Курмангалиев, Гарифулла — различия между версиями

Материал из Казахстанская Википедии
Перейти к: навигация, поиск
(Ссылки)
 
м (1 версия)
 
(нет различий)

Текущая версия на 00:37, 25 апреля 2025

Шаблон:Однофамильцы Шаблон:Персона Гарифулла Курмангалиев (Шаблон:Lang-kk (1 января 1909, аул Аккуль, Уральская область, Российская империя1993, Алма-Ата, Казахстан) — популярный оперный певец (тенор), композитор, актёр, музыкальный исполнитель и педагог. Народный артист Казахской ССР (1954), лауреат Государственной премии Казахстана (1978). "Орфей казахской степи" [1]. Его также звали «Гарифулла-сал», то есть певец-аристократ [2].

Биография

Родился в ауле Ак-Куль, ныне Каратюбинского района Западно-Казахстанской области 19 декабря 1908 года по старому стилю (1 января 1909 года по новому стилю).<ref>Простая страница</ref> Отец его был бедным шаруа. Четырёхлетним ребёнком Гарифулла лишился отца, а через несколько лет — и матери. Мальчик рос у родных братьев отца. В десять лет уже неплохо пел и играл. В формировании таланта Гарифуллы большую роль сыграли ученики и последователи «казахского баяна» (как называл Мухита Мергалиева Александр Затаевич) внук Мухита Шайхи Мухитов и Шынтас Каратаев. Благодаря своему голосу, а также трудолюбию и настойчивости, Гарифулла вскоре встал в один ряд со своими учителями. Слава о юном певце летела по всей степи.

В 1927 году молодой певец побывал в Оренбурге, Карагаше, Табыне. В его репертуаре были в основном песни Мухита, лиро-эпическая поэма «Қыз — Жібек» и айтысы акына Бала Ораза. Однако полностью отдаться творчеству он не мог. Надо было работать, чтобы жить и петь.

Трудовая деятельность Гарифуллы началась с работы секретарем сельского совета. В 1930 году он был уже председателем колхозов «Аккуль», «Ханкуль», «Кулшук» и председателем сельсовета. Но с песней и домброй он никогда не расставался.

Весной 1934 года Гарифулла Курмангалиев выступил на слете художественной самодеятельности в Джамбейты, а через некоторое время в Уральске. Занял первое место среди певцов и получил право участия в I Всеказахстанском слете народных талантов. Решением жюри посланец Западного Казахстана был оставлен в казахском музыкальном театре (ныне Театр оперы и балета имени Абая), где пел в опере до 1966 года.

Во время Великой Отечественной войны Гарифулла Курмангалиев выступал на фронтах в составе концертной бригады, а в послевоенное время много гастролировал по Казахстану и за рубежом, как концертный певец.

В 19671984 годах преподавал народное пение в Студии эстрадного искусства (Алма-Ата).

Награды

Семья

Жена - Рабига Курмангалиева (1915 - 1980).

В семье было 7 детей: старшая Сауле – профессор АГК им. Курмангазы, заслуженная артистка КазССР, Болат – строитель, возводивший атомный опреснитель воды в Актау, Шахерезада – экономист, выпускница Московского института им. Плеханова, Санат – академик, доктор экономических наук, Нурлан – полковник в отставке, Ерлан – занимал ответственные посты на госслужбе. Ещё один сын, Гебрат, скончался в 26 лет [3].

Внучка - Меруерт Санатовна Курмангалиева (1968), препод. КазНУИ, канд. искусствоведения (диссер. о Мухите, 2010), автор книги воспоминаний о Г.Курмангалиеве "Әнімен елін тербеген...", 2010.

Творческая деятельность

Курмангалиев — уникальное явление в казахской музыкальной культуре XX века. В течение многих десятилетий он один представлял древнюю и высокоразвитую вокально-инструментальную традицию всего Западного Казахстана. Он обладал уникальным голосом, диапазон которого совмещал регистры тенора и сопрано.<ref>Приуралье — Главная</ref> Блестящий домбрист, известен как автор знаменитого шлягера «16 қыз» (16 девушек).<ref>Караван — Культура — Ах, какой был мужчина!</ref>

После участия в первом республиканском слете народного творчества, в 1934 году, его приняли в Казахский музыкальный театр (ныне Государственный Академический театр оперы и балета им. Абая), где исполнял роли Елемеса, Шеге, Сакана, Долды («Жалбыр», «Кыз Жибек», «Ер Таргын», «Дударай» Е.Брусиловского), Естая («Биржан и Сара» М.Тулебаева), Нарымбета («Абай» А.Жубанова и Л.Хамиди), Тито («Даиси» З.Палиашвили), Трике («Евгений Онегин» П. И. Чайковского) и другие. Заметное место в репертуаре Курмангалиева заняли казахские народные песни — «Айнакоз», «Боз жорга», «Он алты кыз», а также его собственные произведения — «Ак Жайык», «Нуржамал», «Акку», «Сүйген жар», «Жан еркем» и другие.

Слышали легендарный голос Гарифуллы и в Китае, Пакистане, Иране, Германии, Италии. На оперной сцене Курмангалиев (с 1934 по 1966 годы) спел более 20 партий. Сильный и выразительный голос, потрясающая актёрская игра — все это позволило певцу создать неповторимые образы — как в национальных операх (акын Шеге в «Кыз Жибек», батыр Сакан и жырау в «Ер-Таргыне», Естай в «Биржан и Сара», мулла в «Дударай», Нарымбет в «Абай»), так и зарубежных (Тито в «Даиси», Латиф в «Нергиз», Трике в «Евгении Онегине» и т. д.).

Многие мелодии оперы «Кыз Жибек» записаны Е. Г. Брусиловским от Курмангалиева и в этом плане его роль в создании первой казахской оперы, основанной исключительно на фольклорном материале, неоценима. В казахском кино Курмангалиев продолжил ту галерею образов, которую он создал в оперных спектаклях. Но только кино с его «крупным планом» смогло по- настоящему раскрыть могучее актёрское дарование, броскую игру, живую мимику, безупречное владение искусством жеста и, конечно же, его глаза, незабываемые в своей выразительности.<ref>ASYL MURA</ref>

Курмангалиев, прошедший народную школу исполнительства, как никто другой понимал важность сохранения традиционной системы обучения. По ней он воспитывал своих учеников, многие годы работая в Республиканской студии эстрадно-циркового искусства (19671984 годы). В семейном архиве Курмангалиевых сохранены методические заметки и дневники Гарифуллы, где много интересного в обобщении народного опыта через призму собственного взгляда на исполнительское творчество. И все-таки, Курмангалиев уникален как музыкант. Более того, как это ни печально, прав Т.Асемкулов, говоря, что «традиция Мухита своё развитие закончила на Гарифулле, ученики которого получили только по капле от его могучего таланта и никто из них не может воспроизвести её так, как это делал Гареке».

Награды и звания

1939 - Заслуженный артист Казахской ССР.

1954 - Народный артист Казахстана.

1978 - Лауреат Государственной премии Казахстана.

Дискография

2002 - "Гарифулла Курмангалиев" - первый CD в архивной серии "Асыл Мура" [4]

Фильмография

1953 - «Джамбул», реж. Ефим Дзиган, Алма-Атинская киностудия художественных и хроникальных фильмов (второй вариант, "Казахфильм", 1969).

1958 - "Ботагоз", реж. Ефим Арон, "Казахфильм".

1959 - «Мы из Семиречья», реж. Султан Ходжиков, "Казахфильм".

Литература

  • Книга воспоминаний "Әнімен елін тербеген..." /Құраст. М.С.Құрманғалиева. Алматы: Дайк-Пресс, 2010, 432 бет [5].

Память

Примечания

Шаблон:Примечания

Ссылки