Среднеазиатская железная дорога — различия между версиями
(→Преамбула: пунктуация) |
Moderator (обсуждение | вклад) м (1 версия) |
(нет различий)
|
Текущая версия на 01:00, 25 апреля 2025
Шаблон:Среднеазиатская железная дорога Среднеазиатская железная дорога — совокупность железных дорог в Российской империи и СССР, пролегавших по территории Туркменской, Узбекской, Казахской, Киргизской и Таджикской ССР<ref>Средне-Азиатская железная дорога</ref>.
Среднеазиатская железная дорога (казённая) была образована путём соединения Закаспийской военной железной дороги (завершённой в 1888 году) и Самарканд-Андижанской железнодорожной линии (с ветвями на Ташкент и Маргелан), открытой для движения с 1 мая 1899 года. С 1 марта 1901 года открыта железнодорожная линия Мерв — Кушка. Общее протяжение Среднеазиатской железной дороги по состоянию на 1 января 1905 года составляло 2382 вёрст, в том числе: главная линия Красноводск — Ташкент — 1749 вёрст, Черняево — Андижан — 306 вёрст, Мерв — Кушка — 295 вёрст, Каган — Бухара — 11 вёрст, Горчаково — Маргелан — 8 вёрст, линий общего пользования — 12 вёрст.
История
История развития железных дорог на территории Средней Азии берёт начало с 1874 года, когда специальная комиссия признала необходимой постройку железнодорожной линии Оренбург — Ташкент. Однако позже, исходя из стратегических интересов, решение было изменено: первая стальная магистраль должна была соединить Ташкент с восточным побережьем Каспийского моря — для обеспечения плотной связи Туркестанского и Кавказского регионов.
Строительство Закаспийской военной железной дороги было начато в ноябре 1880 года. Через пять лет, строители достигли Асхабада, в 1886 году — Чарджоу. В мае 1888 года, когда был возведён деревянный мост через Амударью, открылось движение до Самарканда. В 1899 году от станции Урсатьевская (ныне Хаваст) дорога достигла Ташкента, одновременно оттуда же был проведён и участок в Ферганскую долину. Железнодорожно-морская паромная переправа Красноводск — Баку обеспечила кратчайшую бесперевалочную связь дороги с Азербайджанской ж.д..
При Среднеазиатской железной дороге, с конца 1890-х годов до 1908 года, существовала Офицерская железнодорожная школа Железнодорожных войск. Одновременно действовал офицерский курс при Асхабадском железнодорожном техническом училище.
В конце XIX века вновь встал вопрос о строительстве дороги от Ташкента до Оренбурга, к сооружению которой приступили осенью 1900 года одновременно из обоих концов. В январе 1906 Оренбург-Ташкентская железная дорога вступила в строй, соединив Европейскую Россию со Средней Азией. Таким образом, после постройки Оренбургско-Ташкентской ж. д. линии<ref>В СССР это была часть Южно-Уральской, Казахской и С. ж. д.</ref> Среднеазиатская ж. д. соединилась с густой сетью железных дорог России.
С 1958 по 1991 годы Среднеазиатская железная дорога объединяла сеть железных дорог Узбекской ССР, Туркменской ССР, Таджикской ССР, частично Киргизской ССР и Казахской ССР. Эксплуатационная длина 6199 км, или 4,4 % протяжённости всей сети железных дорог СССР (1975). Управление располагалось в Ташкенте. Дорога имела 9 отделений: Ташкентское, Хавастское, Ферганское, Бухарское, Душанбинское, Чарджоуское, Марыйское, Ашхабадское и Каракалпакское. Граничила с Западно-казахстанской железной дорогой по станции Бейнеу и с Алма-атинской железной дорогой по станции Ченгельды.
В советский период был построен ряд новых участков дороги:
- 1941—1945 — Тукимачи — Ангрен (118 км); Амударьинская — Душанбе (441 км).
- 1947 — Салар — Барраж.
- 1955 — Чарджоу — Кунград (627 км).
- 1962 — Навои — Учкудук (290 км), Джизак — Мехнат (133 км).
- 1967—1972 — Кунград — Бейнеу (408 км).
- 1970 — Суперфосфатная — Кашкадарья (157 км).
- 1974 — Термез — Курган-Тюбе (218 км).
- 1975 — Тахиаташ — Нукус (12 км).
После распада СССР в 1991 году, Среднеазиатская железная дорога была разделена на участки по государственной принадлежности: из неё образовались Узбекистанская железная дорога, Туркменская железная дорога, Кыргызская железная дорога и Таджикская железная дорога.
Станции стыкования - Бейнеу , Ченгельды.