Саки (племена) — различия между версиями

Материал из Казахстанская Википедии
Перейти к: навигация, поиск
("саки-парасугудам". Это является не верным т.к, скорее всего имелось ввиду про "саков-парадарайя". "Саков-парасугудам" не существовало.)
 
м (1 версия)
 
(нет различий)

Текущая версия на 01:00, 25 апреля 2025

Шаблон:About

Файл:Behistun.Inscript.Skunkha.jpg
Царь саков-тиграхауда Скунха. Рельеф Бехистунской надписи Дария I, VI век до н. э.

Са́ки (Шаблон:Lang-peo, Шаблон:Lang-grc, Шаблон:Lang-lat) — собирательное название группы ираноязычных<ref>Andrew Dalby, Dictionary of Languages: the definitive reference to more than 400 languages, Columbia University Press, 2004, pg 278</ref><ref>Sarah Iles Johnston, Religions of the Ancient World: A Guide, Harvard University Press, 2004. pg 197</ref><ref>Edward A Allworth,Central Asia: A Historical Overview,Duke University Press, 1994. pp 86.</ref><ref>Сахаров А.Н. История России с древнейших времён до конца XVII века. М.: Просвещение, 2003, с. 19.</ref><ref>P. Lurje, “Yārkand”, Encyclopædia Iranica, online edition</ref><ref>Кузьмина Е.Е. Откуда пришли индоарии? Материальная культура племён андроновской общности и происхождения индоиранцев. М., 1994, с. 120</ref><ref>I. M. Diakonoff, The Paths of History, Cambridge University Press, 1999, p. 100 : Turan was one of the nomadic Iranian tribes mentioned in the Avesta. However, in Firdousi’s poem, and in the later Iranian tradition generally, the term Turan is perceived as denoting ‘lands inhabited by Turkic speaking tribes.</ref><ref>According to Prof. Gherardo Gnoli:’’Iranian tribes that also keep on recurring in the Yasht, Airyas, Tuiryas, Sairimas, Sainus and Dahis’’. G. Gnoli, Zoroaster’s time and homeland, Naples 1980</ref>Шаблон:Ref+ кочевых и полукочевых племён I тыс. до н. э. — первых веков н. э. в античных источниках. Название восходит к скифскому слову saka – ‘олень’<ref name=autogenerated1>Дрёмин, словарь В.И. Абаева </ref> (ср. осет. sag 'олень'). И древними авторами, и современными исследователями саки, наряду с массагетами, считаются восточными ветвями скифских народов<ref>О родстве культур массагетов, исседонов, савроматов, скифов и саков смотри: Minns. P. 110 f.; Струве. Этюды. С. 60; Руденко. Горноалтайские находки. С. 16 и след.; Смирнов К. Ф. Савроматы. С. 277 и след.; Толстов. Итина. С. 173 и след.; Смирнов А. П. Скифы. С. 88 и след.; Вишневская. Итина. С. 207 и след.; Kothe. Herkunft. S. 22 f.; Дандамаев. Поход Дария. С. 180; Пьянков. Саки. С. 17; Он же, Массагеты. С. 67; Вишневская. Культура. С. 60 и след., 100 и след., 127 и след.</ref>. Первоначально саки, видимо, тождественны авестийским турам; в пехлевийских источниках под турами понимаются уже тюркские племена. В ахеменидских надписях «саками» называются все скифы<ref>Шаблон:Книга</ref>.

Считаются потомками носителей древностей срубной и алакульского варианта андроновской культур.<ref>Кузьмина Е.Е. Откуда пришли индоарии? Материальная культура племён андроновской общности и происхождения индоиранцев. М., 1994, с. 127.</ref> Именно на основе андроновского антропологического типа формируется сакское население Казахстана и Средней Азии. Таким образом, антропологические данные подтверждают заключение о преемственности культуры ираноязычных саков и савромат с андроновской, полученное ретроспективным методом.<ref>Кузьмина Е.Е. Откуда пришли индоарии? Материальная культура племён андроновской общности и происхождения индоиранцев. М., 1994, с. 244.</ref>

Группы саков

Упоминаются у Геродота<ref>Геродот. История. I 153; III 93; VI 113; VII 9, 64, 96, 184; VIII 113; IX 31, 71, 113.</ref>. В древнеперсидских надписях отмечены четыре группы саков<ref>История Древнего Востока. Кн. 2. М., 2004. С. 568.</ref>:

  • саки-хаомаварга, «варящие хаому — дурманящий напиток», населявшие долину реки МургабГеродота и античных авторов — амюргии);
  • саки-тиграхауда, «в остроконечных шапках» (в Бехистунской надписи Дария I<ref>Бехистунская надпись Дария I, столбец V (перевод с древнеперсидского В. И. Абаева). // Литература Древнего Востока. Иран, Индия, Китай (тексты). М., издательство МГУ, 1984. Стр. 41-44.</ref>), проживавшие в предгорьях Тянь-Шаня (часто отождествляются с массагетами античных авторов); их восточноиранский язык сохранился в Хотанском оазисе до уйгурского вторжения в XI в.
  • саки-парадарайя, «которые за морем (за рекой)»

Однако подобное деление является условным, так как на самом деле многие среднеазиатские кочевники варили хаому в ритуальных целях, а остроконечный головной убор был отличительным знаком всех кочевых народов от Дуная до Байкала, причём вплоть до новейшего времени. Таким образом, деление саков на «пьющих хаому», «носящих остроконечную шапку» и «заморских», отражает скорее взгляд сторонних наблюдателей (в данном случае — персов), чем истинное самоназвание сакских племён. Некоторые названия сакских родов всё же сохранились в истории: массагеты, даи (дахи, даки, даги), апасиаки, парны, кангхи и другие.

В древнеперсидских источниках саков называли «могучими мужами», а иранские — «турами с быстрыми конями»<ref>Зепп Т. Б. История Казахстана. Алматы: «Зият Пресс», 2006. — 196 с. ISBN 5-7667-7905-4</ref>. В пехлевийских источниках под могучими мужами понимаются уже Белуджиские племена.<ref>Шаблон:Cite web</ref> Благодаря сходству со скифами древнегреческие авторы называли саков «азиатскими скифами»<ref>Сосанов К. История Казахстана. Справочное пособие. Алматы: «Ол-Жас Баспасы», 2007. — 112 с. ISBN 9965-651-56-6</ref>.

Общие сведения

Страбон в своей «Географии» приводит слова Херила (V в. до н.э.) о саках, ссылаясь на Эфора<ref>Шаблон:Книга</ref>:

Шаблон:Начало цитаты«Саки, пасущие агнцев, рождением — скифы. Живут же в Азии хлебом обильной. Хотя и номадов потомки, но непорочных людей...»

И Эфор, называя Анахарсиса мудрым, говорит, что он принадлежал к этому племени и считался одним из Семи Мудрецов за безупречную моральную чистоту и разум.Шаблон:Конец цитатыСакские языки и Образ жизни саков и материальная культура
Файл:Issyk Golden Cataphract Warrior.jpg
Иссыкский золотой человек. Парадный доспех сакского/-ой царя/-ицы из золотой чешуи на кожаной основе, являющийся стилизованным доспехом катафрактия, найден в иссыкском кургане под Алма-Атой, Казахстан<ref>Акишев К. А. Курган Иссык. Искусство саков Казахстана. М.: Искусство, 1978; Акишев А. К. Костюм «Золотого человека» и проблема катафрактария; Акишев К. А., Акишев А. К. Происхождение и семантика Иссыкского головного убора // Археологические исследования в Казахстане. Алма-Ата, 1979.</ref>

Сакские языки и диалекты, занимавшие в древности очень большую территорию, представлены в настоя­щее время в Средней Азии памирскими языками (шугнано-рушанская груп­па, язгулямский, ваханский, ишкашимский). Памятников, фиксирующих речь древних среднеазиатских сакских племен, сохра­нилось как сакский язык (тон-тони) Источники перечисляют лишь названия некоторых племен и пле­менных групп («саки с остроконечными шапками», «саки-хаумаварга». «саки, которые за Согдом», массагеты, дахи, со 11 в. до н. э-тохары. Образ жизни саков и материальная культура (по материалам захоронений) очень близки к скифским, ювелирные изделия погребений выполнены в скифском «зверином стиле»<ref>Байте // БРЭ. Т.2. М.,2005.</ref>. В современной научной литературе к сакам относят ираноязычные племена Приаралья, северных и восточных районов Средней Азии, Казахстана и южной Сибири, отличая их от близких по культуре массагетов и скифов Северного Причерноморья. В отличие от скифов Северного Причерноморья материальная культура саков и массагетов не несёт следов эллинского влияния, поэтому иногда употребляют термин «культуры сако-массагетского круга»<ref>Массагеты // БРЭ. Т.19. М.,2011.</ref><ref name="autogenerated13">Иссык // БРЭ. Т.12. М.,2008.</ref><ref>Бактрия // БРЭ. Т.2. М.,2005.</ref><ref>Бактра // БРЭ. Т.2. М.,2005.</ref><ref>Андроновская культура // БРЭ. Т.1. М.,2005.</ref>.

Образ жизни саков был оседло-кочевой. В степях Западного и отчасти Центрального Казахстана встречалось кочевое скотоводство. В степных и полустепных районах Западного и Южного Казахстана у саков развивалось верблюдоводство. Верблюд использовался как вьючное животное. Меньшую роль в хозяйстве саков играл крупный рогатый скот. На юге Казахстана в долине Сыр-Дарьи развивалось земледелие.

В VIIIII вв. до н. э. сакские племена объединились в союзы. Во главе этих союзов стояли верховные вожди. Их называли царями. Цари избирались советом вождей. Государственные дела обсуждались на народном собрании. Царь распределял между родами и племенами пастбища и другие земельные угодья.

Сакские женщины пользовались равными правами с мужчинами. Представительницы древней Греции, а позднее Рима в этом смысле обладали гораздо большими свободами и раскрепощённостью. Положение женщины в обществе саков можно определить как нечто среднее между понятиями восточная женщина и западная. Известно также имя царицы Зарины. Так же известно о массагетской царице Томирис, которая властвовала после смерти мужа. В сакском обществе выделялись три группы населения: воины, жрецы, земледельцы,скотоводы. Каждому сословию соответствовали свои традиционные цвета: воинам - красный, жрецам - белый, земледельцам-жёлтый,скотоводам- синий<ref name=autogenerated2>Локотионова О. С. Методические рекомендации по подготовке школьников к ЕНТ по истории Казахстана Алматы: «Институт повышения квалификации и переподготовки кадров системы образования», 2005. — 99 с.</ref>. Из сословия воинов происходили вожди и цари. Царь считался посредником между небом и землёй.

Царь проводил первую борозду на весенней пахоте, что демонстрировало его связь с народом. Войны были выгодны для племенных вождей. Пленных превращали в рабов и использовали в домашнем хозяйстве. Тип общества саков — военная демократия<ref>Бакина Н. С. Методические рекомендации по подготовке школьников к ЕНТ по истории Казахстана Алматы: «Институт повышения квалификации и переподготовки кадров системы образования», 2007. — 70 с.</ref>.

Самое большое количество курганных могильников саков сосредоточено в районах зимних пастбищ, в местах, которыми древние скотоводы особенно дорожили. Саки имели торговые связи с народами Алтая, Сибири, Европы, Востока. В середине 1 тысячелетия до. н. э. стал функционировать «степной путь», протянувшийся из Причерноморья к берегам Дона, затем в земли савроматов в Южное Приуралье, к Иртышу и, далее, на Алтай, в страну агрипеев, населявших район Верхнего Иртыша и о. Зайсан. По этому пути распространяли шелк, меха и шкуры, иранские ковры, изделия из драгоценных металлов. В распространении драгоценных шелков участвовали кочевые племена саков и скифов, через посредство которых диковинный для того времени товар попадал в Центральную Азию и Средиземноморье<ref name=autogenerated3 />.

Скотоводство

Шаблон:Стиль раздела Основным видом хозяйства саков было скотоводство в сочетании с земледелием. Развивались три основных направления скотоводства<ref>История Казахстана. Учебно-методическое пособие и сборник тестов для поступающих в ВУЗы.-Алматы: ЩЫҢ-КІТАП,2006-434с.-ISBN 9965-9784-4-1</ref>:

  1. коневодство
  2. овцеводство
  3. верблюдоводство
Виды Основные районы развития Особенности
1. Кочевое скотоводство В степях Западного и отчасти Центрального Казахстана Характерно круглогодичное кочевание: кыстау(зимой), жайлау(летом), коктеу(весной), куздеу(осенью)
2. полукочевое скотоводство В степях восточного и северного Казахстана, Жетысу(каз. семь рек), ряде районов Центрального Казахстана, у подножия Тянь-Шаньских гор наличие постоянных зимних и летних стоянок
3. Оседлое скотоводство На юге Казахстана, долинах рек Сырдарьи, Чу, Талас и Келеса Развитие в сочетании с земледелием

Коневодство

По костным материалам, найденным в ходе археологических раскопок в центральном Казахстане, были установлены два вида лошадей:

  • низкорослая толстоногая, с массивной головой и туловищем;
  • рослая, стройная, которую использовали под седло вооруженные всадники

Овцеводство

Важную роль в скотоводстве играли овцы, дававшие мясо, шерсть, шкуры. Были распространены крупные овцы, близкие к современной породе курдючных овец.

Верблюдоводство

Было развито в степных и полупустынных районах Казахстана. Верблюдов использовали как верховое и вьючное животное. Они давали шерсть, мясо и молоко.

История

Файл:PazyrikHorseman.JPG
Сакский (скифский) всадник из Пазырыка в Центральной Азии, около 300 г. до н. э.
Файл:MenWithDragons.jpg
Золотые серьги в скифском стиле из погребения Тилля-тепе,Бактрия (совр. Афганистан)

На рубеже VI и V вв. до н. э. часть сакских племён (Шаблон:Lang-el) была покорена персидскими царями династии Ахеменидов, платила им подати<ref>Геродот, III 93</ref> и поставляла воинов, завоевание саков описано в Бехистунской надписи Дария I (см. рис.). Саки в составе персидской армии участвовали в греко-персидских войнах, в частности, в битве при Марафоне<ref>Геродот, VI 113</ref>.

После завоевания Персидской империи Александром Македонским, одна из групп сакских племён вторглась в пределы сатрапии Селевкидов Парфиены (III в. до н. э.) и сыграла значительную роль в образовании Парфянского царства: вождь племени парнов Аршак стал основателем парфянской династии Аршакидов<ref>Страбон. География, XI 9.1, англ. текст // Project Perseus</ref>.

Часть племён саков вторглась в Дрангиану и заняла её, дав ей название Сакастан (страна саков, у Страбона Шаблон:Lang-la — современный Систан на территориях Ирана и Афганистана);

Долго путешествующий на теретори Систана и Белуджистана , Роберт Сандеман (Sir Robert Groves Sandeman) писал :

"Воинственный племя Саджиды (Sajittae) с формой (Sacac) другой из более древних рас Белуджистана легко узнаваемых в классической географии" .<ref>Шаблон:Cite web</ref>

Сака (сакхани, сахакан, саджиди) - 3 или 13 из 600 племен Белуджей. Присутствие племени Саков среди белуджиских племен объясняется тем, что происходили миграции племен на территории Систана и Белуджистана.<ref>Шаблон:Cite web</ref>

Страбон достаточно подробно описывает набеги саков, сообщая, среди прочего, что они добирались даже до Каппадокии и что жители Зелы учредили и ежегодно отмечают особый праздник — Сакею (Шаблон:Lang-la) в честь отражения одного из таких набегов<ref>Страбон, XI 8.2-9 англ. текст // Project Perseus</ref>.

Переселение саков (в китайских источниках эти племена называются племенами сэ) было частью перемещения кочевых народов, запущенного вытеснением юэчжей племенем сюнну (хунну) около 175 года до н. э. Саки, вынужденные покинуть бассейн реки Или, двинулись на Фергану и Согдиану. Ок. 145 года до н. э. они вторглись в Греко-бактрийское царство и сожгли Александрию Оксианскую. При продвижении на юг саки в середине II в. до н. э. заселили южные области современного Афганистана — т. н. Сакастан.

В конце II — первой половине I веков до н. э. племена саков проникли в Северо-Западную Индию, образовав в середине I века до н. э. ряд индо-сакских государств. Одним из самых известных индо-сакских правителей был царь Май, под властью которого находились Гандхара<ref>Гандхара // БРЭ. Т.6. М.,2006.</ref>, долина Свата и, возможно, часть Кашмира. Его преемник Аз расширил свои владения и титуловал себя, аналогично правителям Парфии, «великим царём царей»<ref>Антонова К. А., Бонгард-Левин Г. М., Котовский Г. Г.. История Индии (краткий очерк). М., Мысль, 1973.</ref>. Около 60 года до н. э. индо-скифы взяли крупнейший город тогдашней Индии — Матхуру. На востоке их набеги доходили до Паталипутры, и к 10 году до н. э. под их напором пало Индо-греческое царство.

В I веке н. э. саков в Индии стали вытеснять на юг двигавшиеся с севера кушаны — ветвь племени юэчжей. Последний этап скифского присутствия в Индии представляет династия Западных Кшатрапов, царствовавшая на западе Деккана с 110 по 395 гг. Их столицей служил священный для индусов город Уджайн. На исходе IV века н. э. конец власти Западных Кшатрапов в Деккане положил своими завоевательными походами Чандрагупта II из династии Гуптов, убивший последнего сакского правителя Рудрасимху III.

Саки в древнеиндийской литературе

Индо-скифские племена в Индии именовались «шака», как вариант индийского наименования сака. Шаки упоминаются во множестве текстов: «Пураны», «Ману-смрити», «Рамаяна», «Махабхарата», «Махабхашья» Патанджали, «Брихат-Самхита» Варахи Михиры, «Кавьямиманса», «Брихат-Ката-Маньяри», «Ката-Саритсагара» и других древних текстах. Термин «шака» используется как собирательное наименование воинственных племен северо-запада. Некоторые источники приписывают сакское происхождение Будде Гаутаме, его отец принадлежал к касте кшатриев. Титул Шакьямуни означает «мудрейший из шакья». Но, возможно, что это одно из заблуждений. Будда принадлежал к индоарийскому племени, называемому сакья/шакья (не сака/шака).

«Выродившиеся» кшатрии с северо-запада

В «Манусмрити», написанной около 200 г., племена шака вместе с яванами, камбоджами, парадасами, пахлавами, киратасами и дарадасами упоминаются как «выродившиеся воины» или кшатрии. В «Анушассанапарва», одной из книг «Махабхараты», говорится о шака, камбоджах и яванах в том же качестве. Патанджали в «Махабхашье» определяет племена шака и явана как шудр.

Вартика в своей «Катьяяне» перечисляет царей шака, шарасами, сабарасми, барасами и др. и описывает их как варварские племена Уттарапаты. В другой версии те же эпические народы шаки, камбоджи и кашасы упоминаются как племена из Удичьи, то есть с севера. Кроме этого, «Кишкинда Канда» «Рамаяны» относит местопребывание шака, камбоджей, яванов и парадов к самому северо-западу за Химават (Xимават или Химаван — древнее название горной цепи Гималаи). Область северо-западнее Гималаев, расположена на территории совр. Пакистана, и с древних времён известна под названием Семиречье (Sapta Sindhu). Северо-западными границами области являются горы Гиндукуш, с востока плодородные равнинные районы Семиречья и Пятиречья ведийского защищают гималайские хребты.

Археологические памятники

Из хорошо известных памятников — могильники Тегискен и Уйгарак, Иссык<ref name="autogenerated13" />, Чиликтинские курганы, Бесшатырский курган<ref>Бесшатыр // БРЭ. Т.3. М.,2005.</ref>; в погребальной камере кургана Иссык было обнаружено, вместе с множеством других предметов, свыше четырёх тысяч изделий из золота, а также богатое облачение «Золотого человека».

Сакские топонимы

  • Шаблон:Флаг Азербайджана Азербайджан: Шеки — город <ref>Шаблон:Книга</ref>.
  • Шаблон:Флаг Ирана Иран: Систан (< Сеистан < Сакастан).
  • Шаблон:Флаг Таджикистана Таджикистан: Ишкашим (по-ишкашимски — Шькошьм) — административный район в Горно-Бадахшанской автономной области. По мнению исследователя Т. Н. Пахалиной, топоним имеет индоарийское происхождение и восходит к индоар. *sakā-kšam-, где первая часть может быть истолкована либо как название страны, где жило племя саков (ср.ав. sakā — название страны и народа), либо как название племени саков, а вторую часть можно сопоставить с др.- инд. *kšm- «земля», «страна» и с производным от него современным индоарийским kšama — «земля». В таком случае в целом слово «*sakā-kšam-», очевидно, означало ‘страна саков’, ‘Скифия’<ref>Пахалина Т. Н. О происхождении топонимов «Ишкашим», «Язгулям» и «Вахан» // Иранское языкознание. М., 1976. — С. 43-49</ref>.
  • Шаблон:Флаг России/ Шаблон:Флаг УкраиныРоссия/Украина: Саки - город между Симферополем и Евпаторией. На западной окраине - остатки скифского и греческого укрепления Кара-Тобе, стратегическая важность которого была настолько высока, что все завоеватели его заново восстанавливали (те же скифы и греки поочерёдно несколько раз) - даже союзники во время Крымской войны высадились именно здесь и построили временный редут. В настоящее время на территории укрепления - музей, в центре - стилизованная под античную башня - донжон на основе советского железобетонного пункта наблюдения, командования и связи.

См. также

Примечания

Шаблон:Примечания