Асык

Материал из Казахстанская Энциклопедии

Файл:Shagai.jpg
Позиции асычек по старшинству, слева направо в порядке понижения статуса: айкур/алчы/алшы (верблюд), тай (конь), бук (козёл), чик/шик (баран)
Файл:Кыргыз ордосу.jpg
Памятник на площадке для игры в ордо в городе Ош
Файл:Chuko in stadium in Naryn.jpg
Дети играют в асычки на стадионе Нарына

Асык, альчик (Шаблон:Lang-kk, Шаблон:Lang-krc, Шаблон:Lang-ky, Шаблон:Lang-mn, сибтат. шағай, Шаблон:Lang-tg, Шаблон:Lang-tr, Шаблон:Lang-uz) — надпяточная кость (таранная кость) овцы (в основном баранов) и реже другого мелкого рогатого скота.

Асычки собираются и используются для игр и гадания в Центральной Азии, Монголии, Бурятии и некоторых других странах.

Волчьи альчики используются в качестве амулетов.

Игры в асычки

Игра в асычки довольно схожа с русской национальной игрой в бабки, главное отличие которой в том, что в ней используются в основном кости крупного рогатого скота, которые крупнее, чем асычки[1].

Асычки — одна из самых распространённых детских игр в Средней Азии. Играют в неё в тёплое время года набором асычек и реже альчиков (коленных суставов овец). Суставы предварительно вывариваются или берутся из употреблённой в пищу баранины. Обычно каждый игрок имеет свой набор асычек, но допускается использование общего набора при индивидуальных битах. Простые асычки иногда раскрашиваются в разные цвета, они ценятся в зависимости от своего размера и веса и имеют разные названия. Главный асык, «сака» (обычно это альчик большого размера) имеет наибольшую цену. "Сака" обычно берется из невареных суставов, потому что в процессе варки кость теряет в массе, что плохо отражается на ударной силе. Для большей устойчивости «сака» обычно заливается свинцом. А у ханских и султанских детей, «сака» заливался даже золотом[1].

Асычки расставляются в ряд. Игрок бросает с расстояния нескольких метров асык-биток, которым нужно выбить другие асыки из кона (круга). Также необходимо, чтобы биток стал в определённую позицию (см. на илл.)[1].

Игра в асычки развивает глазомер ребёнка, вырабатывается ловкость[1].

Файл:Кажык. Во время игры.JPG
По-тувински "кажык". Во время игры. Республика Тыва

Есть ещё и другие детские игры с использованием этих костей. Например, в одной из них один игрок берёт в обе ладони сложенные чашей большое количество костей и рассыпает их на пол. Одна из костей при этом главная (хан, обычно она другого цвета), если она выпала в положение "алчы" (старшее из четырёх возможных положений) то игроки (двое или более) сразу нарасхват загребают себе побольше костей. При другом положении главной кости игроки выигрывают кости стараясь попасть одной костью ("стреляют" ею одним пальцем) в другую находящуюся в таком же положении не задев при этом другие кости (этим игра немного похожа на игру в бирюльки). При удачном ходе игрок забирает себе ту кость в которую попал и продолжает играть, при неудачном ходе (задел другую кость или не попал в кость с таким же положением) ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот игрок кто набрал большее количество костей.

Для самых маленьких детей существует очень простая игра "Хан талапай" (Ограбление хана). Между детьми, сидящими в круг, высыпается куча асыков и произносится команда "Хан талапай", по которой дети стремятся заграбастать из кучи большее количество асыков. После этого ведется подсчет асыков у каждого ребенка, таким образом, игра помогает обучению детей счету.

В Бурятии игра в кости (альчики) называется «Шагай наадан», где ежегодно на национальные праздники Сагаалган и Сурхарбаан проводятся турниры по древней игре.

Использование в музыкальных инструментах

Асычки помимо игр и гадания используются также как часть музыкальных инструментов. Например в казахском национальном музыкальном инструменте жетыген (на илл.), схожем с монгольским ятга, асыки используются в качестве передвижных порожков для струн.

Асыки в культуре

В казахской сказке "Алтын сака" (Золотой биток) ведьма Жалмауыз-кемпир, желая отобрать сына у бая, забирает у него золотой биток, за которым впоследствии приходит мальчик.

Примечания

Шаблон:Примечания

Литература

  • Ed. S. Badamkhatan, БНМАУ-ын угсаатны зүй (Этнография МНР), 1987 г. Улан-Батор, стр. 365-368

Ссылки


Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>