Айтеке би — различия между версиями
(отмена правки 81286134 участника 89.35.252.139 (обс) некорректно) |
Moderator (обсуждение | вклад) м (1 версия) |
(нет различий)
|
Текущая версия на 01:02, 25 апреля 2025
Шаблон:К переименованию Шаблон:Государственный деятель
Шаблон:Значения Айтеке би Байбекулы (Шаблон:Lang-kk), подлинное имя Айтык(1644, Кызылша, ныне Узбекистан — 1700, Нуратинский район, Узбекистан) — великий казахский бий, оратор. Внес большой вклад в объединение казахского народа.
Содержание
Биография
Айтеке би из племени Алчин, поколения Алимулы, рода Торткара, Младшего Жуза казахов, внук брата эмира бухарских ханов в Самарканде Жалантос Бахадура<ref>КИРГИЗ — КАЗАКИ В XVII и XVIII ВЕКАХ</ref>.
С пяти лет обучался грамоте у аульного муллы. Образование получил в самаркандском медресе Улугбека (по другим источникам, в Бухаре), затем в медресе Шердор, где изучал религию, право, астрономию, географию, историю, математику. Владел арабским, персидским, чагатайским и узбекским языками.
И домашнее, и школьное воспитание и образование он прошёл при наставничестве общественного и политического деятеля Жалантоса, известного строительством мечетей Ширдара и Тиллекара в Самарканде, приходившегося ему дядей.
В 20 лет Айтеке би был бием части казахов, узбеков, каракалпаков Бухары и Самарканда. В двадцать пять лет (по другим сточникам, в 30 лет) избран главным бием Младшего жуза и с тех пор его имя фигурирует рядом с другими великими казахскими биями Толе би, Казыбек би, а также с ханом Тауке.
Айтеке би — один из главных авторов степного свода законов «Жеты Жаргы» («Семь уложений»), способствовавший замене кровной мести, принципа кровь за кровь принципом «справедливого наказания» и «откупа», дабы остановить цепь кровавой вендетты между казахскими родами. Помощник и советник Тауке-хана, сам батыр, вместе с Тауке участвовал в отражении джунгарского нападения на Сайрам. Совместно с Тауке-ханом, получившем название «великого», «благословенного», поскольку он сплотил казахские земли в рамках единого централизованного государства, имеющего собственную конституцию, он содействовал установлению определённого равновесия в отношениях с джунгарами и русскими, способствовал объединению усилий казахов, каракалпаков и киргизов против джунгарского нашествия.
Ему принадлежит выражение о том, что бий должен быть на высоком нравственном уровне, дабы оставить в душах современников и потомков яркий след своими разумными решениями. Их справедливость Айтеке би связывает с умением «рассечь конский волос строго посередине».
Похоронен Айтеке би на территории современного Узбекистана в Навоийской области в Нуратинском районе<ref>Мавзолей Айтеке би. Актюбинский вестник</ref>. По другим данным он похоронен в 75 км от Ташкента близ поселков Кауыншы и Шыназ<ref>Айтеке би Байбекулы</ref>.
Память
- В 2003 году была выпущена почтовая марка Казахстана, посвященная Айтеке би.
Литература
Из КНЭ:
- Толыбеков С., Эйтеке би, Қазақшежіpeci, А., 1992. Шаблон:Ref-kk
- Толыбеков С. Үш пайғамбар. А., 1992. Шаблон:Ref-kk
- Досмухамедулы X., Аламан, А., 1993. Шаблон:Ref-kk
- Досмухамедулы X. Эйтеке би. А., 1998. Шаблон:Ref-kk
- Есламгалиулы М., Эйтекe би, А.. 1998. Шаблон:Ref-kk
Ссылки
- Меирманкул БАКИРОВ: В УЗБЕКИСТАНЕ ГОВОРИТЬ НА УЗБЕКСКОМ – ЖИЗНЕННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
- UNESCO Айтеке-би
- Мавзолей Айтеке би
- Мавзолей Айтеке би. Актюбинский вестник
- АЙТЕКЕ БИ БАЙБЕКУЛЫ (1682-1766)