Марийцы — различия между версиями
(викификация) |
Moderator (обсуждение | вклад) м (1 версия) |
(нет различий)
|
Текущая версия на 01:18, 25 апреля 2025
Мари́йцы (Шаблон:Lang-chm; устаревшее русское наименование — черемисы) — финно-угорский народ в России, проживающий в основном в Республике Марий Эл. В ней проживает около половины всех марийцев, насчитывающих 547 тысяч человек (2010). Остальные марийцы рассеяны по многим областям и республикам Поволжья и Урала.
Основной территорией проживания является междуречье Вятки и Ветлуги.
Выделяют три группы марийцев: горные (живут на правом и частично левом берегу Волги на западе Марий Эл и в соседних регионах), луговые (составляют большинство марийского народа, занимают Волго-Вятское междуречье), восточные (сложились из переселенцев с луговой стороны Волги в Башкирию и Приуралье) — последние две группы ввиду исторической и языковой близости объединяют в обобщённые лугово-восточные марийцы. Говорят на марийском (лугово-восточном марийском) и горномарийском языках финно-угорской группы уральской семьи. Исповедуют православие. Также издавна распространена марийская традиционная религия, которая является Шаблон:Нет АИ 2
Содержание
- 1 Этногенез
- 2 История
- 3 Этногруппы
- 4 Численность и расселение
- 5 Антропологический тип
- 6 Язык
- 7 Традиционная одежда
- 8 Религия
- 9 Имена
- 10 Свадебные традиции
- 11 Уровень образования
- 12 Марийцы Башкортостана
- 13 Марийцы Кировской области
- 14 Известные марийцы
- 15 В искусстве
- 16 См. также
- 17 Примечания
- 18 Литература
- 19 Ссылки
Этногенез
В раннежелезном веке в Волго-Камье сложилась ананьинская археологическая культура (VIII—III века до н. э.), носители которой являлись далекими предками коми-зырян, коми-пермяков, удмуртов и марийцев. Начало формирования этих народов относится к первой половине I тысячелетия нашей эры.
Область формирования марийских племен — правобережье Волги между устьями Суры и Цивиля и противоположное левобережье вместе с нижним Поветлужьем. Основу марийцев составили потомки ананьинцев, испытавших этническое и культурное влияние позднегородецких племен (предков мордвы).
Из этого района марийцы расселялись в восточном направлении вплоть до реки Вятки и в южном до реки Казанки<ref>Этнология. Учебник. Для высших учебных заведений / Э. Г. Александренков, Л. Б. Заседателева, Ю. И. Зверева и др. — М.: Наука, 1994.</ref>.
История
Считается, что первое упоминание о черемисах встречается в VI в. у готского историка Иордана<ref>Шаблон:Книга</ref>. Предки современных марийцев между V и VIII веком взаимодействовали с готамиШаблон:Нет АИ, позднее с хазарами и Волжской Булгарией. Между XIII и XV веком марийцы входили в состав Золотой Орды и Казанского ханства. Во время военных действий между Московским государством и Казанским ханством, марийцы воевали как на стороне русских, так и на стороне казанцев.<ref name=autogenerated1>Участие марийцев в битвах за Казань. 1505—1552 гг.</ref> После завоевания Казанского ханства в 1552 году ранее зависевшие от него марийские земли стали частью российского государства. 4 октября 1920 был провозглашён автономный округ марийцев в составе РСФСР, 5 декабря 1936 — АССР.
Присоединение к Русскому государству было крайне кровопролитным. Известно о трех восстаниях — так называемых Черемисских войнах 1552—1585 гг.<ref>Тема 11. Присоединение левобережных марийцев к России. Черемисская война 1552—1557 гг.</ref><ref>Тема 12. Черемисские войны 1571—1574 и 1581—1585 гг. Последствия присоединения марийцев к Русскому государству</ref>
Вторая Черемисская война носила национально-освободительный и антифеодальный характер. Марийцам удалось поднять соседние народы, и даже соседние государства. В войне участвовали все народы Поволжья и Приуралья, и были набеги со стороны Крымского и Сибирского ханств, Ногайской Орды и даже Турции. Вторая Черемисская война началась сразу же после похода крымского хана Давлет-Гирея, закончившегося захватом и сожжением Москвы. Шаблон:Seealso
Этногруппы
- Горные марийцы (горно-марийский язык)
- Лесные марийцы
- Украинские чемерисы (барские черемисы)
- Лугово-восточные марийцы (лугово-восточный марийский (марийский) язык)
Численность и расселение
Основная часть марийцев проживает в Республике Марий Эл (290 тыс. человек). Значительная часть проживает в Кировской, Нижегородской областях. Самая большая марийская диаспора находится в Республике Башкортостан (103 тыс. человек). Также марийцы компактно проживают в Татарстане (18,8 тыс. человек), Удмуртии (8 тыс. человек), Свердловской области (23,8 тыс. человек) и Пермском крае (4,1 тыс. человек), Ханты-Мансийском автономном округе, Челябинской и Томской областях<ref name="пер.2010"/>. Живут также в Казахстане (4 тыс., 2009 г. и 12 тыс., 1989 г.), на Украине (4 тыс., 2001 г. и 7 тыс., 1989 г.), в Узбекистане (3 тыс., 1989 г.)
Численность марийцев по данным переписей населения (человек):
- Кировская область
2002 год: район, количество, доля в районе:
- Кильмезский, 2 тыс., 8 %;
- Кикнурский, 4 тыс., 20 %;
- Лебяжский, 1,5 тыс., 9 %;
- Малмыжский, 5 тыс., 24 %;
- Пижанский, 4,5 тыс., 23 %;
- Санчурский, 1,8 тыс., 10 %;
- Тужинский, 1,4 тыс., 9 %;
- Уржумский, 7,5 тыс., 26 %.
Численность (Кировская область): 2002 год — 38 390, 2010 год — 29 598.
Антропологический тип
Марийцы относятся к субуральскому антропологическому типу, отличающемуся от классических вариантов уральской расы заметно бо́льшей долей монголоидного компонента<ref>Большая энциклопедия народов, Москва, 2007.</ref>.
По антропологическому облику марийцы относятся к древнеуральской общности, которая в результате метисации с европеоидами дала начало антропологическим типам финно-угорских народов<ref>Шаблон:Книга</ref>.
Язык
Шаблон:Main Шаблон:Main Марийские языки относятся к финно-волжской группе финно-угорской ветви уральских языков.
В России по данным Всероссийской переписи населения 2002 марийскими языками владеют 487 855 человек, в том числе марийским (лугово-восточным марийским) — 451 033 человек (92,5 %) и горно-марийским — 36 822 человек (7,5 %). Среди 604 298 марийцев в России марийскими языками владеют 464 341 человек (76,8 %), русским — 587 452 человек (97,2 %), то есть широко распространено марийско-русское двуязычие<ref>Всероссийская перепись населения 2002. Т.04.04. Распространенность владения языками в России (2002 г.)</ref><ref>Всероссийская перепись населения 2002. Т.04.05. Владение языками населением наиболее многочисленных национальностей.</ref>. Среди 312 195 марийцев в Марий Эл марийскими языками владеют 262 976 человек (84,2 %), в том числе марийским (лугово-восточным марийским) — 245 151 человек (93,2 %) и горно-марийским — 17 825 человек (6,8 %); русским — 302 719 человек (97,0 %, 2002 г.)<ref>Всероссийская перепись населения 2002. Т.04.06. Владение языками (кроме русского) населением отдельных национальностей по республикам, автономной области и автономным округам Российской Федерации.</ref><ref>Всероссийская перепись населения 2002. Т.04.03. Население по национальности и владению русским языком по субъектам Российской Федерации.</ref>.
Традиционная одежда
Основной одеждой марийцев была рубаха тунико-образного покроя (тувыр), штаны (йолаш), а также кафтан (шовыр), вся одежда опоясывалась поясным полотенцем (солык), а иногда и поясом (ÿштö).
Мужчины могли носить войлочную шляпу с полями, шапку и накомарник. Обувью служили кожаные сапоги, а позже — валенки и лапти (заимствование из русского костюма). Для работы в болотистой местности к обуви прикрепляли деревянные платформы (кетырма).
У женщин были распространены поясные подвески — украшения из бисера, раковин каури, монеток, застежек и пр. Также существовало три вида женских головных уборов: конусовидный колпак с затылочной лопастью; сорока (заимствована у русских), шарпан — головное полотенце с очельем. Схожим с мордовским и удмуртским головным убором является шурка<ref>Марийцы// Народы России. Гл. ред. В. А. Тишков М.: БРЭ 1994 стр.230</ref>.
Религия
Кроме православия у марийцев существует собственная традиционная религия, которая сохраняет определённую роль в их духовной культуре и в настоящее время. Приверженность марийцев к своей традиционной вере вызывает живой интерес у журналистов из Европы и России. Марийцев даже называют «последними язычниками Европы»<ref>Последние язычники Европы</ref>.
В XIX веке традиционная религия марийцев подвергалась гонениям. Например, в 1830 году по указанию министра внутренних дел, к которому поступило обращение Святейшего Синода, было взорвано место молений — Чумбылат курык. Однако уничтожение Чумбылатова камня не дало ожидаемого эффекта, поскольку марийцы поклонялись не камню, а обитавшему там божеству<ref> Кузнецов С. К. Поездка к древней черемисской святыне, известной со времён Олеария // Этнографическое обозрение. 1905. № 1. С. 129—157.</ref>.
Имена
Шаблон:Main Испокон веков марийцы имели национальные имена. При взаимодействии с татарами к марийцам проникли тюркско-арабские имена, с принятием христианства — христианские. В настоящее время больше используются христианские имена, также набирает популярность возврат к национальным (марийским) именам. Примеры имён: Акчас, Алтынбикя, Айвет, Аймурза, Бикбай, Емыш, Изикай, Кумчас, Кысылвика, Менгылвика, Малика, Настальче, Пайралче, Шымавика.
Свадебные традиции
Одним из главных атрибутов свадьбы является свадебная плетка «Сÿан лупш», оберег, защищающий «дорогу» жизни, по которой предстоит пройти вместе молодожёнам.
Уровень образования
Уровень образования российских марийцев намного ниже, чем в целом у населения РФ. По переписи 2010 года среди марийцев лишь 11,7 % имели высшее или послевузовское образование (55 277 человек из 470 834 лиц марийской национальности в возрасте 15 лет и старше, указавших уровень образования)<ref>Население наиболее многочисленных национальностей по возрастным группам, полу и уровню образования (c. 868).</ref>. При этом среди жителей России всех национальностей доля лиц с высшим или послевузовским образованием в 2010 году составила 23,4 % (27 540 707 человек из 117 639 476 лиц в возрасте 15 лет и старше, указавших уровень образования)<ref>Население по возрастным группам, полу и уровню образования по субъектам Российской Федерации (c. 6).</ref>.
Марийцы Башкортостана
Башкортостан — второй после Марий Эл регион России по численности проживающих марийцев. На территории Башкортостана проживает 105 829 марийцев (2002)<ref>>. Число марийских деревень — более 240</ref><ref>статья «Марийцы» в Энциклопедии Башкортостан</ref>, треть марийцев Башкортостана проживает в городах.
Переселение марийцев на Урал происходило в XV—XIX веках и было вызвано их насильственной христианизацией на Средней Волге. Марийцы Башкортостана в массе своей сохранили традиционные верования.
Доступно обучение на марийском языке в национальных школах, в среднеспециальных и высших учебных заведениях в Бирске и Благовещенске. В Уфе действует Марийское общественное объединение «Марий ушем».
Марийцы Кировской области
Областной центр марийской культуры (ОЦМК) — деревня Мари-Ошаево, Пижанского района Кировской области. Директор ОЦМК — Чельникова Алевтина. Работой ОЦМК проводятся национальные концерты, функционируют кружки, народные ансамбли. Каждый год в июне-июле в деревне Мари-Ошаево проходит праздник Пеледыш пайрем. Областной центр марийской культуры Кировской области сотрудничает с национальными общественными движениями Республики Марий Эл.Шаблон:Нет АИ
Известные марийцы
- Шаблон:СсылкаФИО — журналист, драматург
- Шаблон:СсылкаФИО — писатель, исследователь, педагог, член Союза писателей СССР
- Шаблон:СсылкаФИО — первая марийская женщина-профессор, доктор филологических наук
- Шаблон:СсылкаФИО — языковед, этнограф, фольклорист, литератор
- Шаблон:СсылкаФИО — писатель
- Шаблон:СсылкаФИО — поэт, драматург, прозаик, переводчик, член Союза писателей СССР, народный писатель Республики Марий Эл, народный артист МАССР, заслуженный артист РСФСР
- Шаблон:СсылкаФИО — художник
- Шаблон:СсылкаФИО — художник, герольдмейстер
- Шаблон:СсылкаФИО — просветитель
- Шаблон:СсылкаФИО — писатель
- Шаблон:СсылкаФИО — 1-й Президент Марий Эл
- Шаблон:СсылкаФИО — поэт
- Шаблон:СсылкаФИО — писатель
- Шаблон:СсылкаФИО — композитор, хормейстер
- Шаблон:СсылкаФИО — поэт
- Шаблон:СсылкаФИО — режиссёр, заслуженный деятель искусств Марийской АССР, народная артистка Республики Марий Эл, лауреат Государственной премии МАССР<ref>Шаблон:Cite web</ref>
- Шаблон:СсылкаФИО — 2-й Президент Марий Эл
- Шаблон:СсылкаФИО — поэт
- Шаблон:СсылкаФИО — драматург
- Шаблон:СсылкаФИО — поэт, киноактёр
- Шаблон:СсылкаФИО — писатель
- Шаблон:СсылкаФИО — композитор
- Шаблон:СсылкаФИО — советский композитор
- Шаблон:СсылкаФИО — российский лыжник и биатлонист<ref>Шаблон:Cite web</ref>.Шаблон:Нет в источнике
- Шаблон:СсылкаФИО — поэт и баснописец
- Шаблон:СсылкаФИО — композитор
- Шаблон:СсылкаФИО — агроном, академик
- Шаблон:СсылкаФИО — поэт, переводчик
- Шаблон:СсылкаФИО — драматург
- Шаблон:СсылкаФИО — поэт
- Шаблон:СсылкаФИО — писатель
- Шаблон:СсылкаФИО — композитор, фольклорист, педагог
- Шаблон:СсылкаФИО — поэт
- Шаблон:СсылкаФИО — гвардии лейтенант, Герой Советского Союза
- Шаблон:СсылкаФИО — писатель
- Шаблон:СсылкаФИО — композитор
- Шаблон:СсылкаФИО — историк, этнограф
- Шаблон:СсылкаФИО<ref>Олег Тактаров. Откуда его корни?</ref> — актёр, спортсмен
- Шаблон:СсылкаФИО — музыкант
- Шаблон:СсылкаФИО — поэт и драматург
- Шаблон:Нп5<ref>Четкарев Ксенофонт Архипович — краткая биография на сайте «Марийская история в лицах»</ref> — этнограф, фольклорист, писатель, организатор науки
- Шаблон:СсылкаФИО — писатель
- Шаблон:СсылкаФИО — писатель
- Шаблон:СсылкаФИО — прозаик
- Шаблон:СсылкаФИО — поэт
- Шаблон:СсылкаФИО — писатель
- Шаблон:СсылкаФИО — кинорежиссёр, сценарист, продюсер
- Шаблон:СсылкаФИО — советский композитор
- Шаблон:СсылкаФИО — этнограф и композитор
- Шаблон:СсылкаФИО — писатель
- Шаблон:СсылкаФИО — писатель
- Шаблон:СсылкаФИО — писатель, критик, этнограф
- Шаблон:СсылкаФИО — художник
В искусстве
- Марийцы (черемисы) фигурируют в полудокументальном юмористическом рассказе Ярослава Гашека. В частности, упоминается многолетняя вражда черемисов с чувашами и язычество черемисов<ref> «Комендант города Бугульмы»</ref>.
- В 2006 году Алексей Федорченко снял фильм Шошо (мар. «весна»), а в 2012 году на экраны вышел его фильм Небесные жёны луговых мари по одноимённой книге Дениса Осокина. Оба фильма сняты на марийском языке.
- В 2010 году режиссёр Василий Домрачев снял фильм «Салика» по комедии Сергея Николаева о жизни марийской деревни.
- В повести Александра Ивановича Куприна «Поединок» (1905 г.) денщик подпоручика Ромашова Гайнан был черемисом.
См. также
Примечания
Литература
- Шаблон:Книга
- Шаблон:Книга
- Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 161
- М. В. Пенькова, Д. Ю. Ефремова, А. П. Конкка. Материалы по духовной культуре марийцев // Сборник статей памяти Юго Юльевича Сурхаско. — Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2009. C. 376—415.
- С. В. Стариков. Марийцы (черемисы) Среднего Поволжья и Приуралья на рубеже XIX—XX веков. — Филокартия, 2009, № 4(14) — с. 2—6.
Ссылки
- Интернет-журнал «Кидшер» («На пульсе»)
- MariUver — Независимый портал о марийцах, Марий Эл на четырёх языках: марийском, русском, эстонском и английском
- Марийцы
Шаблон:Финно-угорские племена Шаблон:Народы России с численностью более 100 тысяч человек Шаблон:Марийцы