Иннокентий (Пустынский)

Материал из Казахстанская Энциклопедии

Шаблон:Имя+фамилия

Файл:Bishop Innocent (Pustynsky).jpg
Епископ Аляскинский Иннокентий (1903 - 1909)
Файл:Иннокентий (Пустынский) и Валентин Войно-Ясенецкий.jpg
Епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий (Пустынский) и священник Валентин-Войно Ясенецкий. 1921 год

Инноке́нтий (в миру Алекса́ндр Дми́триевич Пусты́нский; 6 (18) октября 1868, деревня Пустыня, Вологодская губерния — 3 декабря 1937, Алма-Ата) — деятель обновленчества, до 1923 года — епископ Православной Российской Церкви; русский духовный писатель.

Биография

Родился 6 октября 1868 года в семье пономаря Свято-Троицкой церкви Александро-Коровинской пустыни Вологодской губернии (ныне Шаблон:МР, Вологодская область). Крещён 26 сентября 1868 года (по старому стилю).

Рано лишился родителей, был пастушком, выучился грамоте у местного священника Василия Авдуевского, который и выхлопотал мальчику место в Вологодском духовном училище, собрав деньги на дорогу среди селян.

Окончил Вологодскую духовную семинарию (1883-1889). В 1893 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был назначен псаломщиком кафедрального собора в Сан-Франциско в Америке.

В середине сентября 1894 года пострижен в монашество и возведён в сан иеродиакона, а в конце сентября — в иеромонаха.

С 1895 года — помощник инспектора Новгородской духовной семинарии.

С 1897 года — помощник инспектора Московской духовной академии.

С 1898 года — исполняющий обязанности инспектора Московской духовной академии.

C 1899 года — член Санкт-Петербургского Духовного Цензурного Комитета в сане архимандрита.

В 1900 году за свой труд «Пастырское богословие в России за XIX в.» получил степень магистра богословия.

В том же году назначен ректором Тверской духовной семинарии.

В начале 1903 года — наместник Чудова монастыря в Москве.

14 декабря 1903 года в Санкт-Петербурге рукоположён во епископа Аляскинского, первого викария Северо-Американской епархии. Чин хиротонии совершали: митрополит Московский Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский Флавиан (Городецкий), архиепископ Казанский Димитрий, епископ Северо-Американский Тихон (Беллавин), епископ Тульский Питирим (Окнов), епископ Волынский Антоний (Храповицкий), епископ Якутский Никанор (Надеждин), епископ Гдовский Константин (Булычёв), епископ Нарвский Антонин (Грановский) и епископ Алавердский Евфимий (Елиев).

1 мая 1909 года был назначен епископом Якутским и Вилюйским. 23 февраля 1912 года уволен от управления епархией.

С 25 июня 1912 года — епископ Туркестанский и Ташкентский (кафедра — в Верном).

В декабре 1916 года перенёс центр кафедры из Верного (ныне г. Алма-Ата) в Ташкент (ныне в Узбекистане). С того времени до июня 1923 года — епископ Ташкентский и Туркестанский.

В 1917 году — член Всероссийского Поместного Собора.

В 1918 году ко дню Святой Пасхи возведён в сан архиепископа.

В начале 1920-х годов выступал против обновленчества вместе с протоиереем Андреем Маловым и мирянином профессором Валентином Войно-Ясенецким. Предложил последнему стать священником и в 1921 году рукоположил его. В 1922 году, по предписанию ГПУ, спешно покинул Ташкент.

В 1923 год обновленцы отправили архиепископа Иннокентия в заштат, а на его место, должен был приехать архиерей-обновленец. Не дожидаясь приезда раскольника, он в сослужении с епископом Сергием (Лавровым) совершает наречение во епископа Ташкентского архимандрита Виссариона (Зорина). Но на следующий день его ставленника арестовывают, сам же архиепископ Иннокентий ночью тайно бежал в Москву, надеясь оттуда попасть в Валаамский монастырь. Это ему не удалось и «спустя много времени», как пишет архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), «смог он пробраться в свою вологодскую деревню Пустынька».

В 1923 году признал юрисдикцию обновленческого «Синода Православной Российской Церкви», специальным посланием аннулировав свои выступления ташкентского периода, был назначен обновленцами архиепископом Курским и Обоянским.

С 1924 года — обновленческий митрополит Киевский и Галицкий, председатель Совета и ректор Богословской школы в Киеве.

Файл:Обновленческий митрополит Иннокентий (Пустынский).jpg
обновленческий митрополит Иннокентий (Пустынский)

Участвовал 15 ноября 1924 во «Всеукраинском совещании» перед II-м Собором обновленцев в Харькове (УАПЦ-«УПАЦ»), там отстаивал автокефалию и украинизации богослужения. Осудил религиозный фанатизм в Церкви, политические провокации государства против религии, агрессивную конфликтность «тихоновцев», хотя сам принадлежал ранее к Московской патриархии. Под его личным влиянием совещание постановило перевести богослужебные книги на современный украинский язык и послать священников к православным украинцам Кубани, Дона, Туркестана и Восточной Сибири с этими книгами.

В начале 1932 года назначается обновленческим синодом для управления Архангельской митрополией. Весной того же года — избирается быть председателем Церковного управления Северного края России.

14 марта 1933 года в вологодской деревеньке Пустыни арестован НКВД СССР по обвинению в «несогласии с политикой советской власти по отношению к церкви», в «антисоветской агитации и ведении деятельности по созданию контрреволюционного церковно-монархического подполья» (пункт 10 статьи 58 «антисоветская пропаганда»). По записям следователей на допросах не хитрил, вел себя достойно и честно. По приговору он был отправлен на 3 года в Казахстан в ссылку.

3 декабря 1937 года — НКВД его там в ссылке снова арестован и расстрелян в Алма-Ате.

Труды

  • Пастырское богословие в России за XIX век. (Сергиев Посад, 1899, магистерская диссертация)
  • Пастырское богословие. (Мысли по поводу изданной книги: «Пастырское богословие в России») // «Православный собеседник», 1900, I
  • «Многое и единое». (Лук. 10, 41, 42) // «Богословский вестник» 1898, октябрь, с. 8.
  • «Дары земные небесному жителю». «Богословский вестник» 1897, ноябрь, с. 169.
  • «Два пути». «Богословский вестник» 1897, октябрь.
  • Три искушения. Речь. (Тверь, 1901)

Библиография

  • «Церковные Ведомости» 1900, № 48, с. 368, 1901, № 1, с. 12, 1903, № 49, с. 388, 1909, № 20, с. 193, 1912, № 9, с. 55, 1918, № 17-18, с. 104.
  • «Приб. к „ЦВ“» 1903, № 49, с. 1938, № 51-52, с. 2023—2028.
  • «Русск. Паломн.» 1909, № 21, с 339, 1912, № 36, с. 555, 560.
  • «Церк. Обновл.» 1924, № 2-3, с. 6, 1925, № 5, 6, 7, с. 54, 55.
  • «Известия Казанской Епархии» 1912, № 4, с. 120, № 16, с. 516.
  • «Журнал Засед. Св. Син.» № 18 от 30 октября 1950 г.
  • «Укр. Прав. Благовестн.» 1925, № 16, с. 12.
  • «Прав. Собес.» 1901, январь, с. 91, 92, 1902, январь, с. 33, сентябрь, с. прил. 3, 1905, март, с. 542.
  • «ЖМП» 1955, № 3, с. 70.
  • «Мисс. Календ.» 1907, с. 133.
  • Попов Лаврентий, прот. Преосвящ. Иннокентий (Пустынский): Его служение на Якутской кафедре 1909—1911 гг. СПб., 1913. 31 с (Перепеч. из «Якутских епархиальных ведомостей» за 1909, 1911 гг.)
  • «Вестн. Всер. Союз. Общин Древле-Ап. Церкви». 1923, № 1, с. 16.
  • «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г.», с. 212—213.
  • Списки архиереев 1897—1944 гг. Патр. Алексия, с. 15.
  • Булгаков, с. 1394, 1417.
  • ФПС I, № 11, с. 1, III, с. 3.
  • ФАМ II, № 23, с. 2.
  • НЭС т. XIX, с. 480.
  • Кат-ЕС № 1, с. 5, п/№ 24.
  • Кат-АМ № 145.
  • БЭЛ т. V, стб. 973, 974.
  • БЭС т. I, стб. 945, 946, т. II, стб. 2196, 2401.
  • Grigorij (Afonsky), A History of the Orthodox Church in Alaska (1794—1917), Kodiak 1977, S. 88.
  • Библиографический указатель русских духовных писателей из монашествующих за 18-й, XIX-й века и половину XX-го столетия. / Составил В. Волков… Загорск, 1961. Ч. 1.
  • Рецензия на магистерскую диссертацию. Труды Киевской духовной академии. 1899, декабрь. «Православный Собеседник» 1902, приложен. 3.
  • Отзыв Св. Синода на магистерскую диссертацию. "Приб. к «ЦВ» 1902, № 23, с. 762.

Ссылки

Шаблон:Навигация

Шаблон:Епископы Ташкентские и Узбекистанские