Швейцер, Михаил Абрамович
Шаблон:Кинематографист Шаблон:Однофамильцы
Михаи́л (при рождении Моисе́й) Абра́мович Шве́йцер (1920—2000) — советский российский кинорежиссёр, сценарист. Народный артист СССР (1990). Лауреат Государственной премии СССР (1977).
Содержание
Биография
Родился 16 февраля 1920 года в Перми<ref>Шаблон:Cite web</ref> (по другим источникам — 16 марта в Пензе<ref>Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 29. Чаган — Экс-ле-Бен. 1978. 640 стр., илл.; 28 л. илл. и карт.</ref><ref>Шаблон:Из</ref>).
Весной 1925 года семья переехала в Москву. Окончил режиссёрский факультет ВГИКа (1943, мастерская С. С. М. Эйзенштейна). В 1941—1942 годах — ассистент режиссёра ЦОКС, с 1943 года работал на киностудии «Мосфильм». Был ассистентом Михаила Ромма на фильме «Человек № 217» (1944). В 1951—1953 — режиссёр документальных фильмов и видовых киноочерков на Свердловской киностудии.
Первые работы в качестве постановщика создал совместно с однокашниками из ВГИКа — «Путь славы» (1949, с Б. А. Бунеевым и А. М. Рыбаковым) и «Кортик» (1954, по А. Н. Рыбакову, с В. Я. Венгеровым). Интерес Швейцера к человеческим судьбам не только в переломные моменты истории, но и в ситуации непростого нравственного выбора во вполне обыденной жизни проявился в его самостоятельных фильмах о советской деревне — «Чужая родня» (1956, по повести «Не ко двору» В. Ф. Тендрякова) и «Тугой узел» (1957, по В. Ф. Тендрякову). Последняя из лент подверглась резкой партийной критике и последующей переделке с целью упрощения и сглаживания конфликтов и характеров. Позднее она была выпущена в прокат под оптимистическим названием «Саша вступает в жизнь». Лишь в 1988 году режиссёр смог частично восстановить первоначальный вариант «Тугого узла».
Следующий фильм Швейцер поставил на историко-революционную тему. Это был «Мичман Панин» (1960) с В. В. Тихоновым в главной роли. Картина имела успех, что обеспечило Швейцеру место в обойме советских кинорежиссёров первого ряда. Незаурядное мастерство позволяло режиссёру даже в пафосных, идеологически правильных произведениях («Время, вперед!» по В. П. Катаеву, совместно с С. А. Милькиной, 1966; «Бегство мистера Мак-Кинли», по Л. М. Леонову, 1975) находить, кроме аттракционности и заострённости стилевых решений, по-своему стереоскопическое видение отображаемой эпохи.
В полной мере талант Швейцера раскрылся в серии экранизаций литературной классики. В своих версиях произведений Л. Н. Толстого («Воскресение», 1960—1962; «Крейцерова соната», с С. А. Милькиной, 1987), И. А. Ильфа и Е. П. Петрова («Золотой телёнок», 1968), А. П. Чехов («Карусель», 1970; «Смешные люди», 1978), А. С. Пушкина («Маленькие трагедии», 1979) и Н. В. Гоголя («Мёртвые души», 1984) режиссёр бережно, внимательно относясь чуть ли не к каждому слову классиков, сохраняет и личную интонацию, меняющую свой регистр подчас в пределах одной сцены: от комической, фарсовой, эксцентрической ноты до печальной, драматической, даже трагической.
В последнее десятилетие своей жизни, тяжёлое для всей российской кинематографии, режиссёр испытывал трудности с реализацией своих проектов, выпустив только два фильма — социальный фарс «Как живёте, караси?» (1992, совместно с С. А. Милькиной) и своеобразный бенефис «Послушай, Феллини!» (1993, совместно с С. А. Милькиной) с Л. М. Гурченко в единственной роли.
Михаил Швейцер умер 2 июня 2000 года. Похоронен на 39-м участке Востряковского кладбища Москвы.
Жена и сорежиссёр — С. А. Милькина.
Награды и звания
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965)
- Народный артист РСФСР (1977)
- Народный артист СССР (3 мая 1990) — за большие заслуги в развитии советского киноискусства<ref>Указ Президента СССР от 3 мая 1990 г. № 94</ref>
- Орден Почёта (28 декабря 1995) — за заслуги перед государством, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства<ref>Указ Президента РФ от 28 декабря 1995 г. № 1325</ref>
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (13 марта 2000) — за выдающийся вклад в развитие отечественного киноискусства<ref>Указ Президента РФ от 13 марта 2000 г. № 487</ref>
Премии
- 1977 — Государственная премия СССР — за фильм «Бегство мистера Мак-Кинли» (1975)
- 1989 — Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых — за фильм «Крейцерова соната» (1987)
- 1992 — КФ «Кинотавр» в Сочи (Специальная премия за творчество)
- 1992 — КФ «Кинотавр» в Сочи (Спец. приз жюри «За последовательное служение искусству и зрителю» в конкурсе «Кино для всех»)
- 1992 — КФ «Кинотавр» в Сочи (Приз за творческий вклад в киноискусство в Большом конкурсе, фильм «Как живете, караси?»)
- 1995 — Премия «Золотой Овен»
- 1998 — Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (12 января 1999)<ref>Указ Президента РФ от 12 января 1999 г. № 93</ref>
- 1999 — Премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство»
Фильмография
Режиссёрские работы и сценарии
- 1949 — Путь славы (режиссёр)
- 1954 — Кортик (режиссёр)
- 1955 — Чужая родня (режиссёр)
- 1957 — Тугой узел (режиссёр)
- 1960 — Мичман Панин (режиссёр)
- 1960 — Воскресение (режиссёр, сценарист)
- 1965 — Время, вперёд! (режиссёр, сценарист)
- 1968 — Золотой телёнок (режиссёр, сценарист)
- 1970 — Карусель (режиссёр, сценарист)
- 1975 — Бегство мистера Мак-Кинли (режиссёр)
- 1977 — Смешные люди! (режиссёр, сценарист)
- 1979 — Маленькие трагедии (режиссёр, сценарист)
- 1984 — Мёртвые души (режиссёр, сценарист)
- 1987 — Крейцерова соната (режиссёр, сценарист)
- 1991 — Как живёте, караси? (режиссёр, сценарист)
- 1993 — Послушай, Феллини! (режиссёр, сценарист)
- 2001 — Кошки под дождём (сценарист)
Актёрские работы
Интересные факты
Шаблон:Значимость раздела В фильме «Золотой телёнок» Швейцер «передал привет» своему другу режиссёру Георгию Натансону: в одной из сцен фильма Остап Бендер (актёр Сергей Юрский), а в другой сцене Корейко (актёр Евгений Евстигнеев) — проходят мимо вывески на стене — «Фотография Г. Натансона».
Примечания
Ссылки
Шаблон:Фильмы Михаила Швейцера Шаблон:Премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» 1987—2000 Шаблон:Библиоинформация