Туран (страна)

Материал из Казахстанская Википедии
Версия от 19:45, 5 апреля 2017; 62.200.229.136 (обсуждение)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Шаблон:Историческая областьШаблон:Значения

Тура́н (Шаблон:Lang-ae, Шаблон:Lang-pal, Шаблон:Lang-fa, Шаблон:Lang-tr, Шаблон:Lang-uz, Шаблон:Lang-kk, Шаблон:Lang-tk, Шаблон:Lang-az, Шаблон:Lang-ug — «страна туров») — в Авесте — исторический регион в Центральной Азии, населённый в древности кочевыми иранскими племенами. Средневековый персидский писатель Фирдоуси описал Туран как землю, населённую тюркскими племенами. Но некоторые учёные предполагают, что туранцы могли быть ираноязычными<ref>Edward A Allworth,Central Asia: A Historical Overview, Duke University Press, 1994. pp 86</ref><ref>I. M. Diakonoff, The Paths of History, Cambridge University Press, 1999, p. 100 : Turan was one of the nomadic Iranian tribes mentioned in the Avesta. However, in Firdousi’s poem, and in the later Iranian tradition generally, the term Turan is perceived as denoting ‘lands inhabited by Turkic speaking tribes.</ref><ref>According to Prof. Gherardo Gnoli:’’Iranian tribes that also keep on recurring in the Yasht, Airyas, Tuiryas, Sairimas, Sainus and Dahis’’. G. Gnoli, Zoroaster’s time and homeland, Naples 1980</ref><ref>Шаблон:Cite web</ref>.

Обозначение

Этноним «тур» впервые зафиксирован в «Авесте» в двух формах: более древняя «tūiriiānąm» (наряду с этнонимами ариев (Шаблон:Lang-ae) и саиримов (Шаблон:Lang-ae)) и более поздняя «tūra» («tūr»). Последняя форма впоследствии легла в основу топонима «Туран», который упоминается в «Шахнаме» и среднеперсидской религиозной и исторической литературе и документах эпохи Сасанидов, а также в средневековой персидской, арабо-мусульманской и среднеазиатской историко-географической литературе<ref>Bahār, Mehrdād. Pizhūhishī dar asāṭīr-i Īrān, Tehrān: Āgāh, 1997 ISBN 964-416-045-2</ref>.

Туранцами (тура) три тысячи лет назад, в момент формирования у части степных восточноиранских племён экономического уклада кочевого отгонного скотоводства, стали называть ираноязычных представителей данного, тогда совсем нового, вида хозяйственной деятельности. И первым нарекло «туранским именем» своих собратьев-кочевников (самоназвание которых — саки) само же восточноиранское оседлое население тогдашней территории современных Казахстана и юго-западной Сибири, не принявшее «отгонно-кочевую» экономическую революцию тех своих родов, которые в первые века I тысячелетия до н. э. и стали «саками»<ref>Абакумов А. В. Туранцы не тюрки // Экономическая газета. — М. 2002. № 40, с. 3</ref>.

В более поздние времена туранцами называли саков, массагетов, кушан, парфян, эфталитов и другие восточно-иранские народы. Термин обозначал практически всю Среднюю Азию, где проживали эти народы. В персидской литературе широко освещена тема многовекового противостояния Ирана и Турана.

История

Этническое определение Турана в современной историографии имеет спорный статус. Мнение учёных разное, одни считают туранцев иранским народом, другие — тюркским.

Версия сторонников иранской теории

«Шахнаме» разделяет иранский мир на собственно Иран, как правило идентифицируемый с Иранским нагорьем, и с другой стороны вечно враждующий с ним Туран, располагающийся севернее Амударьи, примерно соответствующий нынешней Центральной Азии. Эпический Иран — это страна мировых царств, первое из которых было основано Каюмарсом, легендарным соответствием первочеловека Гаюмарта, персонажа зороастрийской мифологии.

Согласно преданию, иранский царь Фаридун<ref name="iranicaonline.org">E. Yarshater, [1], Encyclopaedia Iranica.</ref><ref name="Encyclopaedia Iranica">K. H. Menges, in Encyclopaedia Iranica Excerpt: «In a series of relatively minor movements, Turkic groups began to occupy territories in western Central Asia and eastern Europe which had previously been held by Iranians (i.e., Turan). The Volga Bulgars, following the Avars, proceeded to the Volga and Ukraine in the 6th-7th centuries.»</ref> поделил мир между тремя своими сыновьями. Старшему, Салму, достался запад ойкумены (согласно другой традиции, крайний Восток — Китай), младшему, Эраджу — Иран, а Туру/Тураджу<ref name="results">Dehkhoda dictionary: Turaj</ref>, среднему сыну царя — северные земли, которые и стали именоваться Тураном. Тур с Салмом предательски убили Эраджа, заманив его в Туран. Фаридун, узнав о гибели любимого сына, не простил Тура и повелел вырыть грандиозный ров на границе между Ираном и Тураном, который превратился в реку Амударью.

В наиболее распространённой версии иранского эпоса, зафиксированной в поэме Фирдоуси, туранцы, потомки Тура, изображены извечными антагонистами царей Иранского нагорья<ref name="Шукуров">Шукуров Ш. М., Шукуров Р. М.: «Центральная Азия (опыт истории духа)». Институт востоковедения РАН. 2001</ref>.

Древние арии — предки иранцев и туранцев — называли свою страну «Aryānem Vaējah». Название образовано от самоназвания всех древних индоиранцев и является или прилагательным «Арийская страна», или генетивом «Страна ариев» в выражении типа Шаблон:Lang-ae («страны ариев»)<ref>«История древнего Востока: От государственных образований до древних империй» / Под ред. А. В. Седова; Редкол.: Г. М. Бонгард-Левин (пред.) и др.; Ин-т востоковедения. — М.: «Вост. лит.», 2004. — 895 с.: ил., карты. — ISBN 5-02-018388-1 (в пер.)</ref>.

В эпоху Ахеменидов (550—327 гг. до н. э.) понятие «Aryānam Dahyunam» трансформировалось в «Aryānem Xšaθram» — «Государство Ариев». Древнеиранское понятие «Aryānem Xšaθram» дало название государству Аршакидов (250 до н. э. — 224 н. э.) — Шаблон:Lang-pal.

Название государства Сасанидов (224—651 гг. н. э.) — «Erānšahr» (Шаблон:Lang-pal), происходит от Шаблон:Lang-ae. Авестийский дифтонг «ai» трансформировался в среднеперсидский «е»<ref>Этимологический словарь иранских языков. Том 1. — М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2000. — 327 с. — ISBN 5-02-018124-2; ISBN 5-02-018125-0</ref>.

Со времён Ахеменидов название «Иран» закрепилось за государствами западно-иранских народов, создавших мощные централизованные империи. Страна восточно-иранских народов — Туран — была политически раздроблена на отдельные государства, такие как: Согд, Бактрия, Хорезм, а также между степными ираноязычными племенами саков, сарматов, юэчжей, массагетов и др., которые охватывали территории современных российских Причерноморья, Поволжья, Урала, современных государств Казахстан и Киргизия, а также Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая. Позднее саки, кушаны и др. завоевали Согд, Бактрию и Хорезм и всё междуречье Амударьи и Сырдарьи, что стало обобщённо называться Тураном. Условной границей между Ираном и Тураном в древние времена была сначала Сырдарья, а в более поздние времена — Амударья.

По мнению иранистов население Согда, Бактрии, Хорезма изначально было северовосточно-иранским по языку<ref>БЭС статья «Иранские языки»</ref>, что близкородственно современному осетинскому языку. Известно, что Заратустра обращался к согдийцам и бактрийцам на своем родном языке, условно называемым авестийским<ref>Иванов В. Б. Три ветви авестийской фонетики // Памяти В. С. Расторгуевой: Сб. статей. — М..: Ключ-С, 2007. — 256 с. — ISBN 978-5-93136-041-6</ref>, который зафиксирован в «Гатах» — наиболее древней части книги «Авеста» — из-за чего язык и называется авестийским. Авестийский язык был северовосточно-иранским по типологии, и согдийский и бактрийский языки, дошедшие до нас в письменных памятниках, также характеризуются как восточно-иранские, первый — северной подгруппы, второй — южной<ref name="Эдельман">Эдельман Д. И. ИРАНСКИЕ ЯЗЫКИ // Лингвистический энциклопедический словарь. — М., 1990. — С. 200—201</ref>. Раньше существовало мнение, что авестийский это старобактирийский язык, но сегодня оно сошло на нет. Различие между западно-иранскими и восточно-иранскими языками можно увидеть на примере сравнивания персидского и таджикского языков (зап.-иранских) с памирскими языками (вост.-иранскими)<ref name="Эдельман" />.

В IV веке кушанов сменили новая династия эфталитов — хайталов — выходцев из Бадахшана<ref>Гумилев Л. Н. Эфталиты — горцы или степняки.</ref>. В середине VI века они упорно сопротивлялись Сасанидской империи, угрожавшей им с запада, и Тюркскому каганату, нападавшим на Туран с востока. В 561—563 годах тюрки заключили с сасанидским Ираном союз против эфталитов. В 564 году войска шаха Хосрова Ануширвана заняли стратегически важную область — Тохаристан. В 565 году в битве у Нахшаба тюрки одержали победу, и Согд был присоединён к каганату. В 567 году под Бухарой произошла битва между войском эфталитов и тюркской ордой. Битва длилась восемь дней и была самым кровопролитным сражением в истории Средней Азии. Закончилось сражение полным поражением эфталитов<ref>Шаблон:Cite web</ref>. Позднее земли Турана разделили между собой Сасанидский Иран и Западно-тюркский каганат. Якобы с этого момента и начинается процесс оседания тюркских племён в землях Турана.

Этноним саков также сохранился в названии Ишкашима (по-ишкашимски — Шькошьм) — административного района в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана. По мнению исследователя Т. Н. Пахалиной, топоним имеет индоарийское происхождение и восходит к индоар. *sakā-kšam-, где первая часть может быть истолкована либо как название страны, где жило племя саков (ср. Шаблон:Lang-ae — название страны и народа), либо как название племени саков, а вторую часть можно сопоставить с Шаблон:Lang-sa «земля», «страна» и с производным от него современным индоарийским kšama — «земля». В таком случае в целом слово «*sakā-kšam-», очевидно, означало ‘страна саков’, ‘Скифия’<ref>Пахалина Т. Н. О происхождении топонимов «Ишкашим», «Язгулям» и «Вахан» // Иранское языкознание. М., 1976. — С. 43-49</ref>.

Версия сторонников тюркской концепции

Сторонники «тюркской концепции» идентифицируют Центральную Азию с мифо-эпическим топонимом Туран этнического («турк» — тюрок, турок) и географического (Туран) обозначений, локализуют одну из прародин тюрков в Центральной Азии. Эти мифологические представления настолько устойчивы в тюркской среде от Алтая до Средиземного моря, что даже современное информационное агентство Азербайджана, тюркоязычной республики, расположенной на Кавказе, именуется «Туран».

Согласно тюркской концепции Туран уже в древности был заселён исключительно тюрками. Утверждается и однозначное причисление к «турано-тюркскому» культурному пространству раннего Средневековья отдельных выдающихся личностей Центральной Азии, таких как Авиценна, Ал-Хорезми, Бируни и других представителей исламской цивилизации, а также древнейших памятников материальной культуры.

Согласно научным данным, обитавшие в Туране противники Ирана были по происхождению тюрками, как оседлыми, так и кочевыми. Эту же версию подтверждал средневековый персидский автор Фирдоуси.

Также в целях легитимации своей власти над Тураном, караханидские правители возвели свой род к Афрасиабу, легендарному шаху Турана, и стали называться «домом Афрасиаба». Самого Афрасиаба отождествили с героем тюркских сказаний Алп-Эр-Тонга<ref>Бартольд В. В. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов / В. В. Бартольд; Подгот. к изд. С. Г. Кляшторный; Отв. ред. А. Н. Кононов. — Перепеч. с изд. 1968 г. — М.: Вост. лит., 2002. — 757 с. — (КОВ: Классика отеч. востоковедения: Осн. в 2001 г.). — ISBN 5-02-018339-3 (в пер.). стр. 79</ref>.

Если Тураном в авестийскую эпоху называли степь и пустыни, окружающие междуречье Амударьи и Сырдарьи, то в средние века и вплоть до начала XX века — аму-сырдарьинское междуречье, то есть историческую Согдиану, более известную под названием Мавераннахр, то есть территорию совр. Узбекистана и приграничных районов соседних республик. Так, например, Тимур — основатель империи и династии Тимуридов со столицей в Самарканде, называет себя в Карсакпайской надписи, сделанной на староузбекском языке, «султаном Турана», что явно указывает на существование этого наименования в политической терминологии XIV века<ref>Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и её падение. Москва-Ленинград, 1950, с.357</ref>.

Известно, что бухарские эмиры из династии Мангыт величали себя как правители Туркестана и Турана. Например, эмир Хайдар (1800—1826) в ряде писем именовал себя «Хакимом Турана» или «Падишахом Туркестана и Туран-замина».<ref>Yalcinkaya A., The frontiers of Turkestan. // Central Asian Survey 1997, 16 (3), p.432</ref>.

Туран в Белуджистане

Согласно географическим данным книг мусульманских историков, Тураном называли горную местность в восточном Белуджистане, к северу от Мекрана. Однако свою известность слово «Туран» приобрело в качестве наименования территории, лежащей северо-восточнее от Хорасана и реки Амударьи и населяемой тюркскими и другими неиранскими народами.<ref>Шаблон:Cite web</ref>


Фантастика

  • Название «Туран» появляется в географии вымышленной вселенной историй о Конане.
  • Сектор «Туран» (отсюда «Туранские рейдеры») из стратегии в реальном времени Homeworld — отсылка к Турану.

Имена

  • Туран, Али (род.1983) — турецкий футболист.
  • Туран, Арда
  • Туран, Митхас
  • Туран, Пал (1910—1976) — венгерский математик, основоположник экстремальной теории графов.
  • Туран, Фифи (урождённая Жозефина Каваллини; 1913—1944) — французская коммунистка, деятельница Движения Сопротивления во Франции.

Также именуются некоторые учебные заведение, банки и т.п Тураном.

См. также

Примечания

Шаблон:Примечания

Литература