Тохары

Материал из Казахстанская Энциклопедии

Версия от 21:55, 18 апреля 2017; Moderator (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)

Шаблон:Индоевропейцы Тоха́ры (в настоящее время под этим именем чаще всего имеют ввиду псевдотохар[1] — народ Центральной Азии (известен с III по VIII век н. э.), говоривший на тохарских языках (т.е. на языках ārsí и kučaññe) — предположительно наиболее восточный носитель языков индоевропейской семьи. Не следует путать с истинными тохарами (тогарами), Шаблон:Lang-el)[2] - которые говорили на восточно-иранских языках и были родственны с юэчжами. Исследователи Р. Келлог, Е. Швентнер, В. Краузе, В. Порциг, Э. Бенвенист отмечали особо тесные связи, объединяющие тохарский (ārsí-kučaññe) с фрако-фригийским, германским и балто-славянским языками[3]. Предполагаемое самоназвание псевдотохар - ārsí и kučaññe. Исходно псевдотохары занимали место в Таримской впадине , Ганьсу). О предполагаемом их облике позволяют судить таримские мумии. Наиболее ранние мумии могут быть датированы XVIII веком до н. э., наиболее поздние — II веком н. э. Их отличают длинные, заплетённые в косы волосы рыжего либо светло-русого оттенка. Неплохо сохранились ткани — войлочные плащи и гетры с клетчатым рисунком.

Первоначальное место обитания

Файл:QizilDonors.jpg
«Тохары»
Файл:Asia 001ad.jpg
Расселение тохаров в Центральной Азии
Файл:Uyghur girl in Turpan, Xinjiang, China - 20050712.jpg
Светловолосая девочка уйгурской национальности (Китай: Синьцзян: Турфан)

Во все времена Средней Азии была присуща необыкновенная этническая пестрота и, зная это, остается только недоумевать, наблюдая смену «урало-дравидского» биполярного единства монолитным иранским миром. Предпосылки пересмотра сложившихся устоев обусловлены, кроме прочего, так называемой «тохарской проблемой», поскольку в контексте прежней схемы ни о каких тохарах или, тем более, прототохарах, конечно, речь не может идти вплоть до 2-ой половины II в. до н. э., когда на территорию Греко-Бактрии вторгаются племена юечжи. Известные по китайским хроникам да юечжи (большие юечжи) большинством исследователей отождествляются с тохарами классических античных источников[4].

Причина переселения юэчжи в земли вдоль Амударьи указана в книге Ши Цзи: «Вначале юэчжи жили между (округом) Дуньхуан и (хребтом) Цилянь. Когда (они) были разбиты сюнну, то ушли далеко. Миновав (Дай)юань, на западе напали на Дася и подчинили его. Затем основали крупный город к северу от реки Гуйшуй, сделав его ставкой правителя. Та небольшая часть (юэчжи), которые не смогли уйти, стали покровительствовать наньшаньским цянам (тибетский народ), и их называют сяоюэчжи»[5]

На данный момент можно выделить три гипотезы о прародине и путях миграций тохаров, которые при желании можно увязать с тремя соответствующими прародинами индоевропейских народов.

1) Условно «автохтонная», которая подразумевает окончательное выделение носителей тохарских языков (в рамках «Курганной гипотезы» или близких к ней) где-то недалеко от мест их исторического проживания. По сумме мнений наиболее подходящими на эту роль являются три южно-сибирские археологические культуры — афанасьевская культура, карасукская культура и андроновская культура. Андроновская культура довольно чётко увязывается с носителями индоиранских языков, поэтому её можно вычеркнуть из списка. Из оставшихся двух большинство исследователей (Даниленко В. Н.[6], Сафронов В. А.[7], Семёнов Вл. А.[8][9][10], Посредников В. А.[11], Напольских В. В.[12], а также зарубежные, например Меллори и Адамс[13]) считают наиболее подходящей афанасьевскую культуру. При этом по мнению Напольских В. В., данные лингвистики и археологии свидетельствуют о заметном участии прототохарского (точнее — уже паратохарского[14]) компонента в сейминско-турбинском транскультурном феномене[15]. Семёнов Вл. А. предлагает на роль прототохарской культуры ямную (древнеямную культурно-историческую общность), что наталкивается на жесткую критику, так как большинство исследователей видят в ней предков носителей индоиранских языков.

2) Условно «европейская», позволяющая увязать происхождение тохар с миграцией той или иной европейской археологической культуры, и связывает с этим появление в южной Сибири соответствующей культуры. Л. С. Клейн предлагает на эту роль балановскую группу (культуру) фатьяновской культуры, связывая таким образом её с карасукской, которую он видит как происходящую от фатьяновской. Ковалёв А. А. в ряде работ[16][17][18][19] предлагает на роль предков тохар представителей чемурчекской культуры Алтая, и выводя таким образом прототохар напрямую из западноевропейского неолита (Франция и Швейцария).

3) Условно «переднеазиатская», связывающая миграцию тохар непосредственно из предполагаемой «анатолийской прародины» индоевропейцев. Ковалёв А. А., автор гипотезы о миграции представителей чемурчекской культуры из Франции на Алтай (т. н. «Великая чемурчекская миграция неолита») в своих ранних работах[20] видел связь бронзовых изделий (в основном оружия) китайской культуры Чаодагоу с эламской традицией, выводя таким образом миграцию прототохаров в западный Китай из районов современного восточного Ирана. Близкую этой концепцию высказывали ранее Т. В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванов, указывая на родство тохарских языков с языком гутиев района Загроса[21].

Ветви

В науке разделяют тохар на истинных (или настоящих, которые являлись кочевниками и были частью племенного союза юэчжей (ятиев), говоривших на восточноиранских северных диалектах, родственных языкам скифов[22], ушедших на юг и давших имя области Тохаристан на севере земель современной Республики Афганистан) и неистинных (псевдотохар) — собственно тех, на кого перенесли это имя индийцы и др., но говоривших на тохарских диалектах, не имеющих близкого родства с языками юэчжей и не называвших себя тохарами, в отличие от настоящих тохар[23].

Генетика

В феврале 2010 года обнародовано генетическое исследование останков древних обитателей Таримского бассейна (в Синьцзян-Уйгурском автономном районе), из самого древнего слоя кладбища (ок. 2000 г. до н. э.), где взят пригодный для изучения материал. Все пробы принадлежали к мужской гаплогруппе R1a1a[24].

Примечания

Шаблон:Примечания

Ссылки


Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>