Тлеубаев, Минтай Женельевич
Шаблон:Однофамильцы Шаблон:Персона Минта́й Жене́льевич Тлеуба́ев (3 января 1947, Алма-Ата — 24 декабря 2009, Алма-Ата) — артист балета, балетмейстер, режиссёр массовых мероприятий, педагог, профессор, лауреат премии Ленинского комсомола, заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1984).
Содержание
Биография
В 1967 году с отличием закончил Алматинское хореографическое училище им А. В. Селезнева. По окончании учёбы работал солистом балета в только что созданном ансамбле «Молодой балет Алма-Аты» под руководством Булата Аюханова. В 1968 году молодой артист поступает на балетмейстерское отделение Ленинградской Государственной консерватории им. Н. Римского-Корсакова. Его педагогами были выдающиеся мастера и деятели советского балета — Народный артист Грузии Г. Д. Алексидзе, Народный артист СССР П. А. Гусев. Успешную учёбу в консерватории талантливый студент совмещает с работой в Ленинградском Государственном университете в качестве педагога и хореографа. В этот период М. Ж. Тлеубаев для оперной студии Ленинградской консерватории и для артистов балета ленинградских театров ставит ряд балетных спектаклей и концертных миниатюр: «Золотой ключик» М. Вайнберга, «Аистенок» Д. Клебанова, «Болеро» М. Равеля, триптих (спиричуэлсы) народной негритянской музыки, «История любви» Ф. Лей. Свою дипломную работу хореограф защищал в Московском мюзик-холле, где по приглашению руководства создал концертную программу для балетной труппы, которая с успехом шла на сцене театра. После окончания службы в армии (1973—1974) М. Ж. Тлеубаев преподает на кафедре хореографии в Ленинградской Государственной консерватории им. Н. Римского-Корсакова.
В 1975 году Министерство культуры КазССР приглашает М. Ж. Тлеубаева в Алма-Ату на должность балетмейстера, а затем и главного балетмейстера в Государственный академический театр оперы и балета им. Абая. За период своей деятельности в театре талантливый балетмейстер осуществил целый ряд прекрасных постановок, как классического, так и национального и современного направлений.
Балет «Аксак кулан» А. Серкебаева (1976) был признан лучшим спектаклем во время гастролей ГАТОБ им. Абая в Москве и отобран для показа в Большом театре шведскому королю, во время его визита в СССР в 1978 году. Известный балетный критик Н. Эльяш в статье о гастролях ГАТОБ им. Абая в Москве так писал о М. Ж. Тлеубаеве: «У него живой балетмейстерский почерк, его танцы осмысленны, изобретательны, их пространственный рисунок отличается четкими переливчатыми линиями»<ref>Шаблон:Статья</ref>.
Не боясь внести что-то новое в создание хореографического произведения, балетмейстер берет рок-оперу «Брат мой, Маугли» А. Серкебаева (1982) как музыкальную основу для балетного спектакля<ref>Шаблон:Статья</ref>. Используя современную хореографию, поставил спектакль, который пользовался огромным успехом у зрителя и был новаторским для своего времени.
Балет «Вечный огонь»<ref>Шаблон:Статья</ref> С. Еркимбекова (1985) был посвящён матерям, потерявшим своих сыновей на фронте, во время Великой Отечественной войны. Спектакль раскрывает высокую духовность простых людей, а полифоничность изложения, своеобразный, оригинальный пластический язык героев, самобытный национальный колорит делают его подлинным произведением искусства.
В спектаклях «Классическая симфония» С. Прокофьева (1987), «Прощание с Петербургом»<ref>Шаблон:Статья</ref> И. Штрауса (1988), «Дама с камелиями»<ref>Шаблон:Статья</ref><ref>Шаблон:Статья</ref><ref>Шаблон:Статья</ref> Дж. Верди (1989) балетмейстер демонстрирует блестящее знание классического танца, зрелость мастера, чувство стиля, редкую музыкальность. В балете «Дама с камелиями», помимо артистов ГАТОБ им. Абая и народной артистки Казахской ССР Раушан Байсеитовой впервые в истории театра в премьерных спектаклях участвовали балерины из других республик — народная артистка СССР Бернара Кариева (Узбекистан) и народная артистка СССР Айсулу Токомбаева (Киргизия).
Кроме балетных спектаклей М. Ж. Тлеубаевым были поставлены танцы в более чем 20-ти оперных спектаклях, идущих на сцене ГАТОБ им. Абая.
Важными балетмейстерскими и режиссёрскими постановками стали его детские балеты. Спектакли «Русская сказка»<ref>Шаблон:Статья</ref> М. Чулаки (1975), «Три поросенка»<ref>Шаблон:Статья</ref> С. Кибировой (1982), «Доктор Айболит» И. Морозова (1987) всегда вызывали бурный восторг у маленьких зрителей. А спектакль «Три поросенка» до сих пор идет в разных городах Казахстана, России, Киргизии, Беларуси.
Мастер также является создателем детских массовых номеров, которые являются жемчужиной и визитной карточкой в репертуаре Алматинского хореографического училища им. А. В. Селезнева — «Королевские пингвины» Г. Гараняна, «Мальчишки-девчонки» А. Серкебаева, «Маленькая серенада» В. А. Моцарта, «Тентектер» Т. Кажгалиева, «Жасуландар балы» П. Чайковского.
Яркий талант, самобытный почерк, фантазия воплощены хореографом и в создании национальных танцев. Им поставлено свыше 50-ти хореографических миниатюр, идущих на сцене ГАТОБ им. Абая, в ансамбле «Салтанат», фольклорно-хореографическом ансамбле «Акку» (Караганда), создателем которого был и сам хореограф, в Центральном ансамбле песни и танца Министерства обороны РК, ансамбле Пограничной службы Комитета Национальной Безопасности РК. Творчество М. Ж. Тлеубаева широко известно и за пределами нашей республики. Его балетные спектакли и концертные номера идут в России (Москва, Новосибирск, Петрозаводск, Красноярск), Белоруссии, Украине, Киргизии, Узбекистане, Японии.
Многогранность мастера отмечена и в его педагогической деятельности. Он был профессором Казахской Национальной Академии искусств им. Т. Жургенова, где создал свою режиссёрскую школу и выпустил ряд молодых режиссёров-хореографов, которые работают в Казахстане и за его рубежом. Среди его учеников Адалят Акбарова, Гульназ Бахарова, Гузель Мухамеджанова, Даулет Досбатыров, Илона Ли, Динара Мергалиева, Руслан Кадыров, Олег Пак, Медет Тлеуханов, Дамир Уразымбетов, Анна Цой и многие другие.
М. Ж. Тлеубаев был главным режиссёром и главным балетмейстером свыше 100 мероприятий республиканского и международного масштаба. Среди них — XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов (Москва, 1985 г.), Презентация новой столицы (Астана, 1998 г.), Инаугурация Президента РК Н. А. Назарбаева (Астана, 2006), Год Абая в России (Москва, 2006 г.), ШОС (Шанхай, 2006), X сессия Ассамблеи народа Казахстана, Открытие года Казахстана в Украине (2007 г.), 1500-летие г. Туркестан, Дни культуры РК в КНР (Пекин), Фестиваль культуры РК в Японии (2008 г.), 200-летие Махамбета (Атырау) и мн. др. За свой большой вклад в развитие искусства Казахстана М. Ж. Тлеубаев был удостоен звания «Заслуженный деятель искусств Казахской ССР» (1984), а также благодарственного письма от президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева (2001), награждён многочисленными наградами и грамотами не только своей страны, но и других республик.
Минтай Тлеубаев дважды женат. Первой женой была Надежда Петровна Тлеубаева, второй — Светлана Николаевна Тищенко. У него двое сыновей — Марат (1973 г. р.) и Майлен (1977 г. р.) и четверо внуков.
Вся творческая, педагогическая и общественная деятельность Минтая Женельевича Тлеубаева, созданные им произведения на высоком профессиональном уровне представляют хореографическое искусство Республики Казахстан во всем мире.
Балеты
- «Болеро» М. Равеля. Оперная студия Консерватории им. Н. Римского-Корсакова (1972);
- «Аистенок» Д. Клебанова (1973);
- «Золотой ключик» М. Вайнберга. Оперная студия Консерватории им. Н. Римского-Корсакова (1974), Камерный балет "Москва" (1992);
- «Русская сказка» М. Чулаки. Казахский ГАТОБ имени Абая (1975);
- «Аксак кулан» А. Серкебаева. Казахский ГАТОБ имени Абая (1976);
- «Три поросенка» С. Кибировой. Казахский ГАТОБ имени Абая (1982);
- «Брат мой, Маугли» А. Серкебаева. Казахский ГАТОБ имени Абая (1982);
- «Вечный огонь» С. Еркимбекова. Казахский ГАТОБ имени Абая (1985);
- «Доктор Айболит» И. Морозова. Казахский ГАТОБ имени Абая (1987);
- «Классическая симфония» С. Прокофьева. Казахский ГАТОБ имени Абая (1987);
- «Прощание с Петербургом» И. Штрауса. Казахский ГАТОБ имени Абая (1988);
- «Дама с камелиями» Дж. Верди и В. Милова. Казахский ГАТОБ имени Абая (1989).
Либретто
- М. Равель «Болеро»;
- М. Вайнберг «Золотой ключик»;
- Д. Клебанов «Аистёнок»;
- М. Чулаки «Русская сказка»;
- С. Кибирова «Три поросёнка»;
- И. Морозов «Доктор Айболит»;
- С. Прокофьев «Классическая симфония»;
- И. Штраус «Прощание с Петербургом».
Танцы в оперных спектаклях
- М. Раухвергер «Красная шапочка» (1970);
- Ш. Гуно «Фауст» «Вальпургиева ночь» (1977);
- Е. Брусиловский «Дударай» (1977);
- А. Бычков «Голый король» (1980);
- Е. Рахмадиев «Песнь о целине» (1981);
- А. Холминов «Оптимистическая трагедия» (1982);
- Т. Хренников «В бурю» (1982);
- Дж. Верди «Аида» (1983);
- С. Мухамеджанов «Ахан-Сере» (1983);
- Н. Римский-Корсаков «Царская невеста» (1983);
- А. Даргомыжский «Русалка» (1984);
- Г. Жубанова «Двадцать восемь» (1985);
- К. Кужамьяров «Садыр-Палван» (1985);
- Ю. Слонимский «Мария Стюарт» (1985);
- П. И. Чайковский «Евгений Онегин» (1986);
- А. Жубанов, Л. Хамиди «Абай» (1986);
- Г. Жубанова «Курмангазы» (1986).
Концертные номера
- В. А. Моцарт «Маленькая серенада» (конец 1980-х);
- Ш. Буарки «Королевские пингвины» (1979);
- Сугур «Ынгай-Ток»;
- Н. Тлендиев «Ак-ку»;
- С. Еркимбеков «Тас-Аруан»;
- Курмангазы «Бал-быраун»;
- Сугур «Бозынген»;
- Ыхлас «Кииз-басу»;
- Е. Брусиловский «Шашу»;
- А. Жубанов, Л. Хамиди «Косалка»;
- А. Жубанов «Карлыгаш»;
- М. Бороев «Звезда Аль-Хорезми»;
- А. Серкебаев «Песнь о Хиросиме»;
- А. Серкебаев «Икар»;
- А. Серкебаев «Мальчишки-девчонки»;
- Н. Тлендиев «Манкурт»;
- Б. Дальдимбаев «Родина»;
- Т. Кажгалиев «Тентектер»;
- И. Штраус «Голубой Дунай»;
- Ф. Мей «История любви»;
- С. Байтереков «Алия»;
- Народная негритянская музыка «Триптих (спиричуэлсы)»;
- Народная «Турецкий танец».
- П. Чайковский "Жасуландар балы" ("Бал суворовцев") (2009).