Алматинская железная дорога

Материал из Казахстанская Энциклопедии

Шаблон:Железная дорога Алматинская железная дорога — часть казахстанской железной дороги, который включает Алматинское, Таразское, Семипалатинское, Шымкентское, Защитинское и Шуское отделения. Протяженность линии составляет 3086 км. Крупные узловые станции — Алматы-1, Семипалатинск, Защита, Аягуз, Актогай, Зыряновск, Шу.

История

Формирование железной дороги началось со строительства Туркистано-Сибирской (Турксиб) железной дороги, которая 1 января 1931 года была сдана в постоянное пользование (протяженность 1444 км). В 1931—1932 годах были проложены линии Локоть—Защита и Защита—Риддер (Лениногорск), потом — линия КоксуТекели. В 1953 году завершилось строительство линии Усть-КаменогорскЗыряновск, в 1985 году — СаякАктогай. Завершение строительства приграничных железнодорожных переправ Алашанькоу (между Казахстаном и Китаем) в 1991 году и ТедженСерахсМешхед (между Туркменистаном и Ираном) в 1996 году открыло стране выход к побережью Тихого океана и к Средиземному морю. Железнодорожная линия Тегеран—Бендер—Аббас (Иран) соединила Казахстан с Персидским заливом. Таким образом вдоль древнего Великого Шелковою пути была образована Трансазиатская магистраль, что значительно сократило расстояние между Азией и Тихоокеанским побережьем, странами Европы и Дальнего Востока. Через приграничную переправу Алашанькоу налажено регулярное движение в направлении АлматыУрумчиАлматы.

Литература

Шаблон:КНЭ

Шаблон:Алма-Ата Шаблон:Общественный транспорт Алма-Аты