Астана (аэропорт)

Материал из Казахстанская Энциклопедии

Шаблон:Значения Шаблон:Карточка аэропорта

Междунаро́дный аэропо́рт «Астана́» (Шаблон:Lang-kk; Шаблон:Airport codes) — аэропорт города Астаны́, столицы Республики Казахстан. Один из крупнейших аэропортов в Казахстане, занимает в стране второе место по внутренним авиаперевозкам. Управляется структурой КТЖ «Airport Management Group».

Технические данные

Аэродром Астаны ― внеклассный, пригоден для эксплуатации всех типов воздушных судов без ограничения. Аэропорт располагает ВПП с асфальто-армобетонным покрытием длиной 3 километра 500 метров. Классификационное число ВПП (PCN) 79/F/C/X/T. Современная светосигнальная система ILS CAT III A позволяет совершать посадку ВС на взлетно—посадочной полосе при горизонтальной видимости до 200 метров и больше, а вертикальной — 15.

Пункты назначения и перевозчики

Шаблон:Airport-dest-list

Описание

Аэропорт города Астана, основанный еще в 1931 году как небольшой аэропорт для обслуживания малых самолётов, на сегодняшний день, спустя почти 80 лет, является одним из современнейших аэропортов на Евразийском континенте. Ежесуточно в аэропорту осуществляется до 40 вылетов в регионы ближнего и дальнего зарубежья.

Максимальная пропускная способность аэровокзала — 750 человек в час. Пропускная мощность терминала составляет порядка 600 тонн груза в сутки.

Аэропорт обслуживает 14 авиакомпаний, осуществляющих регулярные пассажирские рейсы, относящиеся к странам дальнего и ближнего зарубежья: Эйр Астана, SCAT, «Жетысу», «Евро Азия Эйр», Lufthansa, Etihad Airways, Austrian Airlines, Turkish Airlines, Узбекские авиалинии, Международные авиалинии Украины, Авиакомпания «Россия», Белавиа и другие. Ежегодно в аэропорту Астаны открываются новые маршруты.

Из столичного аэропорта осуществляются регулярные рейсы во все областные центры Республики Казахстан, а также в города СНГ: Москва, Ташкент, Новосибирск, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Киев, Минск, Бишкек, Оренбург, Красноярск. Также выполняются рейсы в города дальнего зарубежья: Франкфурт-на-Майне, Ганновер, Вена, Абу-Даби, Дубай, Стамбул, Анталья, Урумчи. В 2009 году аэропорт обслужил 1 349 000 пассажиров и обработал 5 011 тонн груза.

Аэропорт имеет сертификат соответствия СМК требованиям стандартов Республики Казахстан ИСО 9001-2001, сертификат соответствия СМК требованиям международных стандартов ИСО 9001:2008 и сертификат единого международного образца IQNet. Развитие аэропорта столицы проводится в соответствии с международными стандартами ИАТА (Международная ассоциация воздушного транспорта) и ИКАО (Международная организация гражданской авиации).

Сегодня аэропорт Астаны имеет возможность принимать все типы воздушных судов без ограничения. Столичный аэропорт сертифицирован IIIА категории международной организации гражданской авиации (ИКАО). Аэропорт принимает и выпускает воздушные суда на взлетно — посадочной полосе при горизонтальной видимости до 200 метров и больше, а вертикальной — 15.

С городом аэропорт связан автобусами и маршрутными такси, а также такси.

Пассажиропоток

2000  — 227 779[1]
2001  — 276 171[1]
2002  — 322 298[1]
2003  — 397 316[2]
2004  — 496 240[2]
2005  — 657 550
2006  — 834 299[3]
2007  — 1 171 000[3]
2008  — 1 316 000[3]
2009  — 1 309 000[3]
2010  — 1 620 000[3]
2011  — 1 984 000[3]
2012  — 2 303 143[4]
2013 — 2 609 431 [5]
2014 — 2 960 181 [5]

2015 — 3 366 560 [5]

Показатели

В 2014 аэропорт Астаны обслужил почти 3 млн пассажиров. Чистая прибыль составила 1,717 млрд тенге ($9 млн) [6]

История

История аэропорта берет своё начало с 1930 года, когда в 3-х км от г. Акмолинск (ныне Астана) был построен аэропорт. На его территории находилось поле в виде квадрата для взлета и посадки самолётов, саманный вокзал — 8 комнат с небольшим залом, домик для пилотов из двух комнат, подвальное бензохранилище, а также саманная маслогрейка (для подогрева масла и воды).

С 1 декабря 1931 года началось регулярное воздушное сообщение между Семеем и Акмолинском (День образования предприятия). В период паводков аэродром закрывался. Средством сообщения между городом и аэродромом была телефонная связь, паром (моста через Ишим не было), пешеходная тропа.

В первые годы воздушное движение носило эпизодический характер, в расписании указывалось: «Вылет самолёта в понедельник утром» или «в среду с восходом солнца». Перевозка пассажиров и почтовых грузов осуществлялась на самолётах: К-4, К-5, ПР-5, П-5, П-2.

В начале 1946 года в аэропорт Акмолинск на постоянное место базирования прибыло первое звено самолётов ПО-2. Звено принадлежало Карагандинскому авиапредприятию.

В конце 1947 — начале 1948 года на базе Акмолинского аэропорта формируется звено из 3-х приписных специалистов ПО-2, которое входило в состав авиаотряда, базирующегося в Караганде. Аэропорт Акмолинск оснащается по тем временам современным оборудованием, расширяется строительство — выстроен финский домик для радиостанции, три саманных домика и гараж. Штат обслуживающего персонала возрос до 40-50 человек. Аэропорт начинает принимать кроме легких типов самолётов и тяжелые — Ли-2. После удлинения ВПП в мае 1951 года впервые приземлился самолётИл-12, а позднее Ил-14. На базе звена в 1954 г. была образована авиаэскадрилья. Самолётный парк пополнился самолётами Як-12, Ан-2. В 1956 году аэропорт Акмолинск переходит на круглосуточную работу.

9 мая 1959 года был организован Акмолинский объединенный авиаотряд. В 1959 году Акмолинскому объединенному авиаотряду дополнительно были выделены самолёты АН-2, что позволило резко увеличить сеть местных воздушных линий. 16 октября 1960 года Акмолинскому аэропорту был присвоен третий класс.

В 1961 году были получены первые приписные самолёты ЛИ-2, которые начали регулярный полет по трассам на Степногорск и Костанай.

4 ноября 1963 года аэропорт Целиноград, бывший Акмолинск, принял первый самолёт Ил-18 в новом аэропорту в 18 км от города.

21 апреля 1969 года самолётный парк Целиноградского авиаотряда пополнился первым самолётом Ан-24. С получением самолётов АН-24 резко возрос объем перевозок как пассажиров, так и почты, груза. На собственном парке стали летать во многие города бывшего Советского Союза.

В 1975 году впервые приземлился самолёт Ту-154, с этого времени был открыт регулярный рейс на самолёте ТУ-154 по маршруту Алма-Ата — Целиноград — Москва и обратно.

Исторической вехой для авиаторов Акмолы (Астаны) является перенос столицы из Алма-Аты. В сжатые сроки начата и закончена реконструкция аэродрома: удлинена до 3500 м взлетно-посадочная полоса с искусственным покрытием, расширены рулёжные дорожки и перрон. Произведены замены светосистемы и радионавигационного оборудования, построено здание VIP, реконструирован аэровокзальный комплекс.

С 2002 по 2005 годы был осуществлен крупномасштабный международный проект реконструкции аэропорта. 2 февраля 2005 г. состоялось торжественное открытие здания нового пассажирского терминала аэропорта.

В настоящее время Международный аэропорт Астана имеет категорию Международной Ассоциации Гражданской Авиации — IIIА, а также принимает и обслуживает воздушные суда всех типов без ограничения взлетной массы — Ил-76, Ан-124, Б747-400F.

Примечания

Шаблон:Примечания

Ссылки

Шаблон:Commonscat-inline

Шаблон:Аэропорты Казахстана Шаблон:Rq
Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>