Кангюй

Материал из Казахстанская Википедии
Версия от 01:00, 25 апреля 2025; Moderator (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Файл:ZhangQianTravel.jpg
Страны, описанные в отчёте Чжан Цяня (II в. до н. э.). Кангюй (Kangju) отождествлен с Согдом

Кангюй (Шаблон:Китайский, др.-кит. Шаблон:IPA<ref>Реконструкция С. Старостина: http://starling.rinet.ru/cgi-bin/response.cgi?root=config&morpho=0&basename=\data\china\bigchina&first=1</ref>,Кангха, Кангдиз, ) — название древнего народа и владения в Центральной Азии, предстающего как объединение тюркского происхождения<ref>"The Nomads of northern Central Asia, " p. 463. Y. A. Zadneprovsky in: History of civilizations of Central Asia Volume II: The development of sedentary and nomadic civilizations: 700 B.C. to A.D. 250. Editor: János Harmatta. UNESCO publishing. Paris. ISBN 92-3-102846-4.</ref> (около II века до н. э. — IV век н. э.) в районе нижней и средней Сырдарьи<ref>Шаблон:Из БСЭ</ref>. К западу от Кангюя обитали сармато-аланские племена (Айпан), к востоку (в Семиречье) — усуни. На юге Кангюй граничил с Ферганой и СогдомШаблон:Нет АИ.

Существует версия ираноязычия народа кангюй.<ref name=autogenerated2>Zadneprovskiy, Y. A. (1 January 1994). "The Nomads of Northern Central Asia After The Invasion of Alexander". In Harmatta, János. History of Civilizations of Central Asia: The Development of Sedentary and Nomadic Civilizations, 700 B. C. to A. D. 250. UNESCO. pp. 457–472.</ref><ref name=autogenerated1>Галкина Е.С. Тайны Русского каганата. М.: «Вече», 2002, сс. 210, 384.</ref>

История

История Кангюй в легенде восходит к временам Авесты, где Кангха упоминается как столица империи <ref>Кангха (Кангдиз) — в иранской мифологии — чудесная крепость</ref>.

Кангюев последних веков до н.э. идентефицируют как ираноязычное племя.<ref name=autogenerated1 />

По мнению К.Шаниязова именно древнейшие ираноязычные кангюйцы, слившись с кочевыми тюркоязычными племенами, составили ранний тюркоязычный пласт оседлого населения Согда и Средней Сырдарьи.<ref>Шаниязов К.Ш., К вопросу о тюркоязычных компонентах в сложении узбекской народности // Проблемы этногенеза и этнической истории народов Средней Азии и Казахстана. Выпуск 3. Этнография. М.,1991, с.45</ref>

Во II веке до н. э. кангюйцы приняли участие в разгроме греко-бактрийского царства. В I в. до н. э. на территорию Кангюй начали в массовом порядке переселяться хунныШаблон:Нет АИ.

Кангюй поддерживало активные межгосударственные контакты с Китаем, постоянно укреплялось династийными браками, где традиционными являлась выдача кангюйским юношам невест из среды правящей элиты из Китая.

По сведениям Чжан Цяня обычаи сходны с юэчжийскими. Могут собрать 80-90 тыс. войска. Позже китайские послы обнаружили, что ставка правителя находится в земле Лэени (樂越匿) и называется Бэйтянь (卑闐) — это зимняя ставка, а летняя в 7 днях пути. Всего страна 9104 ли в окружности, 120 000 семей, 600 000 человек, из них 120 000 воинов. По крайней мере частично вассален державе Хунну.

В 49 году до н. э. пристанище в Кангюе нашёл мятежный хуннский князь Чжичжи (также Чжичжи-шаньюй). Он был убит китайскими войсками в Таласской битве. Наместник Го Шунь (郭舜) советовал императору разорвать все контакты с надменными и вероломными кангюйцами, но император дорожил международными связями и не стал этого делать.

Делилось на 5 вассальных княжеств: Сусюэ (蘇薤), Фумо (附墨), Юни (窳匿), Цзи (罽), Аоцзянь (奧鞬).

Позже в китайских хрониках именовалось Чжэшэ (者舌). С 438 года поддерживали дипломатические отношения с Тоба Вэй.

В VI веке правящая династия не сменялась на протяжении веков со времён Хань и до Тоба Вэй и происходит от Юэчжей. Род правителей записывалась китайцами как Вэнь (溫). Многочисленные ответвления этого рода правят в своих княжествах и носят фамилию Чжаоу (昭武). Верховный правитель всегда носит тронное имя Фуби (夫畢). Он носит шапочку с 7 драгоценными камнями, одежду из узорчатого шёлка, тюль, парчу, вышивку, хлопчатобумажные ткани. В жёны кангюйский ван (Цюймучжи 屈木支) получает дочь Тюркского кагана. Она покрывает голову чёрным платком. Ставкой служит многолюдный город Алуди (阿祿迪) на реке Сабао (薩寶水). Есть храм предков (祖廟) где приносят жертвы в 6-ом месяце. При этом присутствуют правителя соседних стран.

Жители главным образом кочуют, но земледелие и садоводство, причём очень развитое, также имеется.

Есть три чиновника, которые ведут государственные дела. Мужчины стригут волосы и носят парчовые халаты. Глаза у них посажены глубоко, имеют высокие носы (по китайским понятиям), носят усы или бороды. Хорошие торговцы, пользуются удобством своей страны и приглашают купцов из других стран. Имеют музыкальные инструменты: различные барабаны, пипу, пятиструнную лютню (五弦), арфу-кунхоу (箜篌). Свадьбы и похороны справляют как и тюрки. Приняли буддийскую дхарму, но также поклоняются Ормазду. Пользуются варварским письмом (胡書). Имеют свои "варварские законы" (胡律), которые хранят в храме (祅祠, возможно имеется в виду храм Ормазда). Есть степени наказаний: истребление рода, смертная казнь.

Производят: лошадей, верблюдов, ослов, горбатых быков, золото, нашатырь, благовония разных сортов, меха, парча. Делают виноградное вино, которое в домах богачей хранится много лет в огромных количествах.

Присылали посольство в Суй Ян-ди.

В правление Ли Шиминя канцзюйцы несколько раз предлагали вступить в танское подданство, но император решил, что отправлять войска так далеко на запад будет тягостно для народа.

Этническое происхождение

Файл:Woman of Kanguy.jpg
Одежда и украшения женщины государства Кангюй. II в. до. н. э. — IV в. н. э. А. Н. Подушкина

Этническое происхождение канглов остается неясным. По мнению историка Л. А. Боровковой, кангюйцы по облику были европеоидами и помимо отгонного скотоводства, практиковали и земледелиеШаблон:Нет АИ. Так посетивший эти места во II в. до н. э. Чжан Цянь описывает Кангюй как крупное государство, хотя и населенное кочевыми племенами, но имеющее и городаШаблон:Нет АИ.

Существует достаточно обоснованная иранская версия происхождения народа кангха/кангюй.<ref name=autogenerated2 /><ref name=autogenerated1 />

Древний народ кангаров (кангюйцев), которые сформировались на основе группы сакских племен присырдарьинских районов, в III веке до н.э. создали свое государство, известное под названием Кангха – Кангюй, некоторые относят к тюркоязычным общностям<ref>Малявкин А.Г., Танские хроники о государствах Центральной Азии.- Новосибирск, 1989, с.201</ref>

Высказывались предположения, что кангюй связан с современным этнонимом канлы — родового подразделения в составе некоторых тюркских народов<ref>Этноисторические связи тюркского племени канглы в домонгольский период</ref>. Как отмечает Л. Н. Гумилев:Шаблон:Начало цитаты«Населен Кангюй был, по-видимому, редко, так как Чжан Цянь указывает число войска в 90 тыс. человек, то есть взрослых мужчин, что обычно составляет 20 % населения. Следовательно, кангюйцев было около 400 тысяч. Эта цифра немалая для тех времен. Почти столько же было персов в эпоху Кира и лишь вдвое больше греков».[1]Шаблон:Конец цитаты

Раскопки городища Куль-Тобе на территории Южно-Казахстанской области в 2006 году, сделанные казахскими археологами во главе с доктором исторических наук, профессором Александром Николаевичем Подушкиным, по отдельным утверждениям, позволяют отождествить культуру кангюйцев с народами скифского круга, родственными усунямШаблон:Нет АИ.

Культура

У кангюйцев была письменность, в древнем городище Культобе найдены глиняные таблички с согдийскими надписями 3 века нашей эры.<ref>Грене Ф., Новые свидетельства о Нахшабе и Кеше античного периода // Роль города Карши в истории мировой цивилизации. Ташкент-Карши, 2006, с.35</ref> Они освоили технологии железного века. Большую роль играла охота и полукочевое скотоводство. Землю обрабатывали при помощи мотыг. Армию составляли всадники, вооруженные луком и стрелами, копьями и мечами. Одеты они были в кафтаны с нашитыми металлическими пластинамиШаблон:Нет АИ. В «Цзинь шу», династийной истории, составленной в VII в. н. э., имеется описание Кангюя: Шаблон:Цитата

Литература

  • Абдуманапов Р. А. К вопросу происхождения кыргызского племени Кангды // Известия Томского политехнического университета. Тематический выпуск «Сибирь в евразийском пространстве» / Под ред. Л. И. Шерстовой. — Томск: Изд-во ТПУ, 2002 — вып. 7 — С. 3-19
  • Зуев Ю. А. Ранние тюрки: очерки истории и идеологии Алма-Ата. 2002. С. 50, 51.
  • Hill, John E. (2009) Through the Jade Gate to Rome: A Study of the Silk Routes during the Later Han Dynasty, 1st to 2nd Centuries CE. BookSurge, Charleston, South Carolina. ISBN 978-1-4392-2134-1.
  • Hill, John E. 2004. The Peoples of the West from the Weilüe 魏略 by Yu Huan 魚豢: A Third Century Chinese Account Composed between 239 and 265 CE. Draft annotated English translation.[1]
  • Liu, Xinru: Migration and Settlement of the Yuezhi-Kushan. Interaction and Interdependence of Nomadic and Sedentary Societies in: Journal of World History, 12 (No. 2) 2001, p. 261—292. See [2]
  • The Tarim Mummies: Ancient China and the Mystery of the Earliest Peoples from the West. J. P. Mallory and Victor H. Mair. Thames & Hudson. London. (2000), ISBN 0500051011

Примечания

Шаблон:Примечания

Ссылки