Мангуты

Материал из Казахстанская Википедии
Версия от 01:00, 25 апреля 2025; Moderator (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Мангуты (Шаблон:Lang-mn — букв. «монголы») — монгольский род участвовавших в походах Чингисхана, представители этого племени, создали свою династию правителей в Бухаре 17561920 (с 1785 г. титул — «Эмир»). Название мангут в источниках встречается в различных формах: манкгут, мангхит, мангкит. Возможно, слово мангут происходило от древнего звучания слово "монголы".<ref>История Монголии (2003) Том 2</ref>

Происхождение

На основании данных «Сокровенного сказания» («Тайной истории монголов») и «Алтан дэбтэр» («Золотой книги»), истории официальной, выдержки из которой приводит Рашид ад-Дин, можно проследить историю возникновения мангутов от монгольского рода Борджигин.

От Бодончара, родившегося, согласно монгольскому историку Х. Пэрлээ<ref>Шаблон:Книга</ref>, в 970 году, ведётся фамильный свод Алтан Уруг, Золотого древа, давшего монголам и всему миру Чингисхана.

  • Сыновьями Бодончара были Хабичи-баатур<ref>Жирным шрифтом выделены прямые предки Чингисхана.</ref> (У Рашид ад-Дина он назван Бука<ref>Рашид ад-Дин. Т. 1. Кн. 2. С. 16.</ref>) и Бааридай, давший начало роду Баарин, в котором родился сподвижник Чингисхана Хорчи. От Джадарадая, приёмного сына Бодончара, пошёл род Джадаран. Из этого рода происходил Джамуха, побратим (анда) и соперник Тэмуджина. От другого приёмного сына Чжоуредая (Буктая) происходит род Чжоуреид.
  • От Хабичи-баатура родился Мэнэн-Тудун (Дутум-Мэнэн).

У Мэнэн-Тудуна было семеро сыновей: Хачи-хулэг (Хачи-Кулюк), Хачин, Хачиу, Хачула, Хачиун, Харандай и Начин-баатур.

  • Сыном Хачи-Кулюка был Хайду (У Рашид ад-Дина Хайду назван сыном Дутум-Мэнэна<ref>Рашид ад-Дин. Т. 1. Кн. 2. С. 21.</ref>) от которого произошёл Чингизхан.
  • Сыном Хачина был Ноягидай, от него пошёл род Ноякин.
  • Сын Хачиу — Барулатай, от него, а также сыновей Хачулы Еке-Барула и Учуган-Барула пошёл род Барулас.
  • Сыновьями Начин-баатура были Уруудай и Мангутай, основатели родов Урууд и Мангуд.

СОКРОВЕННОЕ СКАЗАНИЕ. Глава «МОНГОЛЬСКИЙ ОБЫДЕННЫЙ ИЗБОРНИК». Раздел I. «РОДОСЛОВНАЯ И ДЕТСТВО ТЕМУЧЖИНА (ЧИНГИСА)». Абзац § 46<ref>СОКРОВЕННОЕ СКАЗАНИЕ</ref>. Шаблон:Начало цитаты Сын Хачи-Кулюка, Хайду, по матери происходил от Намолуны. Хачинову же сыну дали имя Ноягидай. Из-за его крайнего чванства (noyansiy aburity) и род его стал прозываться Ноякин. Сына Хачиу звали Барулатай. Ростом он был велик и горазд до еды. Род его прозвали Барулас. Сыновья Хачулы также образовали род Барулас, и из-за жадности обоих братьев к еде пошли родовые прозвища Еке-Барула и Учуган-Барула, а отсюда пошли уже и родовые подразделения Баруласов: Эрдемту Барулас, Тодоен-Барулас и др. Дети Харандая стали родоначальниками племени Будаад-кашников, которое назвали так по той причине, что у них, наподобие перемешанной каши, не было ни старшего, ни главы. У Хачиуна был сын, по имени Адаркидай. Он стал родоначальником племени, прозванного Адаркин-сутяги из-за тех распрей, которые он заводил между братьями. Сыновья Начин-Баатура прозывались Уруудай и Мангутай. От них пошли племена Урууд и Мангуд. У Начин-Баатура от первой, старшей жены родились ещё Шичжуудай и Дохолодай.Шаблон:Конец цитаты

В XII веке племя мангутов расселялось между борджигинами, кочевавшими по Онону, и близко соседствовало с забайкальскими монголами-баргутами. Некоторые данные говорят о родстве мангутов, барласов, арлатов, бахрин-илингутов, урнаутов, йисутов, конкотанов, суннитов, каркасов, илджитов и урутов.

По другим монгольским этногоническим преданиям<ref name="mdn.clan.su">Мангут ~ мангыт ~ ногай: трансформация этноса и его имени</ref>, племя мангут относилось к древнемонгольской фратрии нирун. Его родоначальником считался, по одним источникам, Мангудай потомок праматери Алан-гоа в шестом поколении, по другим Джаксу из седьмого колена от Алан-гоа<ref>Козин С. А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. М.-Л., 1941, 46. Лубсан Данзан. Алтан тобчи («Золотое сказание»). М., 1973, с.60; Рашид-ад-Дин Сборник летописей. Т.1., кн.1. М.-Л., 1852, с.29.</ref>. В конце 12-начале 13 века один из предводителей мангутов Хуилдар-сэчэн был побратимом (анда) Чингисхана и командовал его передовыми отрядами, «во все времена… действовал с Чингиз-ханом заодно и оказал ему много содействия»<ref>Рашид ад-Дин. Указ. соч., с. 185.</ref>. После гибели Хуилдара в соответствии с его ещё прижизненной просьбой, Чингисхан взял на себя заботу о его семействе<ref>Козин С. А. Указ. соч., 185; Рашид ад-Дин. Указ. соч., кн.2, с.125.</ref>. Мангуты во главе с сыном Хуилдара Мункэ-Калджа состояли в левом крыле монгольского войска, воевали в Китае и Иране. По мере образования империи мангуты расселялись по разным улусам. Отдельные их подразделения мигрировали в Дешт-и Кыпчак, где объединили под названием мангытов часть местных кыпчаков и, возможно, гузов. Источники 15 века застают мангытов в междуречье Яика и Эмбы полностью тюркизированными. Район их первоначального кочевания в землях Джучидов неизвестен. Однако судя по известиям об их откочевке за пределы досягаемости армии Тимура в конце 14 века<ref>Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т.1. СПб, 1884, с.467 (информация арабского хрониста 15 в. Ибн Арабшаха)</ref>, до этого они обитали где-то юго-восточнее.

Внутреннее устройство

Предводители мангутов получили ранг беклиярибека (главного военачальника и командира крыла) при ханах левого крыла Джучиева улуса, что возможно объяснять традицией, шедшей от побратимства Чингисхана и Хуилдара. Этот пост занимали эмир Балтычак, его сын Едигей и потомки Едигея по линии его сына Hyp ад-Дина до начала XVI века. Около 1447 года Ваккас б. Hyp ад-Дин, беклярибек Абулхайра, фактически отделился от ханства левого крыла, превратив юрт в самостоятельное политическое образование<ref>Меховский М. Трактат о двух Сарматиях. М.-Л., 1936, с.92, 93.</ref>. Во второй половине XV века влияние и могущество мангутских белиярбеков (биев) настолько усилилось, что им стало принадлежать решающее слово в выборе кандидатуры хана в государстве Шейбанидов. При бие Саид-Ахмеде (правил в 15201548 гг.) подвластное ему владение окончательно превратилось в независимое ханство так называемую Ногайскую Орду<ref name="mdn.clan.su"/>.

Статус главы мангутов требовал соответствующего терминологического оформления. Однако монголо-джучидская государственная традиция имела весьма неразвитую титулатуру. Знание беклярибека формально являлось обозначением ранга старшего военачальника при хане и не отражало той реальной роли, которую играли Едыге, а затем его преемники во второй половине XV—XVI веках. Не будучи Чингизидами, мангутские лидеры не смели воспользоваться одним из монархических или династических титулов (хан, султан и т. п.). В этих условиях был избран другой путь: использовать в качестве заменителя титула имя первого джучидского беклярибека Ногая, который фактически являлся и соправителем ханов в конце XIII века. По некоторым сведениям, Едыге использовал также тюркский перевод имени «Ногай» («Пес») кычек, и, кроме того, имя другого могущественного беклярибека соправителя Золотой Орды — Мамая<ref name="mdn.clan.su"/><ref>См.: Виноградов В. Б., Нарожный Е. И. Дискуссионные проблемы ранней истории ногайцев. Основные аспекты историко-географического развития Ногайской Орды. Тезисы докладов и сообщений. Москва Терекли-Мектеб, 1991, с.16; Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. Саранск, 1960, с.226. Рассмотрение некоторых вопросов, связанных с развитием государственности в Ногайской Орде, см. также: Трепавлов В. В. Институт нурадинства в Ногайской Орде. Основные аспекты историко-географического развития Ногайской Орды, с.15-17: Он же, Институт кековатства в Ногайской Орде. Проблемные вопросы истории Западного Казахствана. Материалы научно-теоретической конференции. Гурьев, 1991 с.62-64</ref>.

Непосредственные наследники Едыге не имели большой власти и влияния, поэтому употребление новоизобретенного титульного прозвища на некоторое время стало неактуальным. Однако после смерти хана Абулхайра (1468 г.), в условиях ослабления центральной власти, распада государства кочевых узбеков и усиления мангытской знати, потомки Едыге восстановили применение термина «ногай». Но теперь он стал относиться не только к бию, но и ко всем его поданным. При этом понятие «ногай» подразумевало, во-первых, не исторического Ногая, который никогда не имел кочевий в Восточной Дешт-и Кыпчаке, а беклярибека Едыге, носившего титул-прозвище «ногай», «кычек». Во-вторых, слово «ногай» стало служить обозначением не только мангытов, но и всего остального населения государства безотносительно к племенной принадлежности. Кочевавшие на территории Юрта мангыты, кунграты, найманы, туркмены и прочие соотносили себя, судя по источникам, со своими племенами («родством»), но одновременно являлись к ногаям. Таким образом, слово «ногай» служило в тот период (последняя треть 15 — первая четверть 16 века) не этнонимом, а «государственным именем», то есть обозначением принадлежности к ногайскому государству<ref name="mdn.clan.su"/>.

Позднее, при взаимной ассимиляции племен Ногайской Орды, оно превратилось в общее этническое имя народа этого государства. После распада Ногайской Орды те её жители, что переселились на запад, сохранили за собой этноним «ногай» (на Северном Кавказе до настоящего времени). Оставшиеся за Яиком вошли в состав казахского Младшего жуза (и позднее влились в казахский этнос), а также в состав ряда тюркоязычных народов Средней Азии и Сибири<ref name="mdn.clan.su"/>. Потомками мангутов являются ногайцы.

Распространение мангутов

Проникновение и распространение мангутов в Средней Азии связывают с монгольским нашествием. В результате походов Чингис-хана и его потомков, а также миграционных процессов в XIII—XVI вв., мангыты и рода, принявшие их имя, распространились на обширной территории, от реки Днепр на западе до Внутренней Монголии и Бурятии на востоке, от верхнего Поволжья на севере и до северного Афганистана на юге. Род мангут принимали участие в походе Батыя на Русь. Одно из первых упоминаний мангутов в письменных источниках встречается в XII веке.

Однако было отмечено, что монгольские завоеватели нашли здесь местное, автохтонное многочисленное тюркоязычное кочевое и оседлое население. Монголы, выделенные в удел сыновьям Чингис-хана, а также прибывшие туда позже, были рассеяны среди массы покоренных тюркских племен и родов. Господствующая роль монгольских родов определяла престижность их самоназвания, что принималось подчиненными племенами.

Предполагается, что после походов Чингисхана в среднеазиатские степи проникла небольшая часть монголов-мангутов, которые, оказавшись в окружении какой-то группы кипчакских племен, были ассимилированы, но передали им свое название. Вероятно, эти первоначально немногочисленные племена восприняли язык и культуру восточных кипчаков и растворились среди них. Те кипчакские кочевые общины, что расселились на территории, отведенной в юрт (пространство для кочевания) племенам, таким как: мангуты, хонгираты, кереиты и другим приняли по степному обычаю их имя.<ref>Трепавлов В. В., История Ногайской орды. М., 2002,с.53</ref>. Из Восточного Казахстана мангыты, вероятно, в XIII веке проникли в Среднеазиатское междуречье. По преданиям ногаев — потомков мангутов, их предки прежде жили в Бухарии и назывались узбекамиШаблон:Нет АИ. Приблизительно в 1350-х-1360-х годах значительная часть мангутов вновь вернулась в степи Дашти-кипчака. Позже они стали называться ногаями<ref name="mdn.clan.su"/>. Эмиром мангутов в XIV веке был Едигей. По данным автора первой половины XVI века ибн Рузбехана три племени относили к узбекам, в числе которых он упоминает мангутов.<ref>Фазлаллах ибн Рузбихан Исфахани Михман-наме-йи Бухара (записки бухарского гостя). Перевод, предисловие и примечания Р. П. Джалиловой. М., 1976, с.62</ref>.

Часть мангутов, смешанные с тюркоязычными народами называется "мангытами" (Шаблон:Lang-uz).

Мангыты в составе каракалпаков делились на 19 родов, разделенных на четыре группы: 1. Каратай, состоявший из родов: кара-мангыт, кара-сирак, ак-мангыт, мамыкши, косар, кылкалы; 2. Сары-тай, состоявший из родов: аршан, жанлык, ток-мангыт, арсары, таз-жаллык, шуйит, жаманша, есеби, тамгалы, тонг-мойын, темир-ходжа; 3. боз-тай; 4. жетим-тай.<ref>Жданко Т. А., Очерки исторической этнографии каракалпаков М.-Л.,1950,с.49,124</ref>.

Мангытская династия в Бухаре

Узбекские амиры из племени мангыт создали свою династию ханов Бухары (1756—1920), сменившую династию Аштарханидов.<ref>История Казахстана в персидских источниках. Т.2. Алматы: Дайк-пресс, 2005, с.282.</ref><ref>Alexander Burnes, Travels into Bokhara being the account of a journey from India to Cabool, Tartary and Persia. Volume II. New Delhi, Madras, Asian educational services, 1992,p.358</ref>

По данным российского востоковеда Н. В. Ханыкова, старшим родом Узбеков в Бухарском Ханстве считался мангыт; из отделения которого тук происходила царствующая династия, кроме того род этот пользовался некоторыми особенными привилегиями.<ref>Н. В. Ханыков. Описание Бухарского ханства. СПб. 1843, с.66</ref>.

Основателем этой династии был простой узбек из рода мангыт<ref name=autogenerated1>Шаблон:ВТ-ЭСБЕ</ref> Рахим-бий (17471758), который, убив хана Абулфейз-хана, стал править Бухарским ханством с титулом атылыка (буквально значит «дядька»), а потом в 1756 году принявший титул хана. По смерти его (около 1755 г.) власть перешла к его племяннику Даниял-бию, довольствовавшемуся титулом аталыка, ханом по имени был Абуль-Гази.

Перед смертью Даниял объявил своим преемником старшего сына, Шахмурада, который посвятил себя религиозным занятиям, писал богословские трактаты и не хотел и слышать о светской власти. Между тем, дела управления пришли в страшное расстройство. Тогда весь народ, с ханом во главе, стал умолять Шахмурада спасти погибавшее от неурядиц ханство. Шахмурад согласился принять власть, с титулом наиба, то есть наместника хана (17851800). По смерти Абуль-Гази (около 1795) Шахмурад принял титул эмира (духовный титул халифов) и более не возводил подставных ханов. Результатом его усилий явился усиленный фанатизм бухарцев; Бухара прославилась в мусульманском мире, как опора ислама. Во время похода в Мерв много жителей оазиса было переселено в Самарканд. От Шахмурада приходило в Россию посольство, радушно принятое императрицей Екатериной, которая пожертвовала 50 тысяч золотых рублей на строительство медресе в Бухаре.

После Шахмурада, в 1800 г. власть наследовал сын его Хайдар, принявший титул сейида (потомка пророка Мухаммеда), потому что мать его происходила из этого привилегированного рода. Умер он в 1826 г. и власть перешла к старшему его сыну, Мир Хусейну, против которого возмутился следующий брат его, Наср-Улла. Мир Хусейн ханствовал только 2,5 месяца и перед смертью передал ханство младшему брату Мир Умару, который властвовал только 5 месяцев, потому что не мог устоять против Наср-Уллы, который весной 1827 г. овладел Бухарой и объявил себя ханом. Воинственный, хороший администратор, Наср-Улла переформировал войско и ввел в нём дисциплину. Отношения его к России были вполне дружественны. Правил Наср-Улла до 1860.

При эмире Музаффаре (18601885) по договору 1868 г. (дополнен договором 1873 г.) Бухарский эмират признал протекторат России. Формально династия Мангытов просуществовала до 1920 г., когда была свергнута в результате революции, провозгласившей Бухарскую советскую республику<ref name="Мангыты">Мангыты</ref>.

Бухарские мангыты говорили на кипчакском диалекте узбекского языка. Но в результате слияния с населением, говорящим на карлукско-чигильском диалекте, в некоторых местах мангиты стали говорить на смешанном наречии, о чём свидетельствуют специальные исследования<ref>Ишаев А. Мангитский диалект узбекского языка. Ташкент, 1962.</ref>.

С 1868 года — вассалы России.

По некоторым данным, в начале XIX века численность узбекского рода мангытов, вошедших в состав узбекской нации составляла 120 тысяч семей. Узбекское племя мангытов делилось на следующие рода: тук-мангыты (их деления: султан, кузы-кучкар, кукалдор, карасар); тимур ходжа, баурдак-мангыт, уч-уруг мангыты (их деления: исабай, купак, бай деганди); кара-мангыт: (их деления: чауки, ун-икки, куса, бакирчи, кула-тамгали, парча, кара, таза, пиш-кул.<ref>Вороновский Д. Г., «Гульшен-аль-мульк» Мухаммад Якуба Бухари. Диссертация на соискание степени кандидата исторических наук. Т.,1947,с.208-210</ref>.

В начале ХХ века мангыты в составе узбекского народа являлись самым могущественным и многочисленным племенем в Бухарском оазисе. Общая их численность составляла 99 200 человек, а Бухарском и Гиждуванском уездах их было более 52 тысяч<ref>Материалы по районированию Средней Азии. Кн.1. Территория и население Бухары и Хорезма. Часть 1. Бухара. Т.,1926,с.262-263</ref>.

По данным А. Каюмова, по состоянию на 1924 г., на территории Узбекистана проживало более 130 тыс. мангитов. Из них около 100 тыс. жили на территории Бухарского эмирата: в Бухарском оазисе и в округе Карши — 44 тыс., в низовьях Зарафшана — 8 тыс., в среднем течении Зарафшана—10 тыс., в округе Джизака — 2 600 и в Хорезме — 10 тыс. Кроме того, в Чарджоуском районе Туркмении проживало 11 тыс. мангитов<ref>media2.yangidunyo.org/2012/10/Uzbekskie_plemena_i_rodi.pdf Узбекские племена и роды</ref>. Большинство мангитов, проживавших в Каршинской пустыне, Бухарском оазисе, в предгорных и горных районах Самаркандской области занимались овцеводством, причем в первых двух регионах разводили каракульских овец. Мангиты занимались также и земледелием. У них было немного развито и ручное ремесленничество (ковроделие, ткачество разноцветных тканей, бязи, алачи, калами и др.). Длинноворсовый ковер мангитов — жулхирс — был очень знаменит.

Мангытские правители Бухары

Файл:Prokudin-Gorskii-19.jpg
Последний бухарский эмир Сейид Алим-хан (фотография С. М. Прокудина-Горского, 1911)

Сейчас мангыты живут в Араванском районеШаблон:Нет АИ Ошской области.

ДНК мангутов

2 представителя племени мангут из Западной Монголии были протестированы на гаплогруппу N1c Y-хромосомы ДНК<ref>Шаблон:Cite web</ref>.

Один оказался представителем гаплогруппы N1c.

Другой оказался не принадлежащим к гаплогруппе N1c.

Примечания

Шаблон:Примечания

Литература

Шаблон:Монгольские народы