Алма-Атинский трамвай

Материал из Казахстанская Энциклопедии

Шаблон:Стиль Шаблон:Карточка трамвайной системы

Алматинский трамвай — трамвайная система города Алма-Аты.

Была открыта 7 ноября 1937 года. Начиная с середины 1990-х годов объёмы движения стали сокращаться, на многих улицах трамвайные пути постепенно были демонтированы. С 1999 года по 30 октября 2015 года действовали 2 маршрута, которые обслуживались одним из оставшихся старейшим центральным депо, находящимся на перекрёстке улиц Байтурсынова (бывшая Космонавтов) и Гоголя. Алматинское трамвайное хозяйство эксплуатируется государственной коммунальной компанией ТОО Алматыэлектротранс. С 31 октября 2015 года движение трамвая в городе было временно прекращено.

История

Строительство

23 августа 1934 года президиум Алматинского горсовета утвердил трассу, место под строительство трамвайного парка и мастерских. Строительство должно было проводиться в две очереди. Первая очередь — прокладка двух маршрутов: линия от городского вокзала Алматы-2 до Талгарской (ул. Каирбекова). Протяженность этих линий — 8,7 км. Вторая очередь — от улицы Пастера до улицы Пастера. Протяженность — 6 км. Под трамвайное депо отводился участок между улицами Таранчинской, Кладбищенской (между улицами Маметовой и Пастера), Кашгарской и Пастера. Стоимость должна была составить 2 млн 860 тыс. рублей.

29 февраля 1936 года была создана хозрасчетная контора по строительству трамвая — «Трамвайстрой». Начальником был назначен А. И. Позденко, а главным инженером — А. Н. Реутт. К строительству первой очереди приступили в тот же год. В нём принимали участие люди из разных концов страны. Инженером-электриком был Е. И. Трунов, приехавший в Алма-Ату прямо со стройки московского метро. Сваркой рельсов занимались те, кто строил Турксиб. Монтаж электрооборудования производили строители Днепрогэса, электростанций на Крайнем Севере, в Закавказье.

Широкое строительство развернулось только в 1937 году. Были проблемы и со своевременным получением необходимых материалов и оборудования из других городов страны. Так, ввести в строй тяговую подстанцию к двадцатилетию Октября не смогли, так как в пути задержался отгруженный для Алма-Аты высоковольтный кабель. В результате самоотверженного труда трамвай был сдан в эксплуатацию в установленный срок. Более того, вместо одной колеи по плану 1937 г. к пуску трамвая почти вся линия была двухколейной.[1]

Пробный пуск

Файл:ALAtramway1053.jpg
Трамвай в Алма-Ате. Апрель 2009
7 ноября, после праздничной демонстрации, у трамвайных вагонов собрались сотни людей. За три дня алма-атинский трамвай перевез не менее пятнадцати тысяч бесплатных пассажиров. Это был пробный пуск городской железной дороги. Прогулки по городу в трамвайных вагонах временно прекращены — до сдачи трамвая в нормальную эксплуатацию. До 1-5 декабря строителям пришлось ещё много поработать"[2].

Строителям действительно пришлось ещё много поработать, прежде всего на укладке кабеля высокого напряжения в траншеи. Последняя партия, ожидаемая ещё до ноябрьских праздников, прибыла только 27 ноября, за три дня до ввода трамвая в эксплуатацию. Под руководством инженера-электрика Трунова кабель уложили за три дня. Вечером 30 ноября на линию выпустили все имевшиеся в наличии вагоны, чтобы проверить на полную нагрузку[1].

Первый рейс

1 декабря 1937 года был совершён первый рейс алма-атинским трамваем. В первом вагоне пока вагоновожатый, кондукторы, начальник строительства трамвая Позденко.[3].

За первые пятнадцать дней на первой линии трамвая было перевезено более 300 тыс. пассажиров. Отсутствие светофоров на перекрестках привело к нескольким случаям столкновения автомобилей с вагонами. На улицах Алматы в начале января 1938 г. были установлены светофоры. Они включались автоматически при приближении трамвая. Первые светофоры были изготовлены в железнодорожных мастерских Управления Турксиба. С начала 1938 стали появляться первые трамвайные павильоны — остановки[1].

Дальнейшая эксплуатация

Первые трамвайные вагоны в Алма-Ату прибыли в 1936-м. На начало 1938 года в Алма-Ате было 10 вагонов, из которых половина — моторные, половина — прицепные. В Алма-Ату в довоенное время поступили также вагоны серии С, они произведены на Сокольническом вагоноремонтном заводе. Это были прицепные вагоны, выпуск которых москвичи наладили с 1930 по 1936 годы для покрытия собственного дефицита в подвижном составе. В довоенной прессе есть информация о закупке в Алма-Ату вагонов ленинградского производства. По алма-атинским линиям курсировали строенные поезда, то есть один моторный вагон и два прицепных. Впервые такие составы появились в марте 1938 года[1]. В 1941 году трамвайное депо отдали заводу Кирова, трамваи перевели на стоянку на углу Байтурсынова/Гоголя. Руководство трамвайного треста так и оставалось на ул. Макатаева до 1950-х годов. В начале 1950-х годов построены современные корпуса депо в квадрате улиц: Байтурсынова (бывш. Космонавтов)-Гоголя-Масанчи-Айтеке би.

Советский период 1945—1991 годы

Вплоть до 1988—1991 года с ростом города развитие трамвайной сети шло бурными темпами, прокладывались линии в новые районы города.

Перспективы развития сети

В 1980-х годах в городе существовал готовый для реализации проект продления (строительства) трамвайных линий: по улице Жарокова от ул. Утепова до микрорайона «Казахфильм»; по улице Момышулы от уг.ул. Маречека до уг.ул. Шаляпина (до микрорайонов Жетысу и Мамыр); по улице Шаляпина до ул. Саина; по улице Саина до конечной на ул. Торайгырова; по улице Момышулы от ул. Толеби до ул. Ташкентской, по Ташкентской до микрорайона Калкаман. В 1985 году было осуществлено строительство линии в микрорайон Калкаман, но вместо двухпутной линии, построили однопутную, связано это было с внезапным сокращением республиканского финансирования развития трамвайной инфраструктуры города. Совет Министров вдруг посчитал дальнейшее строительство (продление) трамвайных линий в городе ненужной тратой средств, в результате намеченное строительство новых линий не было реализовано.

Постсоветский период

В 1993—1998 годах произошёл развал трамвайного хозяйства города. Его итогом стало сокращение пути до 29,6 км[4]. Были демонтированы линии на улицах Сатпаева, Шаляпина, Руднева (ныне. Брусиловского), закрыт маршрут в мкр-н Калкаман по улице Раимбека, сняли путь и с Толе би между улицами Кунаева и Каирбекова (бывш. Талгарская).

С 1999 года трамвайное депо постепенно выходит из кризиса. Были выделены средства на закупку списанных б/у вагонов чешского производства «Татра» — модели КТ-4Д, Т-3, Т-3Д, Т-4Д. Все они до этого курсировали по улицам немецких городов Берлин, Хемниц, Шверин[1]. Спустя несколько лет списаны и распилены на металлолом.

В 2002 году был утвержден к исполнению «Стратегический план развития города Алматы до 2010 года», согласно которому, за счет государственных средств предусматривалось ежегодное проведение капитальной реконструкции 10 км трамвайных путей с восстановлением ранее закрытых линий[5]. Однако, реализация работ по реконструкции путей впервые началась только в 2005 году, тогда Акиматом города был капитально реконструирован первый отрезок трамвайных путей проходящих по улице Утепова от ул. Гагарина до ул. Каблукова (стоимость работ 16,957 млн тенге[6]), полностью произведена замена рельсов на новые с бетонными шпалами, обновлен балласт. В дальнейшем согласно плану за счет городского бюджета планировалось постепенно капитально реконструировать с заменой рельс все остальные трамвайные пути города.

Проект ЛРТ

В 2006—2008 годах в город стали посещать с визитами различные руководители иностранных банков с предложениям о реализации строительства проекта ЛРТ, который они готовы профинансировать путём выдачи кредитного займа под высокие проценты и госгарантии правительства. Их предложения сразу же нашли полную поддержку у руководства Акимата (мэрии) города. После этого исполнение «Стратегического плана развития города Алматы до 2010 года», «по которому за счет бюджета города должны были быть произведены работы по капитальной реконструкции всех трамвайных путей» полностью прекращено. С того момента финансирование трамвайного хозяйства города в целом сразу было фактически сокращено, закупались лишь б/у вагоны из Европы. В дальнейшем проект строительства ЛРТ в городе стали активно продвигать и лоббировать как иностранные консультанты от заинтересованного банка «ЕБРР» совместно с НПО «ГЭФ ПРООН Устойчивый транспорт», так и акимат города[7]. В 2009 году для разработки обоснования проекта ЛРТ, Германией, Нидерландами, Австрией и Сингапуром — странами входящими в состав акционеров ЕБРР выделен безвозмездный грант в размере 900 тысяч евро[8]. Продвигаемый иностранными организациями проект ЛРТ оказался чрезвычайно затратным и завышенным составив в 2009 году 44 млрд.тг., а в 2011 уже 64,2 млрд.тг.[9]. В 2011 году «ЕБРР» выпустил резюме проекта ЛРТ, по которому общая стоимость продвигаемого проекта ЛРТ составила 71,400 млрд тг.(340 млн.евро), а на продвижение, сопровождение и подготовку документации проекта банком выделено 1,5 млн.евро[10]. В 2013 году по заказу «ГЭФ ПРООН» израильская компания «ROM Transportation Engineering» подготовила ТЭО проекта ЛРТ, по которому стоимость его реализации составила 96,3 млрд.тг.[11]. В 2016 году ЕБРР был вновь выделен безвозмездный грант в размере 1 млн.евро [12] на подготовку новой документации проекта, которой занимались зарубежные компании (IDOM) по технической части, (Norton Roses Fulbridge) по юридической, и (E&Y) по финансовой. В 2016 году стоимость проекта уже оценивается в 520 млн.долларов (176,800 млрд.тг.)[13].

В 2008 году были установлены валидаторы и закуплена очередная последняя партия списанных в Европе б/у вагонов «Татра Т-4Д». Буквально спустя через 2-4 года после начала эксплуатации по неизвестным причинам списаны и распилены на металлолом, в то время как в других городах СНГ данные вагоны эксплуатируются по сей день.

В 2013 году были снова закуплены 17 списанных европейских б/у вагонов Tatra KT4DtM.

Статистика 2003—2015 годы

В таблице представлено количество пассажиров перевезенных за год в миллионах человек[4].

Год 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Количество подвижного состава трамвайного парка 56 62 62 62 47 45 46 35 26 19 27 27 17
Количество перевезенных пассажиров трамваями (млн. человек) 19,7 18,0 16,3 12,9 9,6 5,4 4,0 3,8 3,6 1,9 1,6 2,9 4,0
Пассажирооборот трамваев (млн. пкм.) 78,2 71,5 64,9 51,1 37,9 21,3 18,6 10,1 17,0 9,0 7,7 13,9 23,5

Закрытие в 2015 году

Приостановлению работы трамвайного движения и депо в городе предшествовало два сомнительных случая ДТП произошедших с трамваями: 21 сентября и 13 октября 2015 года. В дальнейшем, как показало решение суда, первое ДТП с трамваем носило сугубо человеческий фактор, виновной была признана вагоновожатая (работавшая в депо с 2003 года) и наставница, которая в день ДТП подсела в вагон со стажеркой, чтобы принять экзамен. Механик депо, признавая свою вину, заключил мировое соглашение[14][15][16].

По второму ДТП, решением суда виновной была признана вагоновожатая, которая управляя полностью исправным трамваем допустила его столкновение с автомобилями[17][18].

30 октября 2015 года аким Алматы Байбек совершив визит в трамвайное депо, устно сообщил, что принял решение остановить работу трамваев в городе, якобы по причине плохого состояния путей. Официальных документов, доказывающих, что в действительности была проведена техническая дефектоскопия (исследование) и оценка состояния всей конструкции трамвайного полотна (пути) нигде опубликованы не были. Также на сайте акимата не было опубликовано официально заверенного Постановления за подписью акима о прекращении трамвайного движения в городе, что в свою очередь говорит о сомнительности в приостановлении работы трамвайной системы.

22 февраля 2016 года в результате проведенной проверки транспортной прокуратурой были установлены нарушения в деятельности ТОО «Алматыэлектротранс», должностные лица организации привлечены к дисциплинарной ответственности.

Реконструкция путей

В разные годы проводилась полная реконструкция трамвайных путей:

  • 2009 год — замена и установка новых путей на ул. Толе би в связи с постройкой новой развязки-моста над улицей Саина.
  • 2005 год — капитальный ремонт путей с заменой шпал и рельс на улице Утепова от.уг.ул. Гагарина, включая ул. Каблукова. Работы были профинансированы бюджетом города на сумму: 16,957 млн тенге.
  • 1998—1999 год — ремонт пути на улицах Байтурсынова, Шевченко и Жетысуйской.
  • 1998 год — ремонт пути на улице Толе би от уг.ул. Байтурсынова до конечной в мкр-не Аксай включая ул. Момышулы.
  • март-апрель 1988 года — ремонт пути на ул. Кунаева.
  • 1987/88 годы — капитальный ремонт с заменой шпал и рельс на ул. Толе би от уг.ул. Байтурсынова до уг.ул. Ауэзова.

Подвижной состав

Ранее используемый

Спецсостав

  • КТМ 71-605 ВТК-24. Технический вихревой снегоочиститель по обслуживанию путей. Было 2 единицы.
  • РВЗ-6 ПМВ. Поливомоечный вагон. Поливал и очищал пути от пыли. Было 5 единиц.
  • РВЗ-6 РСВ. Рельсосмазочный вагон. Смазывал рельсы и посыпал песок. 2 единицы.
  • РВЗ-6 ПГСВ. Грузовой вагон с краном для перевозки рельс, шпал и колесных пар.
  • ГС-4. Снегоочистительный вагон. Было 6 единиц.
  • Рельсосварочный вагон.
  • Рельсошлифовальный вагон.
  • Спец.трамвай — вагон обслуживания и ремонта контактной сети.
  • Учебный — использовался как для обучения новых водителей так и для развозки сотрудников депо. Было 3 единицы.

Депо

Центральное

Шаблон:Main Расположено на ул. Байтурсынова угол ул. Гоголя. Создано было в 1941 году для обслуживания трамвайной системы Алма-Аты, так как первоначальное депо на ул. Байтурсынова-Макатаева во время войны было отдано под цеха завода им. Кирова. В начале 1950-х годов возведены современные корпуса трамвайного депо. 31 октября 2015 работа депо прекращена в связи с закрытием в городе трамвайного движения.

Аксайское

Шаблон:Main Создано в 1990 году, на пике развития самой сети. Построено было на тектоническом разломе. Закрыто в конце 1990-х. Использовалось до середины 2000-х годов для хранения списанных трамваев и троллейбусов. С 2008 года использовалось для стоянки строительных Камазов и кустарного производства бетона. В 2015 году территория депо продана и отдана под застройку крупного жилищного комплекса Уш Сункар.

Маршруты

Шаблон:Color
Конечные пункты Маршрут Примечание
4 мкр-н Аксай-4, улица Момышулы угол ул. Маречека — улица Жетысуская (район Центрального парка им. Горького). Проходит по улице Момышулы, рынок Арыстан, мкр-ны Аксай-4, Аксай-3, хлебзавод Аксай-нан, Аксай-2, Аксай-1, ул. Толе би, мкр-н Тастак, мкр-н Сайран, озеро Сайран, ул. Толе би, ул. Байтурсынова, Алматинский технологический университет АТУ, Казахская академия транспорта и коммуникаций (КАЗАТК), колледж иностранных языков КазУМОиМя, Шевченко, ул. Кунаева, ул. Макатаева, Зелёный базар, Кондитерская фабрика Рахат, ул. Жетысуская, ул. Арыковой, ул. Черкасской обороны, ул. Тургенской (с выходом на Жетысускую). Действует ежедневно в течение всего дня с 6:00 до 22:00.
6 мкр-н Орбита, улица Саина угол ул. Торайгырова — улица Жетысуская (район Центрального парка им. Горького). Проходит по улицам Саина, Торайгырова, мкр-ны Орбита, ул. Каблукова, Алматинский плодоконсервный завод, колледж КазНАИ, ул. Утепова, Республиканский центр крови, Научный центр урологии им. Джарбусынова, ул. Жарокова, Шевченко, Алматинский технологический университет АТУ, Казахская академия транспорта и коммуникаций (КАЗАТК), колледж иностранных языков КазУМОиМя, ул. Байтурсынова, ул. Макатаева, Зелёный базар, Кондитерская фабрика Рахат, ул. Жетысуйская, ул. Арыковой, ул. Черкасской обороны, ул. Тургенской (с выходом на ул. Жетысускую). Действует ежедневно в течение всего дня с 6:00 до 22:00.
  • Служебный путь проходит по улице Жарокова между остановками Шевченко-ул. Жарокова (6 маршрут) и ул. Жарокова-ул. Толе би (4-й маршрут) с двумя промежуточными остановками.

Хронология

  • 1937 — Построена линия от Вокзала 2 — просп. Сталина (обратно-Красноармейская) — Ташкентская — Маркса — Комсомольской — Уйгурской до депо на ул. Пастера. Линия была однопутной. Второй путь проложили по Уйгурской, Комсомольской, Маркса в 1938 г. В 1941 г. это депо отдали заводу Кирова, трамваи перевели на стоянку на углу Уйгурской/Гоголя. Руководство трамвайного треста так и оставалось на Пастера до 1950-х годов. В начале 50 гг на Уйгурской построены корпуса депо.
  • 1938 — открытие линии по ул. Шевченко от ул. К. Маркса до Уйгурской (Космонавтов)
  • 1938 — открыта линия по ул. Талгарской — от ул. Пастера до Комсомольской — однопутка по часовой (закрыта в 1968)
  • 1938 — открыта линия по ул. Ташкентской от ул. К. Маркса до Жетысуской (закрыта в 1966)
  • 1939 — открытие линии по ул. Комсомольской от ул. Байтурсынова до 13-й линии (пр. Гагарина)
  • 1940 — открытие двухпутной линии по ул. Комсомольской от Тастака до Талгарской с кольцом
  • 1942 — открытие линии по Красногвардейскому тракту от Ташкетской до Элеватора (закрыта в 1966 г.)
  • 1957 — строительство 2-го пути от К. Маркса до поворота на Алма-Ату-2
  • 1957 — линия с ул. Комсомольской между Карла Маркса и Космонавтов перенесена на ул. Пастера
  • 1959 — открытие линии по ул. Шевченко от ул. Уйгурской (Космонавтов) до ул. Чапаева
  • 1959 — открытие линии по ул. Шевченко от ул. Уйгурской (Космонавтов) до ул. Строительной (Муканова)
  • 1959 — открыта линия по ул. Муканова — от Шевченко — через Тёщин язык — по Сатпаева до Жарокова (закрыта в 1993 из-за начала строительства станции метро)
  • 1961 — открытие линии по ул. Сатпаева от ул. Жарокова до ул. Руднева (закрыта в 1996)
  • 1961 — открытие линии по ул. Руднева от Тастака до ул. Сатпаева (закрыта в 1996)
  • 1966 — закрыты линии по ул. Ташкентской от ул. К. Маркса до Жетысуской (открыта в 1938) и к вокзалу Алматы-2 (открыта в 1937) в связи с реконструкцией проспекта в сквозную трассу и строительством автовокзала.
  • 1966 — закрытие линии в связи с нерентабельностью по Красногвардейскому тракту от Ташкетской до Элеватора (открыта в 1942 г.)
  • 1967 — постройка кольца «Тургенская — Черкасской Обороны — Арыковой» вместе с прокладкой 2-го пути по ул. Пастера и ул. Жетысуской. До этого была однопутная линия Ташкентская — Жетысуйская — Пастера по часовой стрелке и Комсомольская — Талгарская — Пастера против часовой
  • 1968 — закрыта линия по ул. Талгарской — от ул. Пастера до Комсомольской (открыта в 1938)
  • 1970 — открыта линия от ул. Руднева — по Сатпаева — Щепеткова — Шаляпина — 10 мкр. (закрыта в 1996)
  • 1975 — открыта линия по ул. Жарокова от Сатпаева до Утепова и по Утепова со строительством кольца на Розыбакиева / Утепова, т. н. р-н «Геологостроя»
  • 1977 — открыта линия по ул. Жарокова от Комсомольской ул. до ул. Сатпаева, по ней пущен маршрут № 5 (закрыт в 1993).
  • 1978, 23 февраля — открыта линия от разворотного кольца на перекрёстке Утепова и Розыбакиева по улицам Каблукова и Фрунзе в Орбиту.
  • 1980 — сооружение крестообразного пересечения на Жарокова-Сатпаева. Маршрут № 2 пущен в «Орбиту»
  • 1984 — открыта ветка от Тастака до Аксая-1 до Аксая-4 (разворотное кольцо находилось за ул. Момыш улы по ул. Комсомольской)
  • 1985 — открыта ветка от Аксая-1 до мкр. Аксай −4. С Момыш улы существовал поворот на запад и на восток
  • 1985 — открыта линия Аксай — Калкаман (закрыта август 1999). Открыт маршрут № 10.
  • 1987 — открытие линии по ул. Шевченко от ул. Муканова до ул. Жарокова, на линию перенесен № 5 с улицы Толе Би (Комсомольская).
  • 1993 — закрыты маршруты 5, 7 и 8.
  • 1993 — закрыта в 20-х числах сентября из-за начала строительства станции метро линия по ул. Муканова — от Шевченко — через Тёщин язык — по Сатпаева до Жарокова (открыта в 1959).
  • 1995 — закрылся маршрут № 2
  • 1996, 21 марта — закрыта линия по ул. Сатпаева от ул. Жарокова до ул. Брусиловского (Руднева), открытая в 1961.
  • 1996, 21 марта — закрыта линия по ул. Брусиловского (Руднева) от Тастака до ул. Сатпаева (открыта в 1961).
  • 1996, 21 марта — закрыта линия от ул. Руднева — по Сатпаева — Щепеткова — Шаляпина — 10 мкр. (открыта в 1970). Закрыты маршруты 1 и 3.
  • 1997, март — закрыта ветка по ул. Комсомольской от ул. Кунаева до Талгарской, открытая в 1938 г. Конечная маршрута № 4 перенесена на ст. Жетысу
  • 1999, апрель — закрыта линия «Аксай» — «Калкаман», открытая в 1985 гг., закрылся маршрут № 10
  • 2008 — маршрут № 4 временно разделён на маршруты 4 и 4а в связи со строительством транспортной развязки на пересечении улиц Саина и Толе би[19].
  • 2009, 23 декабря — движение по улице Толе би было возобновлено. Подвижной состав, курсирующий в этом направлении, состоит из 18 вагонов[20].
  • 2015, 31 октября — после двух крупных аварий, случившихся в Алма-Ате с трамваями, работа трамвая на неопределённый срок приостановлена.
Файл:ALAtramwayTolebi.JPG
Трамвай, стоящий поперёк улицы Толе би

Примечания

Шаблон:Примечания

Ссылки

Шаблон:Алма-Ата Шаблон:Трамвай Алма-Аты Шаблон:Общественный транспорт Алма-Аты Шаблон:Трамвайные системы Казахстана
Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>