Басманов, Павел Иванович

Материал из Казахстанская Энциклопедии

Шаблон:Однофамильцы Шаблон:Художник Па́вел Ива́нович Басма́нов (Шаблон:Сс3[1][2][3], Акмолинск, Акмолинская область (Российская империя)[4] — 5 сентября 1993, Санкт-Петербург, Российская Федерация) — русский советский художник, книжный график.

Биография

Родился в зажиточной крестьянской семье, торговавшей мануфактурой. Родители — Иван Осипович Басманов (Иртанов), мать — Ольга Борисовна Меншикова. Спасаясь от коллективизации, семья часто меняла место жительства: Горный Алтай, Бийск, Петровск-Забайкальский, где родители умерли от тифа. Младший брат П. И. Басманова — Михаил Иванович Басманов (1918—2006), поэт, переводчик с китайского языка, дипломат.

Детство провёл в селе Баталово Шипуновского района Алтайского края.

В 1920—1922 гг. учился в Алтайских губернских художественно-технических мастерских в Барнауле. Среди своих педагогов отмечал М. И. Курзина.[5].

В 1922 году уехал из Барнаула и поступил в Ленинградский государственный художественно-промышленный техникум, который окончил в 1927 году.

В 1928 году женился на художнице Наталье Георгиевне Ланг.

С 1929 года начал работу в детской книге, первая книга — Г. Куклин «Игренька» была издана в Детгизе, у В. В. Лебедева.

В 1927 году вступил в общество «Четыре искусства». Работы П. И. Басманова конца 1920-х годов внешне стилизованы под работы художников круга «Мир искусства».

С 1930 года начал заниматься живописью и «изучать законы современного искусства» под руководством художника В. В. Стерлигова, ученика К. С. Малевича. Хотя П. И. Басманов никогда не знал К. С. Малевича, но через общение со Стерлиговым воспринял понимание его теории. Под влиянием Стерлигова и его серий "Мужики", "Снопы", в творчестве П. И. Басманова в середине 1930-х появился своего рода «крестьянский цикл» (серия «Прогулка»). В послевоенные годы Басманов продолжал развивать этот же мотив в своих работах.

В 1932 году вступил в общество «Круг художников» и в Ленинградское отделение Союза советских художников (ЛОССХ). С этого года дружит с художниками Н. Д. Емельяновым, Ю. А. Сырневым, Т. И. Певзнером.[6]

Знакомится с поэтом Михаилом Кузминым, входит в его круг, с художниками Юрием Юркуном, Ольгой Гильдебрандт, искусствоведом В. Н. Петровым, дружбу с которым сохраняет до конца его жизни.

В середине тридцатых ездит с женой летом на этюды в Новгород, на озеро Ильмень, в Череповец, на Селигер. Работает в станковой графике.

27 декабря 1934 года был арестован по «делу группы пластического реализма», в которую входили В. М. Ермолаева и В. В. Стерлигов. Постановлением НКВД от 13 марта 1935 года следствие в отношении Басманова было прекращено[7].

В 1935 году участвует в Первой выставке ленинградских художников в Русском музее.

В 1938 году — рождение дочери, Марианны Павловны Басмановой.

В 1940 году работает над книжными иллюстрациями к роману А. Н. Толстого «Хождение по мукам» и к «Повестям» Вс. Иванова.

21 февраля 1940 года - первая персональная однодневная выставка, т.н. «самоотчёт» , в Малом зале ЛОСХ.[8]

Участник Великой Отечественной войны. Идёт на войну добровольцем, направлен в Школу младшего комсостава в пос. Рыбацкое под Ленинградом. Остаётся в Ленинграде. В декабре 1941 года, пережив голод, в тяжёлом состоянии (дистрофия) находится в госпитале, по выходе из него отправлен на Ленинградский фронт. Служил в разведке, работал шифровальщиком при штабе дивизии в пехоте, прошёл через Польшу, дошёл до Берлина. Демобилизован в сентябре 1945 года, вернулся к семье в Ленинград.

В 1946 году вернулся к творческой работе, возобновил творческое общение с В. В. Стерлиговым.

В 1954-1966 гг. работает консультантом на фабрике беловых товаров «Светоч».

С 1950 года и до конца жизни занимается общими выставками в ЛОСХ (отбор работ, развеска). Работает над экспозициями персональных выставок Н. А. Тырсы, Н. И Альтмана, Д. И. Митрохина, А. Ф. Пахомова, А. С. Ведерникова и многих других. Становится признанным мастером экспозиции среди ленинградских художников. Знакомится с П. В. Кузнецовым, показывает ему свои работы, посещает его в Москве. Дружит с коллекционерами И. Г. Сановичем и Б. Н. Васильевым.

С 1959 года ездит в подмосковный дом творчества «Челюскинская», там начинает работу в офорте, с этого времени работает в этой технике, печатает ряд цветных и черно-белых монотипий.

На протяжении почти всей жизни работал в книжной графике. Неоднократно избирался в бюро графической секции Союза художников. Участник многих городских и всесоюзных выставок. В 1970-х гг. музеи — ТГТ и ГРМ , а также музеи Барнаула, Саратова, Тюмени, Тулы, Ярославля — начинают приобретать работы художника.

В 1983 году в ГМИИ им. Пушкина проходит первая персональная выставка работ художника (куратор Е. С. Левитин). О его творчестве пишут В. Н. Петров, Е. С. Левитин, И. В. Голицын. В последние десятилетие жизни окружён молодыми художниками, искусствоаедами, с которыми делится своими знаниями и которым помогает в работе.

5 сентября 1993 года умер в Санкт-Петербурге.

Творчество

Наибольшую известность принесли художнику серии акварельных работ «Старая Сибирь» (1931—1934) и «Прогулка» (1931—1937), которые считаются лучшими в его творчестве. Их особенность заключается в том, что во всех акварелях варьируется одна и та же избранная художником тема; сохраняется она и в его работах последующих лет.Шаблон:Начало цитатыБасманов сохранил зрительную концепцию настоящего деревенского жителя… берёт очень скромные сюжеты, чтобы довести их до максимального выражения живописи.Шаблон:Конец цитатыШаблон:Начало цитатыСочетание воспоминаний бабушкиного сибирского старинного сундука, из которого вынимались и показывались маленькому Павлу Ивановичу Басманову фамильные ценности, с формой человеческой фигуры, трактованной К. Малевичем в условном обобщении, пришедшей к Басманову через занятия и общение с В. В. Стерлиговым, создали своеобразную смесь современного со старинно-народным.Шаблон:Конец цитаты Свою принципиальную позицию в искусстве П. И. Басманов определял так: «идти к искусству через религию»[9].

Работы П. И. Басманова хранятся, преимущественно, в собраниях Государственного Русского музея, Государственного музея «Царскосельская коллекция», а также в частных собраниях Б. Н. Васильева (Санкт-Петербург) и М. П. Басмановой (Санкт-Петербург).

Книжная иллюстрация[10]

Семья

Брат — Басманов, Михаил Иванович (1918—2006) — поэт, известный дипломат. Автор многочисленных переводов китайской поэзии на русский язык.
Жена — Наталия Георгиевна Басманова, урожд. Ланг (1906—2000), художник детской книги.
Дочь — Марианна Павловна Басманова (род. 20 июля 1938[11]), художник детской книги.


Примечания

Шаблон:Примечания

Ссылки

Источники

  • В круге Малевича: Соратники, ученики последователи в России 1920-х-1950-х: Каталог выставки / Гос. Русский музей. — СПб., 2000. — С. 325—329.
  • Шаблон:Книга
  • Мурина Е. Басмановская Россия // Русская галерея. — (М.), 2000. — № 1/2.
  • Шаблон:Статья
  • Шаблон:Книга
  • Павел Иванович Басманов: Каталог выставки / Гос. Русский музей. — СПб., 1996.
  • Спицына Е. О Басмановых // Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда. — Experiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. (LA, USA), 2010. — № 16, Ч. 2. — С. 470—473 (и по именному указателю).
  • Стерлигов В. О Павле Басманове. Там же. Ч.1.-С.273.
  • Павел Иванович Басманов. Акварель, рисунок. Каталог выставки.. Составитель М. П. Басманова. СПб, Центральный выставочный зал "Манеж", 2000.
  • Поставангард. СПБ, 2013. С. 11-12, 80-96,
  • Козырева, Н. М. Басманов Павел Иванович //Страницы памяти. Справочно-биографический сборник. 1941-1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников — ветераны Великой Отечественной войны. Кн.1. СПб: Петрополис, 2014. С.93-95.


Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>