Ялангтуш Бахадур
Шаблон:Государственный деятель Ялангтуш Бахадур также Жалантос Бахадур (в мировой востоковедческой традиции Ялангтуш Бахадур), Шаблон:Lang-uz, Шаблон:Lang-kk, (1576, Шаблон:МестоРождения, Бухарское ханство — 1656, Шаблон:МестоСмерти, Бухарское ханство) — военачальник, бий, политик, правитель крупного удела, наместник (эмир) бухарских ханов в Самарканде. Его имя «Яланг туш бахадур» дословно переводится как «богатырь с открытой грудью». Кроме этого в источниках фигурируют его другие имена: Низамиддин и Абдулкарим.
Содержание
Правописание имени
Имя этого полководца в форме Ялангтушбий встречается в письменных источниках, написанных как в Бухарском ханстве<ref name=autogenerated1 />, так и в Сефевидском государстве.<ref name="autogenerated2">Шаблон:Книга</ref>
Ялангтуш — يلنكتوش
(1) Он!
(2) По повелению его величества хана.
(3) Низамуддин Ялангтуш-бий-аталык, мое слово.
(4) Да будет ведомо правителям, арбабам и сборщикам податей области Ура-Тюбе, (5) что так как три с половиной [меры] милковой воды до сего в силу августейшего (6) указа были утверждены [в виде] суюргала за сливками подтверждения, муллой Ходжа-арбабом, (7) а теперь перешли к его сыну Ходжа Бабе и [последний] имеет на руках августейшую грамоту Абдулла-хана, — да озарится его могилаШаблон:Конец цитаты
Имя в форме Ялангтушбий встречается в письменных источниках, написанных как в Бухарском ханстве<ref name="autogenerated12" />, так и в Сефевидском государстве.<ref name="autogenerated22">Шаблон:Книга</ref>
его высочеству, убежищу эмирского достоинства, орудию управления, постоянно доблестному, великому эмиру, обладающему правильным мнением и рассудительностью, (11) покровителю учёных и просвещённых наставнику добродетельных и праведных творящему богоугодные дела и милостыни, устроителю державы, султаната и могущества (12) высокодостойному Ялангтуш бию, благородному сыну высокопоставленного убежища эмирского достоинства, прощённого, потонувшего в морях милосердия аллаха, владыки-создателя (13) Бой ходжи бияШаблон:Конец цитаты
Ялангтуш бахадур повелел написать на стенах медресе Шердор на площади Регистан в Самарканде его имя как инициатора строительства. Оригинальная надпись датируется 1619 годом. В частности, излагается, что "Когда архитектор изобразил свод его арки то небо от удивления прикусило новую луну, как палец, так как Ялангтуш Бахадур был основателем его, то год постройки его назван "Ялангтуш Баходур" ".<ref>http://www.e-samarkand.narod.ru/signs.htm</ref>
Таким образом, по документам полное имя Ялангтуша звучит в двух вариантах: Низамуддин Ялангтуш-бий-аталык и Ялангтуш Баходур.
В российской дореволюционной историографии его называли только Ялангтушбием<ref name=autogenerated3>Шаблон:Книга</ref>. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона его тоже называют «Ялангтуш Багадуром»<ref name=autogenerated4>Шаблон:ВТ-ЭСБЕ</ref>.
В исторической литературе чаще используется вариация имени Ялангтушбий<ref name=autogenerated10>Шаблон:Книга</ref><ref name=autogenerated6>Шаблон:Книга</ref><ref name=autogenerated1>Шаблон:Книга</ref><ref name=autogenerated7>«Was soon after joined by another Tartar prince named Yalantush with twenty thousnad men, and Baatur thought it prudent to retire»</ref>.
Над надгробном камне, его имя высечено «Ялангтушбий»<ref name=autogenerated5>Шаблон:Книга</ref>.
На плите, установленной у его могилы, его имя на современном узбекском языке высечено кириллицей как «Ялангтуш Боходур».
В казахстанской историографии и преданиях его имя звучит как «Жалантос», тем не менее в документах, принадлежавших ему самому, его имя написано как Ялангтуш бий<ref name=autogenerated9>9</ref>.
Происхождение
Согласно устным источникам Жалантос родился в присырдарьинских землях в 1576 году, в родовых кочевьях казахского рода алшын Торткара (племя Алимулы)<ref name="elim.kz">Жалантос Батыр Сейткулулы — полководец, эмир Самарканда.</ref><ref>Средневековый Казахстан (VII—XVIII в.в) Жалантос Батыр (1576—1656 гг.)</ref>. Это территория современного Казалинского района Кызылординской области. Отец Жалантоса Сейткул-кази, был зажиточным и влиятельным человеком в этих землях, пользовался большим авторитетом. Территории современного Узбекистана входили в ареал кочевок племени алимулы. В 1581 г. Шыгай хан и отец Жалантоса Сейткул перекочевали в горы Нурата под Бухару. Является двоюродным дедом Айтеке Би<ref name="elim.kz"/><ref>Жалантос Бахадур Сейткулулы</ref>.
Согласно письменным источникам и юридическим документам, Ялангтуш бахадур происходил из рода алчин<ref name="autogenerated22" /><ref>Узбекистан — страна сказок. " Blog Archive " РЕГИСТАН</ref><ref>Ялангтуш-бия Аталыка-бахадура из узбекского рода Алчин</ref>, а отца его звали Бой Ходжа<ref>1606 г. февраля 12. Купчая (васика) Ялангтуш бия 87 сына Бойходжи бая</ref>, Отец с сыном были учениками Ходжа Хошима Дагбеди — потомка знаменитого суфийского лидера направления накшбандия Махдуми Аъзама (1461—1542). Ялангтуш бахадур и его дочери (Иклима бону, Ойбиби) были похоронены на кладбище в Дагбите у ног Ходжа Хошима Дагбеди.<ref name=autogenerated20130715-1>Веселовский Н. И., Дагбид // Записки Восточного отделения императорского русского археологического общества. Под редакцией В. Розена.. т.3. Спб.. 1888, с.87-93; Kаттаев K., Махдуми Аъзам ва Дахбед. Самарканд, 1994, с.49,75</ref> Согласно документу от 1643 года, у него был сын Бойбек, который тоже был грамотным. Однако он умер раньше отца, в документе от 1650 года пишут, что он скончался<ref name=autogenerated1 />
Также русские авторы, как дореволюционные, так и советские, называют Ялангтуша бахадура узбекским полководцем. В частности, А. П. Хорошхин: Тилла-кари и Ширдар построены более 200 лет тому назад правителем Самарканда Йаланг-бием или Йаланг Таш-бахадуром на деньги и сокровища, награбленныя им в г. Машад, въ Персии. Йаланг-Таш (гладкий камень) был родом узбек из колена Алчин<ref>Шаблон:Книга</ref>
Д. И. Эварницкий: Мечеть Тилля-кари построена в 1618 году христианской эры Ялангтушем Багадуром из узбекского рода Алчина. Мечетъ Шир-дар построена в 1616 году, по уверению Абу-Тагир-ходжи, названным выше Ялангтушем Багадуром, из узбекского рода Алчина, и представляет собой самое великолепное здание из всех трех мечетей, стоящих на Регистане.<ref>Шаблон:Книга</ref>
В. И. Масальский: Мечеть и медресе Тилля-кари (то есть раззолоченная) построена в 1647 г. эмиром Ялангтушем-бахадуром (полководцем Имам-кулихана) из узбекского рода «алчин». Справа от Тилля-кари, под прямым к ней углом, расположена мечеть Шир-дор (то есть украшенная львами), основанная в 1618 г. тем же эмиром Ялангтушем<ref>Шаблон:Книга</ref>
П. П. Иванов пишет: Упадок политического значения аштарханидов в Бухаре сопровождался ростом военно-политической мощи отдельных бухарских феодалов из числа узбекской знати, к которой принадлежал, например, известный сановник (аталык) хана Абдул-Азиза (1645—1680), бий Ялантуш, строитель знаменитых самаркандских медресе Шир-дар и Тилля-кари<ref>Шаблон:Книга</ref>
Дискуссионным вопросом является имя отца Ялангтуш бахадура, так как по казахским устным преданиям имя его отца звучит как Сейиткул, а по письменным юридическим документам, его отца звали Бойходжа.<ref name=autogenerated20130715-1 /> Скорее всего, речь идет о двух разных лицах. Жалантос батыр оставил многочисленное потомство, а Ялангтушбий имел всего лишь одного сына, который умер, не оставив мужского потомства.
Oбразование и последующая политическая деятельность
В медресе получил Ялангтушбий первое образование. По письменным источникам карьера Ялангтушбия складывалась следующим образом: его отец Бойходжи был эмиром — одним из высших сановников аштарханидских ханов, таким образом Ялангтушбий с детства воспитывался при дворе бухарских ханов.<ref>Документы к истории аграрных отношений в Бухарском ханстве. Под редакцией А. К. Арендса. Ташкент: 1954, с.39</ref>
Ялангтуш знал превосходно персидский язык. Все юридические документы, составленные от его имени, включая надпись на одном из медресе на площади Регистан, написаны на персидском языке.<ref>6</ref>
После смерти аштарханида Баки Мухаммадхана в 1605 году Ялангтуш вначале поддержал Вали Мухаммадхана, а затем, в 1611 году, выступил против него, поддержав другого представителя Аштарханидов Имам Кули хан<ref>Burton Audrey, The Bukharans. A dynastic, diplomatic and commercial history 1550—1702. Curzon, 1997, p.132-133</ref> В результате новый хан назначил Ялангтуша в 1612 году эмиром (наместником) Самарканда, а позже и аталыком. Шаблон:Начало цитаты со стороны средоточия счастья, средоточия храбрости, отпрыска (3) великих эмиров, его высокородия Бой бека, а он сын высокостепенного убежища эмирского достоинства, орудия правосудия, радости султанов, собеседника хаканов, покровителя несчастных и бедных похвального качества великих эмиров, кормильца (4) знатных и простых порядка мира и веры, отличённого милостью владыки-создателя, превосходительного Ялангтуша атолика — «да продлится господство его и увеличится [срок] жизни его!Шаблон:Конец цитаты
Он владел большими землями в разных районах Средней Азии. Например, 30 апреля 1650 года была составлена купчая (васика) „Ялангтуш бая, сына Бой Ходжа бия, на приобретение у Ниёз бека и Ходжи бека, сыновей Ошура кушбеги 2/6 сада и 2/6 участка земли, составляющих обелённое имение в махалле Посарчак самаркандского тумона Шовдор, за 1000 танга“.<ref name=autogenerated1 />
Военные заслуги
Ялангтуш Бахадур отличался стойкостью и военным прагматизмом, и получил титул батыра.
В 1612 году он во главе войск бухарского хана джанида Имамкули-хана овладел Ташкентом и Туркестаном. За победу над казахскими племенами он был удостоен чина амира провинции Балх.<ref>R. D. McChesney, The Amirs of Muslim Central Asia in the XVIIth Century in Journal of the Economic and Social History of the Orient, Vol. 26, No. 1 (1983), p.49</ref>
В 1612 году Имамкули-хан отправил его во главе войск против Есим-хана.<ref>Encyclopædia Iranica | Articles</ref>
В 1614 году Ялангтуш совершил поход на Хорасан, а в 1618 году на Герат. В 1620-х годах воевал на территории современного Афганистана, защищая южные границы государства Аштарханидов.
В 1621 году он был главнокомандующим аштарханидскими войсками в отражении нападения казахских войск Турсун-султана<ref>Burton Audrey, The Bukharans. A dynastic, diplomatic and commercial history 1550—1702. Curzon, 1997, p.154</ref>.
В 1628 году по приказу Имамкули-хана Ялангтуш разбил казахского Абули-Султана под Ташкентом и заставил его бежать в Кашгарию.<ref>Burton Audrey, The Bukharans. A dynastic, diplomatic and commercial history 1550—1702. Curzon, 1997, p.174</ref>
В 1636 году войска Имамкули-хана во главе с Ялангтуш-бием совершили поход на Сайрам, в окрестностях которого они атаковали казахские племена. Поход продолжался до степей Дешт-и Кипчака.<ref>Burton Audrey, The Bukharans. A dynastic, diplomatic and commercial history 1550—1702. Curzon, 1997,p.189</ref>
В 1640-м году войско под предводительством Ялангтуша разбивает вторгшихся на земли казахов и кочевых узбеков джунгаров. Военная экспансия джунгар не прекращается и в дальнейшем джунгары осуществляют опустошительные набеги на земли Жетысу. Жалантос Бахадур приходит на выручку казахскому ополчению во главе 30-тысячного прекрасно вооружённого контингента из Самарканда в противостоянии с джунгарами. Войско Жалантоса помогает остановить завоевание Семиречья джунгарами под предводительством Батура-хунтайджи.
В 1643 году Ялангтуш Бахадур пришёл на помощь казахскому хану Жангир-хану в Орбулакской битве. В этот раз достаточно было 20-тыс. войска, чтобы оказать влияние на положительный исход сражения.
В 1646 году происходит конфликт между бухарским ханом Абдулазизханом и Шах-Джаханом. На стратегические города Хорасан и Балх претендовали как Бухарское ханство, так и государство Великих Моголов. В результате разгорелась война. Согласно сведениям из исторического источника „Тарихи Кыпчак-хани“ Ходжамкули-бека Балхи,
Абдулазизхан созвал всех узбекских военачальников и полководцев и устроил великий курултай. После совещания и гадания было решено, что без содействия казахских султанов эта напасть не будет отражена. Шейхи, учёные и нойоны вместе с ханом направились в Ташкент, где узбеки, казахи и каракалпаки устроили большое собрание. После совета триста тысяч человек с одним лаком конных казахов (один лак равен ста тысячам человек)<ref name=autogenerated20130716-1>КИПЧАК-ХАН, ТА’РИХ-И КИПЧАКИ-ПЯТАЯ ДИНАСТИЯ ЗНАМЕНИТЫЕ ХАКАНЫ — ШАЙБАНИДЫ</ref> повязали пояс для помощи. В итоге союз Абдулазизхана с казахскими торе, Йалангтуш-аталыком и Алчин-бек-оглы-бием разгромил войска Шах-Джахана.<ref name=autogenerated20130716-2>Ходжамкули-бек Балхи „ТА’РИХ-И КИПЧАКИ“</ref>
Ялангтуш находился во враждебных отношениях с Абдулазизханом и, несмотря на заключённый военный союз, он не прекращал враждовать даже во время их совместного похода против Шах-Джахана<ref name=autogenerated20130716-1 /><ref name=autogenerated20130716-2 />.
В дальнейшем Ялангтуш совершил очень много успешных походов, захватил и разграбил Мешхед, откуда вывез много пленных мастеров.
Строитель
Ялангтуш Бахадур известен также вкладом в строительство новых сооружений и поддержкой искусства.
В самом сердце Самарканда, на площади Регистан при содействии Ялангтуш Бахадура было построено медресе Шердор („Львиное медресе“), которое впоследствии стало историческим и культурным памятником.
Одна из надписей, составленная на персидско-таджикском языке, на стене Медресе Шердор сообщает о том, что „эмир-полководец, справедливый Ялангтуш Бахадур“ являлся его основателем.<ref>Как переводятся надписи на памятниках Самарканда: Регистан, Гур Эмир, медресе Улугбека, Биби Ханым, Шохи Зинда, Шахи Зинда</ref>
Также он построил в Самарканде медресе Тилля-Кари („Украшенное золотом“). Эти архитектурные сооружения являются украшением современного Самарканда и привлекают туристов со всего мира.
В истории архитектурного искусства всего Востока эти здания по мастерству исполнения занимают высокие места.
Память
Ялангтуш Бахадур похоронен в 12 км от Самарканда в Дагбите у ног своего духовного наставника, лидера местного отделения ордена Накшбандия. Здесь же похоронены его дочери. После смерти Бойбека мужского потомства Ялангтуш бахадура не осталось, поэтому согласно данным М. Е. Массона, строительство медресе на Регистане продолжала одна из его дочерей.
По казахским источникам потомки Жалантоса Бахадура живут как в самом Самарканде, так и в соседнем Казахстане в Кызылординской области в Казалинском районе.
Имя Ялангтуш Бахадура присвоено одной из центральных улиц современного Самарканда. Также имя Жалантоса носят улицы в городах Казахстана: Алматы, Семипалатинск, Кызылорда.
В Кызылорде его именем была названия Кызылординская областная школа-интернат для одаренных в спорте детей имени Жалантос Бахадур Сейткулулы.
В Казалинском районе Кызылординской области его именем назван сельский населённый пункт „Жалантос батыр“.
В 2001 году в городе Кызылорда прошла научно-теоретическая конференция на тему „Жалантос бахадур и казахская государственность в средневековье“. В конференции приняли участие учёные, политики, писатели Казахстана и Узбекистана и других стран. Также в Кызылорде прошёл музыкальный конкурс, посвящённый 425-летию знаменитого батыра.
В настоящее время в городе Кызылорда (Казахстан) возводится памятник Жалантос Бахадуру.
В 2014 году в Самарканде презентована эпическая картина художника А. Умарова „Правитель Самарканда Ялангтуш Баходир на строительстве медресе Шердор“.<ref>Художник Ахмад Умаров: моя новая картина „Правитель Самарканда Ялангтуш Баходир на строительстве медресе Шердор“ мой подарок родному Самарканду </ref>
Примечания
Источники
- „Жалантос бахадур — защитник Отечества“. Республиканская газета „Казахстанская правда“ от 25.05.2001
- Н.Амиртай > Годы великого бедствия. 200-летняя казахо-джунгарская война (страницы истории)
- „Иллюстрированная история Казахстана“, т.4 Алматы, 2006 г.
- „Казахские личности“, под редакцией академика Е.Арына. Алматы, 2005 г.
- Каттаев Комильхон, „Махдуми Аъзам ва Дахбед“. Самарканд, 1994 г.
- Самарканд в фотографиях
Памятник уже стоит на против новой мечети в Кызылорде