Бейскбаев, Бахтурас — различия между версиями
м (удаление категории согласно итогу обсуждения) |
Moderator (обсуждение | вклад) м (1 версия) |
(нет различий)
|
Текущая версия на 01:00, 25 апреля 2025
Шаблон:Военный деятель Бахтура́с Бейскба́ев (Шаблон:Lang-kk; 1920 — Шаблон:Date) — стрелок бомбардировщика 1-й авиационной эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии 3-го авиационного корпуса дальней бомбардировочной авиации, младший сержант. Погиб во время боевого вылета, по одной из версий — в результате тарана немецкой механизированной колонны. Посмертно удостоен званий Герой Российской Федерации и «Народный Герой» (Казахстан).
Содержание
Биография
Родился в 1920 году в селе Ильинское<ref>Село Ильинское ликвидировано в 1970 году в с связи с затоплением территории водами Капчагайского водохранилища</ref> Верненского уезда Семиреченской области Туркестанской АССР. Казах. На момент начала Великой Отечественной войны служил в 3-й (с 24 июня — в 1-й) эскадрилье 207-го дальнебомбардировочного авиаполка нижним стрелком в экипаже Александра Маслова.
Гибель
26 июня 1941 года при нанесении удара по вражеской колонне на шоссе Молодечно — Радошковичи бомбардировщик ДБ-3Ф, стрелком-радистом которого был Бахтурас Бейскбаев, был подбит и упал около д. Декшняны. Вместе с ним погибли все члены экипажа: командир корабля капитан Александр Маслов, штурман лейтенант Владимир Балашов, стрелок-радист младший сержант Григорий Реутов. Согласно одной из версий, командир корабля Маслов направил горящую машину на скопление вражеской техники на шоссе.
Обстоятельства гибели Б. Бейскбаева: версии и факты
Так как свидетельств гибели самолёта А. С. Маслова не было, Бахтурас Бейскбаев, как и весь экипаж считался «пропавшим без вести». По идеологии того времени военные, чья смерть не была точно установлена, подозревались в возможной «измене Родины».
В 1951 году для последующего торжественного захоронения была произведена эксгумация останков из предполагаемой могилы однополчанина Бейксбаева, командира 2-й эскадрильи Николая Гастелло, который, как считалось, совершил прославленный «огненный таран» в тот же день, когда погиб экипаж Маслова. Однако, на месте захоронения были найдены личные вещи капитана Александра Маслова и стрелка-радиста Григория Реутова — членов экипажа Б. Бейскбаева. Руководивший перезахоронением подполковник Котельников с санкции партийных органов провёл секретное расследование, в результате которого было установлено, что на месте предполагаемого тарана Гастелло потерпел крушение самолёт Александра Маслова. Так как данные о том, что на месте предлагаемого подвига Гастелло на самом деле погиб другой экипаж, противоречили официальной версии «огненного тарана», информация о месте гибели членов экипажа Маслова не была обнародована, обстоятельства их смерти не расследовались. Останки Б. Бейскбаева и других членов экипажа без огласки перезахоронили в братской могиле на кладбище Радошковичей, фрагменты их бомбардировщика — отправлены в музеи страны, как останки самолёта Гастелло, на месте гибели экипажа Маслова был установлен памятник-монумент, посвященный подвигу экипажа Н. Ф. Гастелло.
Версии гибели
В конце 80-х — начале 90-х годов XX века общественности стало известно о том, что на месте известного всей стране «огненного тарана» Н. Гастелло на самом деле потерпел крушение самолёт Александра Маслова. В связи с этим, родилась версия, что колонну вражеской техники таранил экипаж Маслова, а не Гастелло. Усилиями сторонников версии тарана Маслова Бахтурас Бейскбаев, как и все члены экипажа, в 1992 году был удостоен ордена Отечественной войны I степени, а в 1996 году — звания «Герой России» с формулировкой: «За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов». В 1998 году Бахтурас Бейскбаев был удостоен высшей награды Казахстана «Халык Кахарманы» (Народный герой Казахстана). В то же время, ряд исследователей считают полностью несостоятельной версию о том, что таран совершил экипаж Маслова, полагая, что самолёт не врезался в колонну машин с горючим и боеприпасами, а упал на мягкий грунт.
Факты
В истории гибели Бахтураса Бейскбаева достоверным можно считать:
- дату гибели — 26 июня 1941 года
- место крушения самолёта — у села Декшняны
- место захоронения — братская могила в пгт. Радошковичи
Не доказан факт наземного тарана бомбардировщиком Маслова.
Установление истины осложняется тем, что имеющиеся свидетельства противоречивы и запутаны, а многие документы утрачены как в ходе Великой Отечественной войны, так и в послевоенное время.
Награды
- Орден Отечественной войны I степени (1992, посмертно). Приказ Главнокомандующего Объединёнными Вооружёнными Силами СНГ № 43 от 27.04.1992.
- Звание «Герой России» (1996, посмертно). Указ Президента Российской Федерации № 635 от 2.05.1996.
- Звание «Народный Герой» (1998, посмертно). Указ Президента Республики Казахстан от 7.05.1998.
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
Версия: таран Маслова:
- Антон Сидоренко. Где вы, капитан Гастелло?
- Два Капитана. Часть I. «Известия», 28 января 1997 г.
- Два Капитана. Часть II. «Известия», 29 января 1997 г.
- Фёдор Воробьёв. Николай Гастелло — подвиг, которого не было.
Критика версии о таране Маслова: