Барковский, Сергей Дмитриевич

Материал из Казахстанская Энциклопедии

Шаблон:Однофамильцы Шаблон:Кинематографист Серге́й Дми́триевич Барко́вский (14 декабря 1963, Алма-Ата) — российский актёр театра и кино, Заслуженный артист России (2005).

Биография

Детство, юность и студенчество

Сергей Барковский, заслуженный артист России, родился 14 декабря 1963 года в Алма-Ате. Правда этот город, по признанию самого Сергея, он совсем не помнит, поскольку уже в три года его увезли на Украину, в город Николаев.

По окончании школы, Сергей Барковский отправился в Ленинград — поступать на философский факультет ЛГУ. На философском факультете тогда было два отделения: собственно философский и научного коммунизма. Сергей выбрал второй — ведь чтобы построить то самое «светлое будущее», надо было этому сначала научиться! Единственный момент смущал будущего «строителя коммунизма» — по его убеждению, чтобы получить настоящую жизненную практику, для начала необходимо было отслужить в армии…

Успешно пройдя экзамены, Сергей подошёл к последнему — испанскому языку. Его надо было сдать обязательно на «отлично», что собственно и произошло. И тут… Неожиданно для преподавателей Сергей попросил их поставить ему четвёрку. Свою просьбу он объяснил желанием служить в армии, мол армия — это квинтэссенция жизни, бесценный опыт, школа жизни и т. д. Преподаватели были в полном шоке, — такие заявления в самый разгар Афганской кампании! Кончилось все тем, что преподаватели САМИ стали уговаривать его поступить в университет! Уговорили… «А через год, — признается Сергей, — пообщавшись с моими однокашниками, которые отслужили и знали что это такое на самом деле — армия, понял, что правы были те преподаватели».

Сергей Барковский рассказывает: «Мне повезло — я попал на очень творческий курс философского факультета, что редкость, в отличие от технарей. Философы обычно — одиночки. всё же мудрецы! Все — в своем мире. А здесь — все люди подобрались — открытые, творческие. У нас были и музыканты, и художники, и поэты… Каждый второй писал стихи! Каждый четвёртый — приличные! Мы издавали сборники, за которые иногда нам попадало. Газету издавали. „Зебра“ называлась…» В 1986 году он с отличием окончил философский факультет ЛГУ. Параллельно работал в Молодёжном театре на Фонтанке, Театре на Литейном, Александринском театре, Интерьерном театре, Театре Реального Искусства, театре «Старый Петербург» и других. В 1992 году окончил с отличием курс профессора М. В. Сулимова в ЛГИТМиКе по специальности режиссура и актёрское мастерство и присоединился к труппе Молодёжного театра на Фонтанке.

Университет Сергей окончил с отличием. Затем около года преподавал философию в ЛВИМУ им. Макарова, готовясь к поступлению в аспирантуру, но… неожиданно решил круто изменить свою жизнь.

Призвание

Тягу к актерской профессии Сергей ощутил ещё будучи студентом. При университете существовал самодеятельный театр. Под руководством режиссёра Игоря Борисова ребята ставили различные спектакли, капустники. Сергей вспоминает: «Все это меня так „зажгло“ — я ощущал некий подъём, воодушевление. Мне не столько нравилось выходить на сцену — сколько существовать на ней. Чувствовать особую реальность, каждым нервом ощущать Правду. И тогда я понял, что мне дано заниматься этим делом».

После окончания университета Сергей некоторое время параллельно с преподавательской деятельностью занимался в полупрофессиональной студии, которую вел Вадим Сергеевич Голиков, руководитель театра Комедии. А когда Голиков стал набирать курс в ЛГИТМиКе, Сергей Барковский пошёл к нему учиться.

Проучившись полтора года у Голикова, Барковский перешёл на курс Мара Владимировича Сулимова. Он вспоминает: «У этого мастера была мощная школа! Если вы прочитаете книгу „Посвящение в режиссуру“ — вы поймете что это такое — Школа Сулимова. В этой книге, которую мы издали с моим однокурсником, Александром Синотовым, собраны все брошюры Сулимова, которые он писал для студентов. О началах режиссуры, на мой взгляд, мало кто так писал. Станиславский, Кнебель… На пальцах одной руки можно сосчитать…»

Именно Сулимов сделал из несостоявшегося философа настоящего актера. Ещё учась в институте Сергей Барковский сыграл множество интересных ролей, среди которых: князь Мышкин в спектакле по роману Ф. Достоевского «Идиот», Дон Хуан в спектакле по пьесе Жуховицкого «Последняя женщина сеньора Хуана», Сильченко в спектакле по рассказам В. Шукшина «Штрихи к портрету», Мозгляков в спектакле «Дядюшкин сон», Войцек в спектакле по пьесе Бюхнера «Войцек». Своими работами Барковский уже тогда заслужил признание специалистов. Сам Сулимов говорил: «Даже если Барковский играет плохо — он играет хорошо!»

Институт Сергей Барковский окончил с двумя дипломами — актёрским и режиссёрским. Причём оба диплома — красные!

Театр

Институт Сергей Барковский окончил в 1992 году. И в том же году он был принят в труппу Молодёжного театра на Фонтанке. В это трудное для России время, когда страну потрясали политические и экономические кризисы, Барковский не опустил руки. Вместе со своим однокурсником Сергеем Егоровым они написали пьесу-фантазию на тему восточных сказок, которая называлась «Калиф-аист». Чтобы хоть как-то просуществовать, они ездили с этой сказкой по детским садикам и школам.

Позже Барковский восстановил этот спектакль, который «оброс» деталями, нюансами. А в 1996 году на фестивале спектаклей для детей «Банановая рыба» в Таллинне работа Барковского была отмечена премией «За лучшую мужскую роль».

В Молодёжном театре Барковский работает и по сей день. Актёр необыкновенно популярен у питерских театралов. Его любят за прекрасные, глубокие образы, создаваемые на сцене с присущим ему умом, любовью и виртуозностью настоящего мастера. Диапазон ролей, доступных артисту, необычайно широк. В его репертуаре: «Ночь ошибок» (Сэр Чарльз Марлоу), «Двенадцатая ночь, или что угодно» (Сэр Тоби Белч), «Стакан воды» (Болингброк), «Касатка» (Абрам Желтухин), «Дни Турбиных» (Алексей Турбин), «Жаворонок» (Король Карл), «Три сестры» (Чебутыкин) и многие другие.

Одновременно с работой в Молодёжном театре Барковский выступает на сценах других театров. Так в театре «Русская антреприза» им. А.Миронова актёр играл Джорджа Райли в спектакле «Входит свободный человек», играет Павла Прохоровича в спектакле «Шутники» и Онуфрия в «Днях нашей жизни». Роль артиста в «Шутниках» была признана лучшей мужской ролью Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит», за роль Онуфрия артист награждён премией имени Евгения Лебедева (2011). Был Барковский задействован в спектаклях: Театра комедии им. Н. Акимова («Призраки», роль — Паскуале Лойяконо), Творческого объединения «Арт Питер» («Картины из жизни девицы Любови Отрадиной», роль — Актёр Шмага; «Я должен убрать президента», роль — Франсуа Пиньон; «Месье Амедей», роль — Кюре Жозеф), Пушкинского театрального центра («История села Горюхина», «Авдей Флюгарин», «Жуковский. Прощание»), Петербургского экспериментального театра («Тореро», роль — Маркос-импресарио), Театральной компании «Антика» («Флорентийская трагедия», роль — Купец Симоне).

За свои работы Сергей Барковский неоднократно награждался престижными театральными премиями. Особо стоит отметить Премию имени Смоктуновского (актёра, являющегося кумиром Сергея Барковского) за исполнение роли Карла в спектакле Молодёжного театра на Фонтанке «Жаворонок». 8 марта 2011 года артисту присуждена первая Российская национальная актёрская премия имени Андрея Миронова «Фигаро».

Кино

В отличие от театра в кино у Сергея Барковского достижения гораздо скромнее. И это несмотря на то, что снимается актёр очень много. Сам актёр объясняет это так: «Для кино я „темная лошадка“, поэтому, видимо, мне и достаются роли маленьких людей, неудачников. Если в театре я играю разные характеры, разный возраст, темперамент, то в кино, и особенно в сериалах, — почему-то однотипных героев. То ли потому что камера видит „однозначнее“, то ли потому что выбор актеров очень большой. Может, кинорежиссёрам удобнее определённость».

Зрители знают актёра по ролям в фильмах и сериалах: «Летающий пистолет» из серии «Ниро Вульф и Арчи Гудвин» (Фредерик Веплер), «Бедный, бедный Павел» (доктор Роджерсон), «Бандитский Петербург» (Либман), «Улицы разбитых фонарей» (стукач Степаныч), «Спецотдел» (Доре), «Три цвета любви» (Прохоров), «Сестры» (Гоша), «Брежнев» (Горбачев) и другим.

Одна из ярких ролей актёра — профессор Зверев в молодёжной комедии «Тронутые». Как признается сам актёр: «От работы в проекте я получил особенное удовлетворение. Во-первых, роль интересная: декан абсолютно живой человек, что принципиально важно. Он не номинальная функция, а личность со всеми своими плюсами и минусами, сложностями, противоречиями. С одной стороны, мой герой фигура сильная. Он декан факультета, руководитель и, в силу своего служебного положения, не может быть иным. С другой стороны, как личность он слабый, временами нелепый, с массой комплексов. Этот образ узнаваем. У него своя судьба и здесь есть, что играть. К тому же, „Тронутые“ — это молодёжный сериал, чего у нас мало. Конфликт поколений вечная тема, когда не возникает некой „сцепки“ между людьми разных возрастов и мировоззрений. Эта тема мне близка, потому что у меня есть сын примерно такого же возраста как и герои сериала и я чувствую, сколько требуется внутренних затрат, чтобы найти с ним взаимопонимание. Нынешнее поколение очень резко рвануло вперед. И эта тема тоже находит своё развитие в фильме».

Признания и награды

  • 1996, Фестиваль спектаклей для детей «Банановая рыба», Таллинн, премия в номинации «Лучшая мужская роль», спектакль «Калиф-аист» (Театр «Комедианты»);
  • 1999, Фестиваль «Театр без границ», Магнитогорск, премия в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» (Абрам Желтухин, спектакль «Касатка», Молодёжный театр на Фонтанке);
  • сезон 1999—2000 «Золотой Софит», номинация «Лучшая мужская роль второго плана» — за роль Алексея Турбина в спектакле С. Я. Спивака «Дни Турбиных» (Молодёжный театр на Фонтанке);
  • сезон 2000—2001 «Золотой Софит», номинация «Лучшая мужская роль» — за роль Карла в спектакле С. Я. Спивака «Жаворонок» (Молодёжный театр на Фонтанке) и за роль Сганареля в спектакле «Дон Жуан» Г. Тростянецкого (Александринский театр);
  • 2000, Международный театральный фестиваль на Волге «С Россией в XXI век», Тольятти, — диплом за исполнение роли Желтухина в спектакле «Касатка», (Молодёжный театр на Фонтанке);
  • 2001, Санкт-Петербург, общество «Театрал», — приз зрительских симпатий за роль Желтухина в спектакле Молодёжного театра на Фонтанке «Касатка»;
  • 2001, Межрегиональный фестиваль «Рождественский парад», Санкт-Петербург, — премия за исполнение роли Франсуа Пиньона в спектакле «Я должен убрать президента» (Творческое объединение «Арт-Питер»);
  • 2002, Московский международный телевизионно-театральный фестиваль «Молодость века», — премия благотворительного общественного фонда содействия театру и телевидению «Маски» им. И. М. Смоктуновского — за исполнение роли Карла в спектакле Молодёжного театра на Фонтанке «Жаворонок»;
  • 2003, Фестиваль моноспектаклей «Монокль», Санкт-Петербург, — 1-я премия за моноспектакль «История села Горюхина», Пушкинский театральный центр, режиссёр А. Андреев;
  • 2005, Фестиваль моноспектаклей «Монокль», Санкт-Петербург, — 2-я премия за моноспектакль «Авдей Флюгарин» (по произведениям Ф. Булгарина), Пушкинский театральный центр, режиссёр А. Андреев;
  • В апреле 2005 года Сергею Барковскому присвоено звание Заслуженного артиста России[1];
  • 2006, Фестиваль моноспектаклей «Вiдуння», Киев, — гран-при за спектакль «История села Горюхина»;
  • сезон 2005—2006 «Золотой софит», Победитель в номинации «Лучшая мужская роль в драматическом театре» за роль Павла Прохоровича Оброшенова в спектакле «Шутники» в постановке Ю. Цуркану, Театр Русская антреприза им. Андрея Миронова.

Творчество

Роли в театре

В спектакле «Волшебный полёт над Багдадом» (1998) выступил в качестве режиссёра-постановщика.

Фильмография

Шаблон:ВФильмеВерх Шаблон:ВФильме Шаблон:ВФильме Шаблон:ВФильме Шаблон:ВФильме Шаблон:ВСериале Шаблон:ВФильме Шаблон:ВФильме Шаблон:ВСериале Шаблон:ВСериале Шаблон:ВСериале Шаблон:ВФильме Шаблон:ВСериале Шаблон:ВСериале Шаблон:ВкФильме Шаблон:ВСериале Шаблон:ВФильме Шаблон:ВСериале Шаблон:ВФильме Шаблон:ВСериале Шаблон:ВСериале Шаблон:ВФильме Шаблон:ВФильме Шаблон:ВФильме Шаблон:ВСериале Шаблон:ВФильме Шаблон:ВСериале Шаблон:ВСериале Шаблон:ВСериале Шаблон:ВСериале Шаблон:ВСериале Шаблон:ВСериале Шаблон:ВФильме Шаблон:ВФильме Шаблон:ВСериале Шаблон:ВСериале Шаблон:ВСериале Шаблон:ВФильме Шаблон:ВФильме Шаблон:ВСериале Шаблон:ВСериале Шаблон:ВФильме Шаблон:ВСериале Шаблон:ВСериале Шаблон:ВСериале Шаблон:ВСериале Шаблон:ВСериале Шаблон:ВСериале Шаблон:ВСериале Шаблон:ВФильме Шаблон:ВСериале Шаблон:ВСериале Шаблон:ВФильме Шаблон:ВФильме Шаблон:ВФильме Шаблон:ВСериале Шаблон:ВФильме Шаблон:ВСериале Шаблон:ВСериале Шаблон:ВФильме Шаблон:ВСериале Шаблон:ВСериале Шаблон:ВСериале Шаблон:ВСериале Шаблон:ВСериале Шаблон:ВСериале Шаблон:ВФильме Шаблон:ВСериале Шаблон:ВСериале Шаблон:ВФильме Шаблон:ВСериале Шаблон:ВСериале Шаблон:ВФильме Шаблон:ВФильме Шаблон:ВСериале Шаблон:ВСериале Шаблон:ВСериале Шаблон:ВСериале Шаблон:ВФильме Шаблон:ВСериале Шаблон:ВСериале Шаблон:ВСериале Шаблон:ВФильме Шаблон:ВСериале Шаблон:ВФильме Шаблон:ВСериале Шаблон:ВСериале Шаблон:ВСериале Шаблон:ВСериале Шаблон:ВСериале Шаблон:ВФильме Шаблон:ВСериале Шаблон:ВСериале Шаблон:ВСериале Шаблон:ВФильме Шаблон:ВФильме Шаблон:ВФильмеНиз

Примечания

Шаблон:Примечания

Ссылки


Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>