Алма-Атинский троллейбус

Материал из Казахстанская Энциклопедии

Шаблон:Троллейбусная система

Алматинский троллейбус — троллейбусная сеть в городе Алма-Ате. По состоянию на 2014 год единственная в Казахстане. Строительство троллейбусных линий начато 19 июня 1941 года[1]. Впервые в Алма-Ате движение этого экологически чистого вида транспорта открылось в 1944 году по улице Гоголя, в 1960 году протяжённость троллейбусных линий достигла 34,4 км, в 1970 году составляла 151,2 км, в 1982 году — 211 км[2]. В Алма-Ате было создано 3 троллейбусных парка: № 1 — находится на улице Ауэзова, угол улицы Шевченко, № 2 район — Аэропорта, № 3 — проспект Рыскулова, угол Емцова. В 1981 году в городе Алма-Ате был перенят передовой опыт киевлян и успешно внедрены троллейбусные поезда[3] состоящих их двух троллейбусов ЗиУ-9[4] соединенных по системе[5] Владимира Веклича[6]. В 1989 году в городе Алма-Ате свыше 300 троллейбусов перевозило по маршрутам протяжённостью 220 км до 205 тысяч человек в сутки[7]. График движения делился на 2 смены, с 5:00 до 22:30. Доля перевозок троллейбусного транспорта в 1982 году составляла — 20 %[2]. До 1990 года в Алма-Ате действовали 25 маршрутов троллейбуса. Оплата проезда осуществляется при помощи валидаторов и электронной оплаты через карточку. На Сегодня 100 % троллейбусного парка составляют новые машины китайского производства 2008—2013 гг. выпуска.

В августе 2015 года в результате оптимизации общественного транспорта города инициированной НПО ПРООН/ГЭФ был закрыт маршрут № 6, а также маршруты № 8 и № 16. Троллейбусный маршрут № 11 был значительно сокращен, конечная маршрута перенесена с Зеленого базара на улицу Курмангазы уг.ул. Масанчи. В ноябре 2015 года маршрут № 11 восстановлен по прежней схеме пути следования.

Кризис 90-х годов начался в 1993 году и продолжался вплоть до 1998 года. С 1990 года развитие троллейбуса практически прекратилось, а после распада СССР троллейбусное хозяйство стало приходить в упадок, что вынудило в скором времени закрыть ряд маршрутов, а на некоторых участках даже был произведён демонтаж контактной сети. В 1998 году выделен кредит МВФ, после чего были закуплены новые чешские троллейбусы Skoda. В 2001 году был законсервирован троллейбусный парк № 2. В 2010 году на территории бывшего троллейбусного парка № 2 открыт муниципальный автобусный парк № 1. В 2011 году за счет бюджета города были произведены строительные работы по продлению троллейбусной линии по ул. Шаляпина от уг.ул. Саина до уг.ул. Момышулы и по ул. Момышулы от ул. Саина до пр. Абая стоимостью 97 051910 млн.тенге[8], после чего по линии пущен маршрут № 6. В 2012 году были произведены строительные работы по продлению троллейбусной линии маршрута № 1 по ул. Розыбакиева от уг.ул. Березовского до уг.ул. Кожабекова стоимостью 46 548960 млн.тенге[9].

Файл:Skoda 14 Tr in Almaty.jpg
Модель «Škoda 14Tr»

Сегодня водителем троллейбуса в Алматы можно стать, закончив курсы, которые организует троллейбусный парк. После прохождения медкомиссии, подтверждающей пригодность к этой работе, отдел кадров направляет курсанта на обучение, которое длится до шести месяцев. После успешной сдачи экзаменов водители направляются на месячную стажировку и после этого они становятся профессиональными водителями троллейбуса и самостоятельно выходят на линию.

Кредитная история

Европейский банк реконструкции и развития в 2010 году предоставил кредит в размере 37 миллионов долларов КГП «Алматыэлектротранс» на поддержку и модернизацию электрического транспорта в г. Алматы, за счет которого должно быть приобретено 200 новых троллейбусов[10]. Однако получив средства на приобретение новых троллейбусов, тендер на закуп не проводился почти год. Всё это время денежные средства находились в неизвестном месте. Только в ноябре 2011 года наконец-то был проведен тендер. По итогам тендера, в котором участвовали порядка 10 компаний, традиционных производителей троллейбусов из Чехии, России и Беларуси, а также Китая, победителем был объявлен китайский производитель, с которым 18-23 апреля 2012 года был подписан контракт на поставку 200 троллейбусов «Неоплан». Цена за один китайский троллейбус составила 186 тысяч долларов США. Российские и белорусские производители троллейбусов из-за несогласия с итогами тендера подали в суд на организаторов, но проиграли[11]. Позднее при поставке первой партии троллейбусов вдруг было заявлено, что всего поступит 195 штук вместо 200. Куда делись денежные средства за 5 троллейбусов — неизвестно[12]. В результате троллейбусы из Китая оказались с весомыми недостатками: салон оказался лишь частично низкопольным, вместо трех дверей всего две, расстояние между пассажирскими сиденьями небольшое, что вызывает дискомфорт.

Троллейбусные парки, их история и маршруты

1-й троллейбусный парк

Адрес: ул. Ауэзова, 64. Троллейбусный парк № 1 был построен в 1964 году. Обслуживает маршруты (№ 1; 6; 7; 8; 9; 12; 14; 16). Общая площадь парка составляет 41,8 тыс. м². Инвентарь парка составляет троллейбусы марки «Казахстан», «ЗИУ-9», «Neoplan Kazakhstan Young Man JNP6120GDZ». В августе 2011 года все троллейбусы «ЗиУ-9» были отстранены от работы.

2-й троллейбусный парк

Адрес: ул.2-ая Заславская 8 (район Аэропорта). Троллейбусный парк № 2 был построен в 70-х годах, обслуживал нижнюю и центральную части города. В разное время обслуживал маршруты 3, 4, 6, 7, 8, 9, 13, 15, 17, 20. В 2001 году был законсервирован, а позже часть парка использовалась как автобусный парк частной компанией «Бату тревел Ко». В 2005—2006 годах планировалось расконсервировать троллейбусный парк № 2, построить троллейбусную линию в мкр. Жулдыз, открыть вновь маршруты 13, 17, 8. Но этого не произошло, всё бросили на полдороги: построили линию частично (только до развязки на ВАЗе), запустили маршрут не то 13, не то 17. Спустя год линию демонтировали, маршрут закрыли. В 2009 году КГП «Алматыэлектротранс» была подготовлена смета по переоборудованию троллейбусного парка в муниципальный автобусный. В 2010 году началось строительство газозаправки на его территории и переоборудование парка. Был произведён капитальный ремонт троллейбусного парка стоимостью 266 672160 млн.тенге[13], после чего в нём стали базироваться автобусы. Подвижной состав ранее был представлен троллейбусами «ЗиУ-9», «КТГ-1», «КТГ-2» и «ЗиУ-5».

3-й троллейбусный парк

Адрес: ул. Калининградская, 45. Троллейбусный парк № 3 построен в 1985 году. Обслуживает маршруты (№ 5; 11; 19). В прошлом обслуживал маршруты № 2, 10, 18. Общая площадь составляет 39,2 тыс. м². Инвентарь до ремонта парка: троллейбусы типа «Škoda 14Tr»- в парке их было 34 штуки, «Казахстан» и «Neoplan Kazakhstan Young Man JNP6120GDZ». Всего в парке было 50 машин, 44 из которых подлежали замене, из них списанных — лишь 6. В 2011 году был проведён капитальный ремонт кровли троллейбусного парка № 3[14], стоимостью 92 471830 млн.тенге. В апреле 2012 года парк был закрыт на капитальный ремонт, оставшиеся машины были переведены в 1-й троллейбусный парк. В ноябре 2012 года была завершена реконструкция парка стоимостью 637 600000 млн.тенге[15] и после чего в троллейбусный парк № 3 поступило 50 новых троллейбусов марки Neoplan Yong Man JNP6120GDZ, которые полностью заменили все устаревшие машины[16]. В 2013 году проведена реконструкция входных ворот и помещения административно-бытового корпуса парка стоимостью 6 821110 млн.тенге[17]. Однако, после этого троллейбусный парк был закрыт и на его месте устроен коммунальный автобусный парк.

Подвижной состав

Исторический

Настоящее время

  • «Neoplan Kazakhstan Young Man JNP6120GDZ» производства китайской компании Youngman Automobile Group Co., Ltd.

Выделенные полосы

В городе выделенная полоса для троллейбусов и автобусов проходит вдоль проспекта Абая от проспект Достык до (улица Момышулы.

Для троллейбусов и автобусов планируется проложить выделенные полосы по следующим участкам:

  1. улица Тимирязева в переход в часть улицы Жандосова;
  2. улица Гоголя;

Крупные аварии, возгорания, ДТП

  • 18 декабря 2013 года троллейбус Neoplan на улице Гоголя не справившись с управлением совершил ДТП, в результате чего полностью была разбита кабина[18].
  • 29 марта 2014 года полностью сгорел троллейбус Neoplan на улице Утеген батыра[19].

Маршруты

Маршрут Путь следования Парк
1 Парк Культуры и Отдыха, ул. Гоголя, Парк им.28 Панфиловцев, ул. Ауэзова, ул. Тимирязева, КазНУ, Ботанический сад, «Атакент»(ВДНХ), ул. Розыбакиева, магазин Мега, конечная — ул. Кожабекова угол ул. Розыбакиева, далее вниз по ул. Гагарина. № 1
2 (не действует) Начало пути: мкр. Аксай-3, ул. Маречека, рынок Арыстан, вверх по ул. Момышулы, мкр. Аксай-4, Аксай-5, мкр. Жетысу-2, мкр. Жетысу-3,прямо по ул. Абая, Цирк, Центр. стадион, вниз по ул. Мира (Желтоксан), прямо по Райымбека, конечная Автовокзал «Саяхат», (обратно: вверх по ул. Пушкина, Зелёный базар, прямо по ул. Гоголя, вверх по ул. Дзержинского (Наурызбай батыра), прямо по пр. Абая, Жетысу-2, мкр. Жетысу-3, магазин Magnum, вниз по ул. Момышулы, мкр. Аксай-4, Аксай-5, рынок Арыстан, ул. Маречека, конечная мкр. Аксай-3. № 3
5 Ж/д вокзал Алматы 2, ул. Абылай хана, ЦУМ, ул. Абая, Центральный стадион, Цирк, мкр-ны 3,4,5,6,7,8, ул. Саина, КазЭУ, ул. Жубанова, рынок «Арыстан», мкр. Аксай-4, Аксай-5, ул. Момышулы, ул. Маречека, конечная мкр. Аксай-3. № 3
6 (закрыт в результате оптимизации) Ж/д вокзал Алматы 2, ул. Абылай хана, ЦУМ, ул. Абая, ул. Ауэзова, ул. Сатпаева, ТРК Адк, ул. Щепеткова, ул. Шаляпина, мкр-ны 8,9,10,10А,11,12, ул. Алтынсарина, ТЮЗ им. Н.Сац, ул. Саина, мкр Мамыр 1,2,3,6,7, мкр Школьный, ул. Момышулы, мкр. Жетысу-2, мкр. Жетысу-3, ул. Жубанова, рынок «Арыстан», мкр. Аксай-4, Аксай-5, ул. Маречека, конечная мкр. Аксай-3. № 1
7 Ж/д вокзал Алматы 1, ул. Сейфуллина, КазНМУ, Каспийский общественный университет, кинотеатр Казахстан, ул. Абая, ул. Байтурсынова, КазНТУ, ул. Сатпаева, ул. Тимирязева, КазНУ, Ботанический сад, «Атакент»(ВДНХ), ул. Ауэзова, ул. Габдуллина, конечная — ул. Манаса. № 1
8 (закрыт) Ж/д вокзал Алматы 1, пр. Сейфуллина, пр. Райымбека, Автовокзал «Саяхат», ул. Пушкина, Зелёный базар. № 1
9 Ул. Кожабекова, ул. Розыбакиева, ул. Гагарина, ул. Тимирязева, «Атакент»(ВДНХ), КазНУ, Ботанический сад, ул. Байтурсынова, ул. Курмангазы, ул. Масанчи, ул. Кабанбай батыра, ул. Достык, ул. Богенбай батыра, ул. Калдаякова, Зелёный базар, ул. Гоголя, ул. Жибек Жолы, ул. Пушкина. № 1
11 Начало пути — ул. Маречека угол Момышулы мкр. Аксай-3, ул. Момышулы, мкр. Аксай-4, мкр. Аксай-5, Хлебзавод «Аксайнан», мкр-ны Аксай-3, 2, 1, ул. Толеби, пр. Саина, ул. Жубанова, поликлиника № 10, ул. Алтынсарина, мкр-ны 1,2,3,4,5,7,8,10,11,12, КазЭУ, ул. Жандосова, Плодоконсервный завод, ул. Тимирязева, ВДНХ, Алматинский ботанический сад, КазНУ, ул. Байтурсынова, АУЭС, КАЗНТУ, Академия туризма и спорта, проспект Абая, КазНАУ, Дворец Республики, ул. Достык, ул. Богенбай батыра, ул. Калдаякова, Парк 28 Панфиловцев, ул. Жибек Жолы, ул. Пушкина, ул. Гоголя, Зеленый базар.
12 Парк Культуры и Отдыха, Парк им.28 Панфиловцев, ул. Гоголя, ул. Ауэзова, ул. Сатпаева, ул. Щепеткова, Плодоконсервный завод, ул. Жандосова, мкр Таугуль, мкр-ны 8,9,10,11,12, ул. Саина, конечная Дом отдыха «Каргалинка». № 1
16 (закрыт) Автовокзал «Саяхат», ул. Пушкина, Зелёный базар, ул. Гоголя, ул. Наурызбай батыра, пр. Абая ул. Сейфуллина, ул. Сатпаева, ул. Щепеткова, ул. Шаляпина, ул. Саина, Дом отдыха «Каргалинка», ул. Жандосова, Плодоконсервный завод, ул. Сатпаева, ул. Сейфуллина (обратно по пр. Желтоксан, пр. Райымбека) № 1
19 «Зелёный базар», ул. Жибек Жолы, ул. Пушкина, ул. Гоголя, Парк им.28 Панфиловцев, ул. Калдаякова, ул. Богенбай батыра, ул. Достык, ул. Абая, КазНАУ, ул. Утеген батыра, мкр. Сайран, мкр. Тастак 1, Автовокзал «Сайран», ул. Райымбека, конечная ул. Емцова, ул. Рыскулова, троллейбусный парк № 3. № 3
25 Начало пути — ул. Маречека угол Момышулы мкр. Аксай-3, рынок «Арыстан», мкр. Аксай-4, Аксай-5, ул. Момышулы, мкр. Жетысу-2, мкр. Жетысу-3, КУПС, магазин Magnum, мкр-ны 3,4,5,6,7,8, прямо по пр. Абая, Центральный стадион, Цирк, КазНАУ, Дворец Республики, пр. Достык, ул. Богенбай батыра, ул. Калдаякова, Парк им.28 Панфиловцев, ул. Гоголя, Конечная — Центральный парк культуры и отдыха им. Горького[20]. № 3

Отменённые маршруты

  • 2, 3, 4, 6, 8, 10, 13, 14, 15, 17, 16, 18, 20.

Интересные факты

С 1994 года планировалось создать троллейбусный маршрут в урочище Медеу, но проект так и не был реализован[21][22]. С 2002 года планировалось создать троллейбусные маршруты по улицам Навои-Орбита-Дежнева-Жандосова (6,0 км) и проспекту Райымбека (от ул. Петрова до автовокзала «Саяхат») (14,8 км), но строительство линий так и не было реализовано[22]

См. также

Примечания

Шаблон:Примечания

Литература

  • Алма-Ата : энциклопедия / гл. ред. М. К. Козыбаев. — Главная редакция Казахской Советской энциклопедии, 1983. — 608 с.

Ссылки

Шаблон:Троллейбусные системы Казахстана Шаблон:Общественный транспорт Алма-Аты Шаблон:Алматы
Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>