Каменщики — различия между версиями
Moderator (обсуждение | вклад) м (1 версия) |
|
(нет различий)
|
Текущая версия на 01:00, 25 апреля 2025
Шаблон:Народ Шаблон:Значениядословно «масон» означает «каменщик»
фото А. Н. Белослюдова, 1927
Ка́менщики (бухтарми́нские каменщики, бухтарми́нские старообрядцы, алтайские каменщики, бухтарми́нцы) — этнографическая группа русских, сформировавшаяся в XVIII – XIX веках на территории Юго-Западного Алтая в многочисленных труднодоступных горных долинах бассейна реки Бухтарма и высокогорной Уймонской степи у истоков реки Катунь. Название происходит от старинного русского обозначения гористой местности – ка́мень, и значит «жители гор, горцы». Формировалась из семей старообрядцев, преимущественно беспоповцев поморского согласия, и других беглецов от правительственных повинностей — горнозаводских крестьян, рекрутов, крепостных, каторжников и более поздних поселенцев.
Исторический диалект языка — о́кающий<ref>[1] — Народы России. Энциклопедия</ref>.
Содержание
Особенности
Формирование бухтарминских каменщиков явилось результатом смешения выходцев из различных регионов и различных социальных групп, постепенно вливавшихся в общины старожилов. Основу составляли кержаки из Нижегородской губернии.<ref>Александров В.А. Русские старожилы Сибири. Историко-антропологический очерк. М., 1973. С. 118, 119.</ref> Отмечено культурное влияние выходцев из Поморья, Олонецкой, Новгородской, Вологодской, Пермской губерний,<ref>Гуляев С.И. Алтайские каменщики // Санкт-Петербургские губ. вед,— 1854.— N 21.</ref> Западной Сибири и Алтайского края, а также казахов, алтайцев, ойратов.<ref>[2] — Традиционная одежда крестьян-старожилов Верхнего Приобья</ref> В силу общего происхождения и длительного совместного проживания бухтарминцы особенно сблизились с «поляками». Из-за нехватки женщин, случались смешанные браки с местными тюркскими и монгольскими народами (обязательным для невесты было принятие староверия), дети считались русскими. Заметно влияние казахских традиций на быт и культуру каменщиков в элементах одежды, предметах быта, некоторых обычаях, знании языка.<ref>[3] — Исследования бухтарминских каменщиков Н.М. Ядринцевым</ref> Существовал обычай усыновления чужих детей вне зависимости от национальности. Внебрачные дети носили фамилию деда по матери и пользовались такими же правами, как и «законные».<ref>[4] — Старообрядческая семья Южного Алтая в её историко-социальном развитии</ref> Старообрядцы во избежание близкородственных браков помнили до девяти поколений предков.<ref>[5] — Сельские поселения на Алтае XVIII — начала XX в.</ref>
Исследователями отмечалась большая зажиточность бухтарминских каменщиков, из-за минимального давления государственных повинностей, внутренней системы самоуправления и взаимопомощи, особого склада характера, щедрых природных богатств края, использования наемных работников. Каменщики вплоть до коллективизации представляли весьма замкнутое и локальное общество, со своей самобытной культурой и традиционным бытовым укладом — по консервативным нормам и правилам православных старообрядческих общин, с сильным ограничением внешних контактов.
История
С самого начала XVIII века, русские беглецы селились за Колывано-Кузнецкой укрепленной линией в обширных труднодоступных местах южных Алтайских гор. После ослабления и разгрома Джунгарского ханства войсками Цинской империи Бухтарминский край оказался на нейтральной территории, между нечеткими границами Российской империи и Китая. Край был богат природными ресурсами и находился вне правового поля соседних государств. Первые староверы появились здесь ещё в 1720-е годы, но документальные свидетельства относятся лишь к 1740-м. Причиной побегов было введение в 20-е гг. XVIII в. двойного оклада со староверов, а также распоряжение 1737 г. о привлечении раскольников к горным работам при казенных заводах<ref>[6] — Старообрядцы Алтая – Т.Г. Казанцева, Н.С. Мурашова и др. Алтайский старообрядец</ref><ref>[7] — Старообрядцы Алтая</ref>.
Долина Бухтармы зачастую являлась конечной целью беглецов. Позже эти земли получили название Беловодье.
Основателем бухтарминской вольницы считался крестьянин Афанасий Селезнев, а также Бердюгины, Лыковы, Коробейниковы, Лысовы. Их потомки и сейчас живут в селах на берегу Бухтармы.<ref>[8] — Быль волшебной страны</ref>
Первые поселения состояли из одиночных домиков, заимок и маленьких поселков в 5-6 дворов. Каменщики занимались охотой, сельским хозяйством (преобладала залежно-паровая система), рыболовством, пчеловодством, позднее мараловодством (разведением алтайского подвида Благородного оленя). Обменивали добытые меха и продукты на товары у соседей - сибирских казаков, казахов, алтайцев, китайцев, а также заезжих русских купцов. Деревни строились возле речек, и в них обязательно ставили мельницу и кузницу. В 1790 году насчитывалось 15 селений. Часть каменщиков ушла из Бухтарминской долины дальше в горы, на реки Аргут и Катунь. Ими было основано старообрядческое село Уймон и ещё несколько поселений в Уймонской долине.<ref>[9] — Русское наследие Алтая (Поселения, Жилище, Одежда, Пища и Утварь)</ref>
После основания Бухтарминской крепости обнаружилось 17 русских поселений в окрестных горах на нижней Бухтарме.<ref>[10] — Русское население Юго-Восточного Казахстана во второй половине XIX в.</ref>
Рескриптом Екатерины II от 15 сентября 1791 г. часть каменщиков (205 мужчин и 68 женщин<ref>[11] — ВОЛЬНЫЕ КАМЕНЩИКИ СИБИРИ</ref>) и заселенные ими территории были приняты в состав России как Бухтарминская инородческая управа и Уймонская инородческая управа. Они расплачивались с правительством ясаком в виде пушнины и звериных шкур, как инородцы (народы нерусского происхождения). С одной стороны такое юридическое положение давало больше свобод, а с другой приравнивало к наименее почитаемым категориям населения. Кроме того, бухтарминцы были освобождены от подчинения присылаемой администрации, горно-заводских работ, рекрутчины и некоторых других повинностей.
После получения официального статуса российских подданных бухтарминские каменщики переселились в более удобные для жительства места. В 1792 г. вместо 30 мелких поселков из 2-3 дворов образовались 9 деревень, в которых проживало чуть более 300 чел.: Осочиха (Богатырево), Быково, Сенное, Коробиха, Печи, Язовая, Белая, Фыкалка, Малонарымская (Огнево)<ref>[12] — Рескрипт Екатерины II</ref>.
В 1796 г. ясак заменили денежной податью, а в 1824г. — оброком как с оседлых инородцев. В переписи 1835 года в управе числилось 326 мужчин и 304 женщины.
В 1878 г. Бухтарминская и Уймонская инородческие управы упразднены и превращены в обычные крестьянские управы с ликвидацией всех льгот<ref>[13] — Хронологический перечень важнейших дат из истории алтайского старообрядчества</ref>.
В 1883 г., народонаселение Бухтарминского края, входившего в административном отношении в Бийский округ Томской губернии, составляло 15503 души обоего пола, в том числе в Зыряновской волости проживало 5240 душ; Бухтарминской крестьянской – 4931, Бухтарминской инородческой – 2153, Большенарымской – 3184 души. Бухтарминская крестьянская волость состояла из 11 селений, жители которых занимались скотоводством, хлебопашеством, пчеловодством, перевозкой руд от Змеиногорского рудника на Бухтарминскую рудосплавную пристань, торговлей и пр. В их пользовании находилось 5000 дес. пашни и до 1400 дес. сенокосных земель<ref>[14] — К истории вопроса о передаче Бухтарминского края из Алтайского округа в Семипалатинскую область</ref>. Часть неизвестных властям поселений сохранялась до Октябрьской революции и Коллективизации.
В 1927 году только в пяти основанных каменщиками Бухтарминских деревнях насчитывалось свыше 3000 человек<ref>[15] — Бухтарминские старообрядцы. Материалы комиссии экспедиционных исследований</ref>.
Современное состояние
В результате предсоветских, советских и постсоветских культурно-политических процессов и миграций потомки бухтарминцев причисляют себя к общерусскому этносу и проживают в различных регионах Казахстана, России, Китая<ref>[16] — Путешествие в Китай: Русская община в Синьдзян-Уйгурском районе</ref>, США<ref>[17] — Старообрядческие миграции и Томский край</ref><ref>[18] — Староверы в США</ref>, и других странах мира. Наибольшее количество потомков алтайских каменщиков живёт в городах и селах Восточно-Казахстанской области, которая включает в себя основные территории исторического формирования каменщиков. В переписи 2002 года на территории РФ — лишь 2 человека указали свою принадлежность к каменщикам.
Источники
Литература
- Алексеенко, Н. В. Алтайские каменщики. В поисках Беловодья/ Н. В. Алексеенко. - Усть-Каменогорск: Изд-во Либрус, 2009.- 100 с.: ил.- Библиогр.: с. 93.- ISBN 978-601-7117-07-8
- Бухтарминские старообрядцы (Материалы комиссии экспедиционных исследований, вып. 17. Серия казакстанская). Издание Академии наук СССР. Ленинград. 1930. 460 с.
- Герасимов Б.Г. Из жизни Бухтарминской долины// Сибирский Архив. - Иркутск, 1912. №7. - С. 569-575.
- Лукичев С.С. К истории бухтарминских "каменщиков". В кн.: Из истории Алтая. Томск, 1978, С. 220-238.
- Покровский Н.Н. К постановке вопроса о беловодской легенде и бухтарминских «каменщиках» в литературе последних лет // Общественное сознание и классовые отношения в Сибири в XIX—XX вв. Новосибирск, 1980. С. 116.
- Русакова Л.М., Фурсова Е.Ф. Одежда бухтарминских крестьян: XIX начало XX века // Общественный быт и культура русского населения Сибири XIX - начало XX века. Новосибирск: Наука, 1983. С.68-104.
- Бухтарминские были (Н.В.Алексеенко) Издательство г.Алма-Ата "КАЗАХСТАН" 1981
См. также
- История России
- История Алтайского края
- Алтайский горный округ
- Сибирская линия
- Среднеазиатские владения Российской империи
- Русские в Казахстане
- Лыковы
Ссылки
- Русские. Монография Института этнологии и антропологии РАН
- Алтайская Русь. Историко-этнографический очерк
- ЗАГАДОЧНАЯ СТРАНА БЕЛОВОДЬЕ
- Бухтарминские старообрядцы Северо-Восточного Казахстана
- Ядринцев Н. М. Алтай и его инородческое царство (Очерки путешествия по Алтаю), 1885 г.
- Мукаева Л. Н. Хозяйственная культура и менталитет старообрядцев Южного Алтая в XVIII – XX вв. // в сб. «Культурное наследие народов Сибири и Севера. 4 Сибирские чтения» — СПб.: МАЭ РАН, 2000.
- Липинская В. А. Старожилы и переселенцы: Русские на Алтае. XVIII - начало XX века. Создание семьи, её состав
- Русский субэтнос Западной Сибири: расселение и топонимия
- Переселение крестьян в Сибирь в конце XIX - начале XX в. Документы и материалы
- «Бийский уезд Томской губернии», 1911 г. (топографический, экономический и этнографический очерк)
- Старообрядческие хозяйственные традиции жителей Уймонской долины в XX веке
- Традиционные представления о женском теле русских Алтая
- Рукописное наследие старообрядцев Юго-Западного Алтая
- Бухтарминский тракт
- Начало Русско-Китайского разграничения в Центральной Азии
- История Казахстано-Китайского разграничения
- История формирования казахской диаспоры Алтайского (горного) округа
- Русские, Казахи и Алтай. Только факты
- Бухтарминцы, Православная энциклопедия