Казахские ханы
Шаблон:Упразднённая госдолжность Казахский хан (Шаблон:Lang-kk) — высшая государственная должность в Казахском ханстве. Хан утверждался из числа султанов (потомков Чингисхана) путём выборов (хан сайлау).
Содержание
Избрание хана
Весть о предстоящих выборах хана (хан сайлау) заранее объявлялась жасауылами всем родам казахов. По этому случаю, женщины и дети надевали свои лучшие наряды. Мужчины приезжали на маслихат во всеоружии. Без него они не имели права голоса и могли быть притеснены более молодыми и сильными воинами.
Собрание открывала молитва ходжи, затем, слово предоставлялось уважаемому аксакалу. Перед народом выступали кандидаты в ханы. Они произносили речь о своих заслугах, и праве на ханский титул. Затем произносили речь их сторонники. Каждый мог выступить перед народом. Народ выражал волю возгласами одобрения или неприятия.
После того как определялся хан, выступали его сторонники, произносилась хвалебная речь, где наряду с заслугами говорили и о его недостатках.
На пятницу назначался ритуал «поднятия хана» (хан Көтеру). На верхушке холма застилали белую кошму. Два уважаемых человека сажали хана на неё лицом в сторону Мекки. Затем, четверо из числа наиболее уважаемых султанов, биев, баев и батыров три раза поднимали хана на кошме над головой. Хан объявлялся официально избранным. За этим, следовало поздравления хана и повторное его поднятие над головой уже соратниками, претендентами и аксакалами.
С хана снимали верхнюю одежду и разрубали её на мелкие кусочки, их уносили с собой как реликвию. Взамен его одевали в новые сшитые специально для него белые халат и колпак. Скот избранного хана делили между собой все присутствовавшие на избрании, для того, чтобы поделиться с теми кто не смог присутствовать. Этот обычай назывался «ханские гостинцы» (хан сарқыт). Он символизировал, что хан не имеет своего имущества*. Его богатство — богатство его подданных.
Если хан не оправдывал надежд и угнетал своих подданных, решением маслихата его низлагали. У хана отбирали всё имущество. Он не имел права сопротивляться, если хан или султан сопротивлялся и при этом пострадали люди, он обязан был выплатить выкуп. А если пострадали толенгуты хана, выкуп не платили. Этот обычай назывался — «грабеж хана» (хан Талау). Хан талау применялся и к баям. Первый и единственный хан к которому он применялся — Тахир-хан<ref>М. Магауин «Азбука казахской истории» Алматы: Казахстан,1995 г.185-197 стр.
- Потеряло силу с 28.10.12</ref>.
Казахские Чингизиды
Шаблон:Main Родоначальником казахских Чингизидов ныне считается потомок Джучи-хана в восьмом поколении Урус-хан (Мухаммад-Урус-хан). Долгое время в историографии господствовала точка зрения, возводившая генеалогию к Тука-Тимуру, 13-му сыну Джучи-хана (так считали Ш.Уалиханов, Ш. Кудайберды и некоторые др.). Она восходит к сочинениям средневековых анонимных авторов Тимуридского и Шибанидского круга «Муизз ал-ансаб…» и «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» и сочинениям хивинского правителя и историка Абулгази. Эта позиция представлена в современной исторической науке (В. П. Юдин, М. Х. Абусеитова, А. П. Григорьев, в ранних работах, Ю. В. Варваровский и др.).
М. Тынышпаев первым попытался опровергнуть это мнение и аргументировать происхождение Урус-хана от старшего сына Джучи-хана Орда-хана (Орда-Ежен). Концепция М.Тынышпаева была дополнена А. И. Исиным, её разделяют современные историки-востоковеды (А.Ю. Якубовский, М. Г. Сафаргалиев, С. К. Ибрагимов, Б. А. Ахмедов, Г. А. Федоров-Давыдов, Н. Н. Мингулов, В. Л. Егоров, А. Г. Мухамадиев и др.). Дальнейшее развитие она получила в современных работах Т. И. Султанова, К. А. Пищулиной, Зардыхана Кинаятулы, К. Ускенбая. Эти историки опирались на независимые источники средневековых сочинении Рашид ад-Дина «Джами ат-таварих», Му’ин ад-Дина Натанзи «Муптахаб ат-таварих-и Му’ини» и др.
Восстановленная генеалогия Урус-хана выглядит следующим образом: Джучи → Орда → Сартактай → Коничи → Баян → Сасы-Бука → Ерзен → Чимтай—Урус. В период правления Урус-хана в Ак-Орде (1361—1377) завершается формирование этнической и политической целостности казахского народа. После кратковременных правлений сыновей Урус-хана Токтакии, Тимур-Малика, Куйурчука и 15-летнего ханствования потомка Тука-Тимура Токтамыша к власти пришел Барак-хан, сын Куйурчука. В 1420-е гг. он предпринял ряд успешных мер для восстановления власти потомков Орда-хана (Ордаидов), подчинил Шибанидов и ногайских мурз, на время завоевал земли Улуса Джучи, разбил войска Тимурида Улугбека, но потерпев поражение в Моголистане, пал от рук ногайских мурз Гази и Наурыза. В 1428—1468 годах в Восточном Дашт-и Кыпчаке правил Шибанид Абулхайр.
Потомки Урус-хана Керей (Урус-хан— Токтакия—Болат—Керей) и Жанибек — в генеалогических схемах известный под мусульманским именем Абу-Саид (Урус-хан — Куйурчук— Барак—Абу-Саид), не смирившись с потерей наследственной власти, откочевали в Западный Моголистан и положили начало Казахскому ханству (1465/66). Это государство историки считают продолжателем ак-ордынских традиций. Керей и Жанибек восстановили власть прежней династийной линии на территории Восточного Дашт-и Кыпчака, включив в состав прежней Ак-Орды родственные казахские племена Жетысу. После Керея и Жанибека ханом стал Бурындык (1473—1510), сын Керей-хана. Затем на ханский трон взошел сын Жанибека Касым (1511—1521), при котором наблюдается возвышение Казахского ханства.
В последующие годы, сменяя друг друга, Казахским ханством правили сын Касыма — Мамаш (1521—1522), сыновья Адика, сына Жанибек-хана — Тахир (1522—1531/32) и Бауш (1531/32—1537), Тогум (1537—1551) — сын Жадик-султана, сына Жанибек-хана. Новый подъём Казахского государства происходит при сыне Касым-хана Хакк-Назаре (1551—1580/81). После его смерти к власти в Казахском ханстве на короткое время приходит внук Жанибек-хана, сын Жадик-султана Шигай (1580/81—1582). Затем ханом казахов провозглашается его старший сын Тауекел (1583—1598). После его гибели в походе на Мавараннахр Казахским ханством правил младший сын Шигая Есим-хан (1598—1613/14). Около 1613/14 власть в ханстве захватил Турсун (1613/14—1627), сын Жалым-султана (его генеалогия не ясна), затем на короткое время власть себе вернул Есим-хан. Есим-хана на троне сменил, согласно фольклорным материалам, его сын Жанибек (1628—1644/ 45), о котором практически нет сведений. Затем ханство досталось прославленному в многочисленных сражениях с врагами сыну Есима Жангиру-хану. После гибели Жангир-хана в сражении с жонгарами правителем единого Казахского государства стал его старший сын Тауке-хан (1652—1715).
После его смерти в каждом из трех казахских жузов появились свои ханы, но верховными правителями оставались потомки Жанибек- хана. Младшим жузом руководил хан Абилхаир, затем его сыновья Нуралы, Есим, Каратай, Бокей, Шигай, Жангир и др. Средним жузом правили брат Тауке Кайып и его потомки ханы Болат и Абилмамбет. На некоторое время (1771—1781) правнуку Баки, брата Тауке-хана, Абылаю удалось объединить все три казахских жуза. Позднее Средним жузом правили сын Абылая Уали (Вали) и его внуки Губайдолла и Кенесары. В Старшем жузе правили братья Абилхаира — Жолбарыс, Абилпеиз, сын Абилмамбета, Адил, сын Абылая и др. В 1841 году Казахское ханство восстановил сын Касым-торе Кенесары (1841—1847). В XIX в. царская власть отменила привилегии казахских чингизидов.
Список казахских ханов
Примечания
См. также
Литература
- Шаблон:Из КНЭ
- Тынышпаев М., История казахского народа, А., 1993;
- История Казахстана (с древнейших времен до наших дней), в 5 томах, т. 2, А., 1997;
- Султанов Т. Н., Поднятые на белой кошме. Потомки Чингис-хана, А., 2001;
- Ерофеева И. П., Родословные казахских ханов и кожа XVIII—XIX вв. (история, историография, источники), А., 2003;
- Кинаятуы Зардыхан, Қазақ мемлекеті және Жошы хан, А., 2004.
- КАЗАХСКОЙ ОРДЫ ХАНЫ К. Рыжов. Справочник. Все монархи мира: Мусульманский Восток. XV—XX вв.