Аркук
Арку́к, — бывшая крепость на западном берегу Сырдарьи. Упоминается в письменных источниках XVI—XVII веков в связи с борьбой центральноазиатских ханств за господство в приаральских степях и в сырдарьинском бассейне; в ходе этой борьбы крепость, видимо, была разрушена и покинута жителями, и с тех пор не восстанавливалась. В исторической литературе может упоминаться также как Аргук<ref name="ибрагим">Шаблон:Книга</ref>, Аркок<ref name="учебник">Шаблон:Cite web</ref>, Артук<ref name="ибрагим" />, Артык<ref>Шаблон:Книга</ref>, Шаблон:Lang-kk, Шаблон:Lang2<ref>Шаблон:Книга</ref>.
История
Первое упоминание об Аркуке под 1446 годом встречается в «Летописи об Абулхаир-хане», написанной придворным историком шейбанидов Масудом Кухистани́ в 1543—1544 годах<ref name= "байпак">Шаблон:Публикация</ref>. Вместе с крепостью Аркук упоминаются, как правило, и другие крепости на западном берегу Сырдарьи — Куджан, Ак-Курган и Узгент, составлявшие с ней единую систему защиты и обычно подчинённые одной власти.
Возникновение цепи укреплений на западном берегу Сырдарьи нужно отнести ко времени восстановления торгово-промышленных связей осёдлого, земледельческого населения сырдарьинских оазисов с другими крупными центрами прикаспийской торговли, — прежде всего, с Самаркандом, Бухарой и Астраханью, — оживавших постепенно после опустошительного монгольского нашествия. Строительство крепостей свидетельствует, с одной стороны, об относительном могуществе правителей, с другой стороны, о необходимости защитить земледельцев и их рынки от набегов враждебных кочевых племён со стороны степи. Подобные обстоятельства сложились в регионе во времена расцвета государства тимуридов, — то есть, в конце XIV века.
Топоним «Аркук» скорее всего тюркского происхождения. В древнетюркском языке «Arquq» означает «перекладина, балка; упрямый»<ref>Шаблон:Книга</ref>. Название крепости «Упрямый» соответствует логике, в какой получили свои названия крепости «Грозный» и «Верный». Ко времени первого упоминания, то есть к 1446-му году, крепость Аркук уже выполняла роль стратегически важного пункта, контролирующего караванные пути из Восточного Туркестана в Мавераннахр. Будучи относительно небольшой, она всё же защищала от неожиданного нападения со стороны степи крупные купеческие города Ясы и Сыганак, расположенные на правом берегу Сырдарьи. Одновременно служила ближайшим продовольственным складом и вполне надёжным убежищем для окрестных земледельцев.
В то же время плодородные берега среднего и нижнего течения Сырдарьи привлекали кочевников-скотоводов как очень удобные места для зимовок, а в особо трудные годы — даже как жизненно-важные. Первым, кто пожелал закрепить эти земли за кочевниками был Абулхаир-хан, основатель Узбекского ханства, захвативший Аркук, Ак-Курган, Узгент, Сузак и Сыганак у потомков Тимура в 1446 году<ref>Шаблон:Книга</ref>. Хотя после его смерти, последовавшей в 1468 году, созданный им каганат распался, Аркук уже навсегда остался в пределах доминирования кочевого образа жизни. В развернувшейся распре между потомками Джучи, основавшими Казахское ханство, и потомками Абулхаира — узбеками-шейбанидами, Аркук более ста лет переходил из рук в руки.
Особенно острой была борьба за присырдарьинские крепости между внуком Абулхаира Мухаммедом Шейбани и внуком Барак-хана, одним из правителей Казахского ханства, Бурындыком, длившаяся, с перерывами, сорок лет (1470—1510). Жители Аркука первыми во всей Степи перешли на сторону Мухаммеда, за что он даровал им освобождение от повинностей<ref name= "рузбихан">Фазлаллах ибн Рузбихан Исфахани Михман-наме-йи Бухара (Записки бухарского гостя) // пер. Р. П. Джалиловой. — М.: Восточная литература, 1976</ref>. За годы войны Аркук и другие крепости западного берега то выдерживали многомесячные осады, то вдруг сдавались без боя<ref name="учебник" />. Сторонам никак не удавалось достичь подавляющего превосходства. В результате, по договору, три присырдарьинских города — Сауран, Сыганак и Сузак — достались Казахскому ханству, а крепость Аркук и остальные важные укрепления в долине остались за шейбанидами<ref name="учебник" />. Наместником Аркука стал родной племянник Мухаммеда, Убайдулла-хан, — главный герой следующего поколения шейбанидов<ref>Шаблон:Книга</ref>.
На протяжении XVI века Аркук принадлежала тому, кто владел наиболее важным в тех краях городом — Ясы. Последнее упоминание крепости относится к 1581 году, когда Аркук захватил шейбанид Баба-султан, правнук Абулхаира, погибший, правда, в следующем году.
После смерти Баба-султана Аркук осталась под властью последнего шейбанида, бухарского султана, Абдуллы-хана II, много строившего в своих городах. Однако после смерти Абдуллы город Ясы «со всеми своими городами» перешёл под власть правителей Казахского ханства. Аркук стала «внутренней крепостью». Потеряв пограничное значение, крепость постепенно пришла в упадок. Вследствие Великих географических открытий одновременно пришла в упадок и торговля. Скорее всего, сильно пострадав в одной из многочисленных междоусобиц, происходивших в течение XVII века, крепость была заброшена.
Описание крепости
По описанию главного исторического свидетеля, Рузбихана<ref name="рузбихан" />, — персидского богослова, историка и путешественника, в составе войск Абулхаира посещавшего крепость в 1509 году, — домов в ней было немного, не было торговых лавок и базаров; крепость имела на удивление благоустроенный вид и была заметно больше, чем лежавший ниже её на 5-6 км Аккорган. Она была пограничной заставой, «началом крепостей»; через неё проходила дорога в другие присырдарьинские укреплённые города — Йаси, Сабрам, Сыгнак, Сызак и другие.
«Для каждого, кто из Бухары и Самарканда трогается в путь в область Туркестана, первым его местопребыванием является эта знатная крепость», — писал Рузбихан. При этом, под Туркестаном он понимал долину Сырдарьи и пастбища северного Каратау.
Крепость «унаследовала планировку домонгольских городищ, в большинстве своём округлых в плане», занимала около 7 Га, на которых проживало от 1 500 до 2 000 человек; имела башни, центральные ворота, была окружена рвом. Расцвет поселения пришёлся на время относительного могущества Узбекского ханства династии шейбанидов в середине XVI века. Караванный путь по западному берегу Сырдарьи, начинавшийся от Аркука, считался тогда безопасным. Окрестности крепости снабжались водой по широкой системе арыков, позволявших вести интенсивное земледелие<ref>Шаблон:Книга</ref>. По имени одного из учёных богословов позднего средневековья, — Мухаммад ибн Ахмад ибн Мухаммад ал-Аркуки, — можно предположить, что он был родом из Аркука, и что в Аркуке протекала и культурная жизнь<ref>Абсаттархаджи Дербисали Жизнь и духовное наследие отрарского ученого Кавам аддин ал-Иткани ал-Фараби ат-Туркистани // История в лицах. — Информационно-аналитический портал «IslamRF.ru», 31.08.2012.</ref>.
Вопрос локализации
О существовании Аркука учёные узнали из средневековых азиатских хроник, которые, в свою очередь, попали в научный оборот лишь в конце XIX века. Встал закономерный вопрос: о каком городе идёт речь, существует ли он под другим названием или исчез, как десятки других средневековых городов? Ещё в начале 1960-х годов вопрос о локализации сырдарьинских крепостей представлялся трудным, предлагались самые различные гипотезы. Местонахождение Аркука предполагали и в горах Каратау, и на правом берегу Сырдарьи<ref>Ахмедов, Б. А., Государство кочевых Узбеков // М.: Наука. — 1965. — С. 58</ref>, и на левом — напротив Отрара<ref name="учебник" /> или Саурана<ref name="рузбихан" />.
Известные археологи Е. И. Агеева и Г. И. Пацевич предложили отождествить крепость Аркук старинных рукописей с городищем Артык-Ата, расположенным в урочище Ак-Куль<ref>Агеева, Е. И., Пацевич, Г. И. Из истории оседлых поселений и городов Южного Казахстана // Труды ИИАЭ АН КазССР. — 1958. — т. V. — С. 3-215</ref>, некоторые источники поддерживают это предложение<ref>Шаблон:Из КНЭ</ref>. Другие учёные, возражая, что «подъёмный материал городища Артык-Ата кончается XII веком», предлагают отождествить Аркук с городищем Бозуктобе, расположенным неподалёку от урочища Ак-Куль; подъёмные материалы Бозуктобе датируются как раз XV—XVIII веками<ref name="байпак" />. Но окончательного ответа вопрос, видимо, не получил.