Андроновская культура
Шаблон:Культурно-историческая общность Андро́новская культу́ра (культу́рно-истори́ческая о́бщность) — общее название группы близких археологических культур бронзового века, охватывавших в XVII—IX веках до н. э. Казахстан, Западную Сибирь, западную часть Средней Азии, Южный Урал.
Содержание
История открытия
Название происходит от деревни Андроново около города Ачинска, где в августе 1914 года А. Я. Тугариновым были обнаружены первые захоронения<ref>А. Я. Тугаринов Андрониковские могилы // Сибирская живая старина. Иркутск. 1926 год. стр.153-158 </ref>.
Андроновская культура была выделена советским археологом С. А. Теплоуховым в 1927 году. Исследования также проводились археологом К. В. Сальниковым, который в 1948 году предложил первую классификацию памятников андроновской культуры. Он выделял три хронологических этапа: фёдоровский, алакульский и замараевский.
В настоящее время в составе андроновской культуры выделяется по меньшей мере 4 родственных культурыШаблон:Нет АИ:
- Синташта-Петровка-Аркаим (Южный Урал, северный Казахстан, 2200—1600 до н. э.,
- Укрепление Синташта в Челябинской области, датируемое 1800 до н. э.;
- Поселение Аркаим, также в Челябинской области, датируемое 1700 до н. э.;
- Алакуль (2100—1400 до н. э.), в районе между реками Амударья и Сырдарья, пустыня Кызылкум;
- Алексеевка (1300—1100 до н. э.) в восточном Казахстане, влияние Намазга-Тепе VI в Туркмении
- Ингальская долина на юге Тюменской области, в которой последовательно сменяют друг друга памятники алакульской, фёдоровской и саргатской культур<ref>Спицына Л. Зов веков</ref><ref>Матвеев А. Снова об Ингальской долине</ref>
- Фёдорово (1500—1300 до н. э.) в Южной Сибири (впервые встречается кремация и культ огня);
- Бешкентский район — Вахш (Таджикистан), 1000—800 до н. э.
Распространение
Распространение андроновской культуры происходило неравномерно<ref>Андроновская культура // БРЭ. Т.1. М.,2005.</ref>. На западе она доходила до района Урала и Волги, где контактировала со срубной культурой. На востоке андроновская культура распространилась до Минусинской котловины, частично включив в себя территорию ранней афанасьевской культуры<ref>Карасукская культура // БРЭ. Т.13. М.,2008.</ref>. На юге отдельные материальные памятники обнаружены в районе горных систем Копетдага (Туркмения), Памира (Таджикистан) и Тянь-Шаня (Киргизия) — в область расселения дравидоязычных племён<ref>Камолиддин Ш. С. К вопросу об этногенезе узбекского народа </ref><ref>Массагеты // БРЭ. Т.19. М.,2011.</ref><ref>Иссык // БРЭ. Т.12. М.,2008.</ref><ref>Бактрия // БРЭ. Т.2. М.,2005.</ref><ref>Бактра // БРЭ. Т.2. М.,2005.</ref><ref>Кельтеминарская культура // БРЭ. Т.13. М.,2009.</ref><ref>Дашлы // БРЭ. Т.8. М.,2007.</ref>. Северная граница распространения андроновской культуры совпадает с границей тайги. В бассейне Волги ощущается заметное влияние срубной культуры. Керамика типа Фёдорово обнаружена в районе Волгограда.
Быт
Андроновцы были племенами металлургов. Они обладали медными и оловянными рудниками и поставляли металл далеко на запад. Их литейщики обеспечивали широкое производство орудий труда (серпов, топоров, кельтов) и оружия (кинжалов, втульчатых наконечников, копий с листовидным пером), в том числе и за пределы андроновского ареала. Разрабатывались месторождения медной руды в Казахстане, а также Алтайских горах.
Освоив степь и лесостепь, андроновцы в поисках новых полей и пастбищ по долинам рек проникали в таёжную зону, где смешивались с аборигенным населением. В результате на юге западносибирской тайги сложились андроноидные культуры (черкаскульская, сузгунская, еловская), сочетавшие местные и пришлые традиции. Под влиянием андроновской культуры у носителей этих культур сложились собственные бронзолитейные центры, сыгравшие большую роль в распространении металла в таёжной зоне.
Жилища представляли собой полуземлянки и наземные бревенчатые хижины. Некоторые поселения (например, поселения в районе Петровки и Боголюбово) окружались рвами и валами, земля для которых бралась при отрывке рва. По верху валов сооружался деревянный частокол. Для проезда внутрь были оставлены перемычки во рву, а в валу устроены ворота для проезда колесниц.
Погребения производились в ямах с каменными насыпями, иногда окружались оградами из каменных плит. Встречаются захоронения с использованием деревянной облицовки. Умерших укладывали в скорченном положении, кисти рук укладывались перед лицом. В погребениях находят кремнёвые наконечники стрел, бронзовые орудия и оружие, украшения, керамику.
Палеогенетика
Генетические исследования останков андроновцев показали наличие у представителей культуры Y-хромосомной гаплогруппы R1a1 (9 случаев) и Y-хромосомной гаплогруппы С (prd M48) (1 случай)<ref>Ancient DNA provides new insights into the history of south Siberian Kurgan people — Springer, 2009</ref><ref>Это может быть представитель соседней глазковской культуры</ref> и митохондриальных гаплогрупп U, Z, T, H, K<ref>Mitochondrial and Y-chromosome haplogroups extracted from historic and prehistoric human remains in Europe and related remains in Asia, arranged chronologically</ref> и HV, I<ref>Andronovo Culture (c. 1800—1400 BCE)</ref>. В одном исследовании 2015 года были обнаружены Y-хромосомная гаплогруппа R1a1a1b2a2-Z2124 и митохондриальные гаплогруппы U2 и U4<ref name="Bronze Age Eurasia">Morten E. Allentoft, Martin Sikora, Karl-Göran Sjögren, Simon Rasmussen, Morten Rasmussen, Jesper Stenderup, Peter B. Damgaard, Hannes Schroeder, Torbjörn Ahlström, Lasse Vinner, Anna-Sapfo Malaspinas, Ashot Margaryan, Tom Higham, David Chivall, Niels Lynnerup, Lise Harvig, Justyna Baron, Philippe Della Casa, Paweł Dąbrowski, Paul R. Duffy, Alexander V. Ebel, Andrey Epimakhov, Karin Frei, Mirosław Furmanek, Tomasz Gralak, Andrey Gromov, Stanisław Gronkiewicz, Gisela Grupe, Tama´s Hajdu, Radosław Jarysz, Valeri Khartanovich, Alexandr Khokhlov, Vikto´ria Kiss, Jan Kola´rˇ, Aivar Kriiska, Irena Lasak, Cristina Longhi, George McGlynn, Algimantas Merkevicius, Inga Merkyte, Mait Metspalu, Ruzan Mkrtchyan, Vyacheslav Moiseyev, La´szlo´ Paja, Gyo¨rgy Pa´lfi, Dalia Pokutta, Łukasz Pospieszny, T. Douglas Price, Lehti Saag, Mikhail Sablin, Natalia Shishlina, Va´clav Smrcˇka, Vasilii I. Soenov, Vajk Szevere´nyi, Guszta´v To´th, Synaru V. Trifanova, Liivi Varul, Magdolna Vicze, Levon Yepiskoposyan, Vladislav Zhitenev, Ludovic Orlando, Thomas Sicheritz-Ponte´n, Søren Brunak, Rasmus Nielsen, Kristian Kristiansen & Eske Willerslev. «Population genomics of Bronze Age Eurasia», 2015</ref>, в другом исследовании 2015 года у представителя фёдоровской культуры (Тартас-1) была обнаружена митохондриальная гаплогруппа A10*<ref>Pilipenko et al. MtDNA Haplogroup A10 Lineages in Bronze Age Samples Suggest That Ancient Autochthonous Human Groups Contributed to the Specificity of the Indigenous West Siberian Population, 2015</ref>. Наиболее близкими к андроновцам оказались представители европейской культуры шнуровой керамики и синташтинской культуры, а также современные индийские популяции<ref>Обзор работы Allentoft et al «Популяционная геномика Евразии бронзового века»</ref>.
Андроновская культура и индоиранцы
Андроновскую культуру, как правило, относят к индоиранцам<ref>Денисов И. В. Некоторые проблемы археологии бронзового века Волго-Уралья и ведийско-авестийские сказания // В центре Евразии: Сборник научных трудов / Отв. ред. В. А. Иванов. — Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2001. С. 4-21.</ref>.
Судя по заимствованиям в финно-угорских языках, Е. А. Хелимский считает представителей андроновской культуры носителями четвёртой, ныне исчезнувшей ветви индоиранских языков.<ref>Хелимский Е. А. Южные соседи финно-угров: иранцы или исчезнувшая ветвь ариев («арии-андроновцы»)?</ref>
В. В. Напольских полагает, что заимствования в финно-угорских языках свидетельствуют о языке именно индоарийского типа. Есть свидетельства о контактах с прафинно-угорским ещё праарийского языка, которые продолжились и позже. Язык андроновцев, предположенный Хелимским, на самом деле почти ничем не отличается от индоарийского. Сам термин «андроновский» неудачен, поскольку в западных финно-угорских языках есть заимствования того же рода, источником которых могли быть в целом степные культуры срубно-андроновского круга. Смену и ассимиляцию носителей индоарийского языка носителями восточноиранских языков Напольских соотносит с распространением культур валиковой керамики в финале андроновской эпохи.<ref> Напольских В. В. Уральско-арийские взаимоотношения: история исследований, новые решения и проблемы // Индоевропейская история в свете новых исследований. М.: МГОУ, 2010. С. 229—242. </ref>
Ряд учёных отрицает принадлежность андроновской культуры к индо-иранской общности (не исключая её иранского происхождения). Приводятся следующие аргументы:
- В степи к югу от Амударьи полностью отсутствуют характерные для андроновской культуры захоронения с использованием деревянной облицовки.
- Л. С. Клейн (1974) и Брентьес (1981) отмечают, что андроновская культура является слишком поздней, чтобы дать начало распространению ариев до Митанни к XV—XVI векам до н. э. С другой стороны, Д. Энтони и Виноградов (1995) датировали колесницу классического типа в захоронении синташтинской культуры в районе Кривого озера (Челябинская область) 2000 годом до н. э.
- Дж. П. Мэлори указывает на сложность экспансии от Андроново до Северной Индии.
Последующие культуры
Культура Синташта-Петровка сменилась культурой Фёдорово (1400—1200 до н. э.) и Алексеевки (1200—1000 до н. э.), также относящимся к андроновской.
В Казахстане и Южной Сибири андроновскую культуру постепенно сменяет карасукская культура (1500—800 до н. э.). На западной границе андроновская культура сменяется срубной культурой, на которую также оказала влияние абашевская культура<ref>Евразийская степная металлургическая провинция // БРЭ. Т.9. М.,2007.</ref>.
Первым историческим населением этой территории являлись киммерийцы и саки/скифы, что отмечается в ассирийских хрониках<ref>Валиковой керамики культура // БРЭ. Т.4. М.,2006.</ref><ref>Киммерийский период // БРЭ. Т.13. М.,2008.</ref><ref>Киммерийцы // БРЭ. Т.13. М.,2008.</ref>.
Критика концепции
По мнению российского историка С. Григорьева «андроновская культурно-историческая общность» является историографическим мифом, так как состоит из двух основных компонентов — алакульской и федоровской культур, имеющих разное происхождение и разные тенденции последующего развития<ref>Станислав Григорьев. Археологические основания ближневосточной локализации индоевропейской прародины на территории Евразии</ref>.
См. также
Примечания
Литература
- Шаблон:Книга
- Шаблон:Книга
- Киселёв С. В. Древняя история Южной Сибири. Шаблон:М.—Л., 1949.
- Косарев М. Ф. Бронзовый век Западной Сибири . — М.: Наука, 1981. — 282 с.
- Кузьмина Е. Е. Древнейшие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня. Фрунзе, 1986.
- Кузьмина Е. Е. Откуда пришли индоарии. М., 1994.
- Коптяковская культура // БРЭ. Т.15. М., 2010.
- Молодин В. И. Бараба в эпоху бронзы . — Новосибирск: Наука, 1985.
- Потемкина Т. М. Бронзовый век лесостепного Притоболья. М., 1985.
- Сальников К. В. Очерки древней истории Южного Урала. М., 1967.
- Смирнов К. Ф., Кузьмина Е. Е. Происхождение индоевропейцев в свете новейших археологических открытий. М., 1977.
- Труды Томского областного краеведческого музея им. М. Б. Шатилова.-Томск, 2012
- Теплоухов С. А. Опыт классификации древних металлических культур Минусинского края // Материалы по этнографии. Этнографический отдел Государственного Русского музея. Т. 4. Вып. 2. Шаблон:Л., 1929.
- Черников С. С. Восточный Казахстан в эпоху бронзы. М., 1960.
- Anthony, David & Vinogradov, Nikolai (1995), «Birth of the Chariot», Archaeology 48 (2): 36-41.
- Bryant, Edwin (2001), The Quest for the Origins of Vedic Culture: The Indo-Aryan Migration Debate, Oxford University Press, ISBN 0-19-513777-9.
- Diakonoff, Igor M. (1995), «Two Recent Studies of Indo-Iranian Origins», Journal of the American Oriental Society 115 (3): 473—477.
- Fussman, G.; Kellens, J.; Francfort, H.-P.; Tremblay, X.: Aryas, Aryens et Iraniens en Asie Centrale. (2005), Institut Civilisation Indienne ISBN 2-86803-072-6
- Jones-Bley, K.; Zdanovich, D. G. (eds.), Complex Societies of Central Eurasia from the 3rd to the 1st Millennium BC, 2 vols, JIES Monograph Series Nos. 45, 46, Washington D.C. (2002), ISBN 0-941694-83-6, ISBN 0-941694-86-0.
- Mallory, J. P. (1997), «Andronovo Culture», Encyclopedia of Indo-European Culture, Fitzroy Dearborn.
- Mallory, J. P. (1989), In Search of the Indo-Europeans: Language, Archaeology, and Myth, London: Thames & Hudson.
Ссылки
- Андроновская и тагарская культуры в свете генетических данных // Труды Томского областного краеведческого музея им. М. Б. Шатилова.-Томск, 2012
- Даже смерть не разлучит нас: андроновская культура в Сибири // Научно-популярная статья по материалам В. И. Молодина
- Андроновская культурно-историческая общность // Уральская историческая энциклопедия
- Center for the Study of Eurasian Nomads (csen.org) Шаблон:Ref-en