведением искусства.

В спектаклях «Классическая симфония» С. Прокофьева (1987), «Прощание с Петербургом»[4] И. Штрауса (1988), «Дама с камелиями»[5][6][7] Дж. Верди (1989) балетмейстер демонстрирует блестящее знание классического танца, зрелость мастера, чувство стиля, редкую музыкальность. В балете «Дама с камелиями», помимо артистов ГАТОБ им. Абая и народной артистки Казахской ССР Раушан Байсеитовой впервые в истории театра в премьерных спектаклях участвовали балерины из других республик — народная артистка СССР Бернара Кариева (Узбекистан) и народная артистка СССР Айсулу Токомбаева (Киргизия).

Кроме балетных спектаклей М. Ж. Тлеубаевым были поставлены танцы в более чем 20-ти оперных спектаклях, идущих на сцене ГАТОБ им. Абая.

Важными балетмейстерскими и режиссёрскими постановками стали его детские балеты. Спектакли «Русская сказка»[8] М. Чулаки (1975), «Три поросенка»[9] С. Кибировой (1982), «Доктор Айболит» И. Морозова (1987) всегда вызывали бурный восторг у маленьких зрителей. А спектакль «Три поросенка» до сих пор идет в разных городах Казахстана, России, Киргизии, Беларуси.

Мастер также является создателем детских массовых номеров, которые являются жемчужиной и визитной карточкой в репертуаре Алматинского хореографического училища им. А. В. Селезнева — «Королевские пингвины» Г. Гараняна, «Мальчишки-девчонки» А. Серкебаева, «Маленькая серенада» В. А. Моцарта, «Тентектер» Т. Кажгалиева, «Жасуландар балы» П. Чайковского.

Яркий талант, самобытный почерк, фантазия воплощены хореографом и в создании национальных танцев. Им поставлено свыше 50-ти хореографических миниатюр, идущих на сцене ГАТОБ им. Абая, в ансамбле «Салтанат», фольклорно-хореографическом ансамбле «Акку» (Караганда), создателем которого был и сам хореограф, в Центральном ансамбле песни и танца Министерства обороны РК, ансамбле Пограничной службы Комитета Национальной Безопасности РК. Творчество М. Ж. Тлеубаева широко известно и за пределами нашей республики. Его балетные спектакли и концертные номера идут в России (Москва, Новосибирск, Петрозаводск, Красноярск), Белоруссии, Украине, Киргизии, Узбекистане, Японии.

Многогранность мастера отмечена и в его педагогической деятельности. Он был профессором Казахской Национальной Академии искусств им. Т. Жургенова, где создал свою режиссёрскую школу и выпустил ряд молодых режиссёров-хореографов, которые работают в Казахстане и за его рубежом. Среди его учеников Адалят Акбарова, Гульназ Бахарова, Гузель Мухамеджанова, Даулет Досбатыров, Илона Ли, Динара Мергалиева, Руслан Кадыров, Олег Пак, Медет Тлеуханов, Дамир Уразымбетов, Анна Цой и многие другие.

М. Ж. Тлеубаев был главным режиссёром и главным балетмейстером свыше 100 мероприятий республиканского и международного масштаба. Среди них — XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов (Москва, 1985 г.), Презентация новой столицы (Астана, 1998 г.), Инаугурация Президента РК Н. А. Назарбаева (Астана, 2006), Год Абая в России (Москва, 2006 г.), ШОС (Шанхай, 2006), X сессия Ассамблеи народа Казахстана, Открытие года Казахстана в Украине (2007 г.), 1500-летие г. Туркестан, Дни культуры РК в КНР (Пекин), Фестиваль культуры РК в Японии (2008 г.), 200-летие Махамбета (Атырау) и мн. др. За свой большой вклад в развитие искусства Казахстана М. Ж. Тлеубаев был удостоен звания «Заслуженный деятель искусств Казахской ССР» (1984), а также благодарственного письма от президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева (2001), награждён многочисленными наградами и грамотами не только своей страны, но и других республик.

Минтай Тлеубаев дважды женат. Первой женой была Надежда Петровна Тлеубаева, второй — Светлана Николаевна Тищенко. У него двое сыновей — Марат (1973 г. р.) и Майлен (1977 г. р.) и четверо внуков.

Вся творческая, педагогическая и общественная деятельность Минтая Женельевича Тлеубаева, созданные им произведения на высоком профессиональном уровне представляют хореографическое искусство Республики Казахстан во всем мире.

Балеты

  1. «Болеро» М. Равеля. Оперная студия Консерватории им. Н. Римского-Корсакова (1972);
  2. «Аистенок» Д. Клебанова (1973);
  3. «Золотой ключик» М. Вайнберга. Оперная студия Консерватории им. Н. Римского-Корсакова (1974), Камерный балет "Москва" (1992);
  4. «Русская сказка» М. Чулаки. Казахский ГАТОБ имени Абая (1975);
  5. «Аксак кулан» А. Серкебаева. Казахский ГАТОБ имени Абая (1976);
  6. «Три поросенка» С. Кибировой. Казахский ГАТОБ имени Абая (1982);
  7. «Брат мой, Маугли» А. Серкебаева. Казахский ГАТОБ имени Абая (1982);
  8. «Вечный огонь» С. Еркимбекова. Казахский ГАТОБ имени Абая (1985);
  9. «Доктор Айболит» И. Морозова. Казахский ГАТОБ имени Абая (1987);
  10. «Классическая симфония» С. Прокофьева. Казахский ГАТОБ имени Абая (1987);
  11. «Прощание с Петербургом» И. Штрауса. Казахский ГАТОБ имени Абая (1988);
  12. «Дама с камелиями» Дж. Верди и В. Милова. Казахский ГАТОБ имени Абая (1989).

Либретто

Танцы в оперных спектаклях

Концертные номера

  • В. А. Моцарт «Маленькая серенада» (конец 1980-х);
  • Ш. Буарки «Королевские пингвины» (1979);
  • Сугур «Ынгай-Ток»;
  • Н. Тлендиев «Ак-ку»;
  • С. Еркимбеков «Тас-Аруан»;
  • Курмангазы «Бал-быраун»;
  • Сугур «Бозынген»;
  • Ыхлас «Кииз-басу»;
  • Е. Брусиловский «Шашу»;
  • А. Жубанов, Л. Хамиди «Косалка»;
  • А. Жубанов «Карлыгаш»;
  • М. Бороев «Звезда Аль-Хорезми»;
  • А. Серкебаев «Песнь о Хиросиме»;
  • А. Серкебаев «Икар»;
  • А. Серкебаев «Мальчишки-девчонки»;
  • Н. Тлендиев «Манкурт»;
  • Б. Дальдимбаев «Родина»;
  • Т. Кажгалиев «Тентектер»;
  • И. Штраус «Голубой Дунай»;
  • Ф. Мей «История любви»;
  • С. Байтереков «Алия»;
  • Народная негритянская музыка «Триптих (спиричуэлсы)»;
  • Народная «Турецкий танец».
  • П. Чайковский "Жасуландар балы" ("Бал суворовцев") (2009).

Примечания

Шаблон:Примечания
Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>