Швейцер, Михаил Абрамович

Материал из Казахстанская Энциклопедии

Версия от 20:37, 18 апреля 2017; Moderator (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)

Шаблон:Кинематографист Шаблон:Однофамильцы

Михаи́л (при рождении Моисе́й) Абра́мович Шве́йцер (19202000) — советский российский кинорежиссёр, сценарист. Народный артист СССР (1990). Лауреат Государственной премии СССР (1977).

Биография

Родился 16 февраля 1920 года в Перми[1] (по другим источникам — 16 марта в Пензе[2][3]).

Весной 1925 года семья переехала в Москву. Окончил режиссёрский факультет ВГИКа (1943, мастерская С. С. М. Эйзенштейна). В 1941—1942 годах — ассистент режиссёра ЦОКС, с 1943 года работал на киностудии «Мосфильм». Был ассистентом Михаила Ромма на фильме «Человек № 217» (1944). В 1951—1953 — режиссёр документальных фильмов и видовых киноочерков на Свердловской киностудии.

Первые работы в качестве постановщика создал совместно с однокашниками из ВГИКа — «Путь славы» (1949, с Б. А. Бунеевым и А. М. Рыбаковым) и «Кортик» (1954, по А. Н. Рыбакову, с В. Я. Венгеровым). Интерес Швейцера к человеческим судьбам не только в переломные моменты истории, но и в ситуации непростого нравственного выбора во вполне обыденной жизни проявился в его самостоятельных фильмах о советской деревне — «Чужая родня» (1956, по повести «Не ко двору» В. Ф. Тендрякова) и «Тугой узел» (1957, по В. Ф. Тендрякову). Последняя из лент подверглась резкой партийной критике и последующей переделке с целью упрощения и сглаживания конфликтов и характеров. Позднее она была выпущена в прокат под оптимистическим названием «Саша вступает в жизнь». Лишь в 1988 году режиссёр смог частично восстановить первоначальный вариант «Тугого узла».

Следующий фильм Швейцер поставил на историко-революционную тему. Это был «Мичман Панин» (1960) с В. В. Тихоновым в главной роли. Картина имела успех, что обеспечило Швейцеру место в обойме советских кинорежиссёров первого ряда. Незаурядное мастерство позволяло режиссёру даже в пафосных, идеологически правильных произведениях («Время, вперед!» по В. П. Катаеву, совместно с С. А. Милькиной, 1966; «Бегство мистера Мак-Кинли», по Л. М. Леонову, 1975) находить, кроме аттракционности и заострённости стилевых решений, по-своему стереоскопическое видение отображаемой эпохи.

В полной мере талант Швейцера раскрылся в серии экранизаций литературной классики. В своих версиях произведений Л. Н. Толстого («Воскресение», 19601962; «Крейцерова соната», с С. А. Милькиной, 1987), И. А. Ильфа и Е. П. Петрова («Золотой телёнок», 1968), А. П. Чехов («Карусель», 1970; «Смешные люди», 1978), А. С. Пушкина («Маленькие трагедии», 1979) и Н. В. Гоголя («Мёртвые души», 1984) режиссёр бережно, внимательно относясь чуть ли не к каждому слову классиков, сохраняет и личную интонацию, меняющую свой регистр подчас в пределах одной сцены: от комической, фарсовой, эксцентрической ноты до печальной, драматической, даже трагической.

В последнее десятилетие своей жизни, тяжёлое для всей российской кинематографии, режиссёр испытывал трудности с реализацией своих проектов, выпустив только два фильма — социальный фарс «Как живёте, караси?» (1992, совместно с С. А. Милькиной) и своеобразный бенефис «Послушай, Феллини!» (1993, совместно с С. А. Милькиной) с Л. М. Гурченко в единственной роли.

Михаил Швейцер умер 2 июня 2000 года. Похоронен на 39-м участке Востряковского кладбища Москвы.

Жена и сорежиссёр — С. А. Милькина.

Награды и звания

Премии

Фильмография

Режиссёрские работы и сценарии

  1. 1949 — Путь славы (режиссёр)
  2. 1954 — Кортик (режиссёр)
  3. 1955 — Чужая родня (режиссёр)
  4. 1957 — Тугой узел (режиссёр)
  5. 1960 — Мичман Панин (режиссёр)
  6. 1960 — Воскресение (режиссёр, сценарист)
  7. 1965 — Время, вперёд! (режиссёр, сценарист)
  8. 1968 — Золотой телёнок (режиссёр, сценарист)
  9. 1970 — Карусель (режиссёр, сценарист)
  10. 1975 — Бегство мистера Мак-Кинли (режиссёр)
  11. 1977 — Смешные люди! (режиссёр, сценарист)
  12. 1979 — Маленькие трагедии (режиссёр, сценарист)
  13. 1984 — Мёртвые души (режиссёр, сценарист)
  14. 1987 — Крейцерова соната (режиссёр, сценарист)
  15. 1991 — Как живёте, караси? (режиссёр, сценарист)
  16. 1993 — Послушай, Феллини! (режиссёр, сценарист)
  17. 2001 — Кошки под дождём (сценарист)

Актёрские работы

  1. 1966 — Время, вперёд!

Интересные факты

Шаблон:Значимость раздела В фильме «Золотой телёнок» Швейцер «передал привет» своему другу режиссёру Георгию Натансону: в одной из сцен фильма Остап Бендер (актёр Сергей Юрский), а в другой сцене Корейко (актёр Евгений Евстигнеев) — проходят мимо вывески на стене — «Фотография Г. Натансона».

Примечания

Шаблон:Примечания

Ссылки

Шаблон:Фильмы Михаила Швейцера Шаблон:Премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» 1987—2000 Шаблон:Библиоинформация
Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>