Евразийский экономический союз
Материал из Казахстанская Энциклопедии
Шаблон:Не путать Шаблон:Об Шаблон:Карточка Евразийский экономический союз (сокр. ЕАЭС[1]Шаблон:Rp или ЕврАзЭС[2][3], Шаблон:Lang-hy, Шаблон:Lang-be, Шаблон:Lang-kk, Шаблон:Lang-ky) — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учреждённая Договором о Евразийском экономическом союзе[1]Шаблон:Rp[4][5]. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.
Содержание
Состав
Государства-члены
(в хронологическом порядке вступления)
- Шаблон:Флагификация (с 1 января 2015 года).
- Шаблон:Флагификация (с 1 января 2015 года).
- Шаблон:Флагификация (с 1 января 2015 года).
- Шаблон:Флагификация (со 2 января 2015 года).
- Шаблон:Флагификация (с 12 августа 2015 года).
В настоящее время количество стран-членов увеличилось по сравнению с количеством стран, первоначально подписавших договор. Расширение Евразийского экономического союза имеет перспективу.
Председательство
Каждый год председателем союза избирается страна-участница союза. В 2015 году председательство было предложено Белоруссии.[6]
Год | Страна | Глава страны | Главные события в объединении |
---|---|---|---|
2015 | Шаблон:Флагификация | Александр Лукашенко | Вступление Кыргызстана |
2016 | Шаблон:Флагификация | Нурсултан Назарбаев | Зона свободной торговли с Вьетнамом |
2017 | Шаблон:Флагификация[7] | Алмазбек Атамбаев | |
2018 | Шаблон:Флагификация |
Зона свободной торговли
- Шаблон:Флагификация — соглашение подписано 29 мая 2015 года. Вступило в силу через 60 дней после ратификации в соответствии с национальным законодательством всеми странами ЕАЭС и Вьетнамом[8]. Закон о ратификации соглашения о ЗСТ был подписан 2 мая 2016 года Президентом России Владимиром Путиным[9]. 31 мая закон о ратификации соглашения о ЗСТ подписал президент Белоруссии Александр Лукашенко, 2 июня — президент Киргизии Алмазбек Атамбаев.
На стадии переговоров
- Шаблон:Флагификация — заявка подана 27 мая 2015 года.[10]
- Шаблон:Флагификация — 1 апреля 2016 года Россия и Таиланд начали переговоры о создании зоны свободной торговли.[11]
- Шаблон:Флагификация — переговоры начались в 2015.[12]
- Шаблон:Флагификация — начнёт стадию переговоров о зоне свободной торговли и возможном вступлении с осени 2016 года.[13][14]
- Шаблон:Флагификация — ведет переговоры о создании ЗСТ с ЕАЭС[15]
Выразили интерес
- Шаблон:Флагификация[16]
- Шаблон:Флагификация[17]
- Шаблон:Флагификация[18]
- Шаблон:Флагификация[19]
- Шаблон:Флагификация[20]
- Шаблон:Флагификация[21]
- Шаблон:Флагификация[22]
- Шаблон:Флагификация[23]
- Шаблон:Флагификация[24]
- Шаблон:Флагификация[25]
- Шаблон:Флагификация[26][27]
- Шаблон:Флагификация[28]
- Шаблон:Флагификация[29]
Порядка 50 стран выразили желание сотрудничать с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). Об этом заявил глава Министерства иностранных дел России Сергей Лавров, выступая на «правительственном часе» в Государственной думе РФ.[31]
Перспективы
Еще до учреждения ЕАЭС президентом России Владимиром Путиным была выдвинута идея большой Европы «от Лиссабона до Владивостока». С самого создания союза важной частью его развития считалось его сопряжение с китайской инициативой «Один пояс и один путь», призванной связать Китай с ЕС. В ходе саммита Россия-АСЕАН в Сочи Путин выдвинул предложение о сопряжении ЕАЭС, АСЕАН и ШОС[32] («интеграции интеграций»). По мнению экспертов, возможно присоединение России или ЕАЭС ко Всестороннему региональному экономическому партнерству[33]. На Петербургском международном экономическом форуме-2016 в июне 2016 года Путин предложил создать большое партнерство в Евразии[34], в которое могли бы войти ЕАЭС, Китай, Индия, Пакистан, Иран и другие государства континента, а также анонсировал начало переговоров по созданию партнерства между ЕАЭС и КНР. На том же мероприятии президент Казахстана Нурсултан Назарбаев призвал создать форум ЕАЭС-ЕС[35]. Таким образом, ЕАЭС позиционирует себя как ядро континентальной интеграции.
Хронология
Шаблон:График интеграции ЕАЭС |
1994 год
В ходе первого официального визита в Россию, 29 марта 1994 года, в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев впервые выступил с идеей формирования Евразийского Союза на основе единого экономического пространства и совместной оборонной политики.Назрела необходимость в переходе на качественно новый уровень взаимоотношений наших стран на основе нового межгосударственного объединения, сформированного на принципах добровольности и равноправия. Таким объединением мог бы стать Евразийский Союз. Он должен строиться на иных, чем СНГ, принципах, ибо основу нового объединения должны составить наднациональные органы, призванные решать две ключевых задачи: формирование единого экономического пространства и обеспечение совместной оборонной политики.[36]
2010 год
После того, как в июле 2010 года вступили в силу договорённости о создании Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в декабре того же года на саммите ЕврАзЭС было достигнуто соглашение о создании Евразийского экономического союза на базе Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России.
2011 год
19 октября главы стран Евразийского экономического сообщества приняли решение о присоединении Киргизии к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана.[37]
18 ноября в Москве президент России Дмитрий Медведев, президент Белоруссии Александр Лукашенко и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписали[38][38][39] документы следующего этапа интеграции:
- Декларацию о Евразийской экономической интеграции;
- Договор о Евразийской экономической комиссии;
- Регламент работы Евразийской экономической комиссии.
В Декларации о Евразийской экономической интеграции заявляется о переходе с 1 января 2012 года к следующему этапу интеграционного строительства — Единому экономическому пространству, основанному на нормах и принципах Всемирной торговой организации и открытому на любом этапе своего формирования для присоединения других государств. Конечная цель — создание к 2015 году Евразийского экономического союза. В настоящее время сторонами разрабатывается проект нового основополагающего документа — Договора о Евразийском экономическом союзе[40]. Договор должен быть подготовлен до 1 мая 2014 года[41].
2012 год
С 1 января 2012 года на территории трёх стран-участниц Таможенного союза ЕврАзЭС начало действовать Единое экономическое пространство (ЕЭП), сформированное для создания условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения. В полной мере интеграционные соглашения ЕЭП, принятые 18 ноября 2011 года, начали работать с июля 2012 года.
В феврале 2012 года председатель Госдумы РФ Сергей Нарышкин заявил, что вслед за созданием Таможенного союза и формированием Единого экономического пространства государства-партнёры намерены приступить к созданию наднационального — Евразийского — парламента, а Таможенный союз и Единое экономическое пространство станут базой для формирования будущего Евразийского союза[42].
15 февраля вступил в силу первый технический регламент Таможенного союза ТР ТС 006/2011 «О безопасности пиротехнических изделий».[43]
20 марта С. Нарышкин заявил, что «Евразийская межпарламентская ассамблея, которая придёт на смену межпарламентской ассамблее ЕврАзЭС, должна разрабатывать основы законодательства в базовых сферах правоотношений, а в перспективе стать полноценным евразийским парламентом», «наделённым законодательными и контрольными полномочиями по аналогии с Европарламентом и формируемым на основе прямых демократических выборов».
17 мая С. Нарышкин заявил о том, что Россия, Белоруссия и Казахстан организовали рабочую группу для формирования парламента будущего Евразийского союза. К продвижению этой инициативы в Минске и Астане подключилась председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко.
Инициативы руководителей палат российского парламента, однако, не получили ожидавшегося ими отклика у парламентариев Казахстана и Белоруссии. 13 сентября на заседании рабочей группы по вопросам парламентского измерения Евразийской экономической организации представители Казахстана — председатель комитета Мажилиса по международным делам, обороне, безопасности Маулен Ашимбаев и секретарь НДП «Нур Отан» Ерлан Карин — призвали не спешить с «политической составляющей» и сосредоточиться на экономических вопросах интеграции, поскольку любые интеграционные проекты возможны только «при условии соблюдения главного принципа — уважения суверенитета государств-участников». Именно по этой причине казахстанская сторона назвала преждевременной подготовку проекта меморандума о концепции межпарламентского органа и отказалась от каких-либо политических заявлений[44].
19 декабря 2012 года, советник президента России Сергей Глазьев, заявил о том что вопрос о введении единой валюты в рамках Евразийского Экономического Союза обсуждался несколько раз, однако положительного решения пока нет[45]. Далее он сделал следующее заявление: Шаблон:Начало цитаты В рамках Таможенного союза естественно происходит доминирование рубля. …
Если мы исключим доллар и евро, в которых пока ещё ведутся расчёты в основном по энергоносителям, вес рубля во взаимной торговле трёх государств составляет около 90 % [45]. Шаблон:Конец цитаты
2013 год
3 сентября, по итогам переговоров на высшем уровне президентов России и Армении, президент Республики Армения Серж Саргсян заявил о решении его страны вступить в Таможенный союз.
16 сентября председатель комитета Госдумы России по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий, выступая на пресс-конференции, в очередной раз озвучил планы по созданию евразийского парламента, положение о котором, по словам чиновника, должно быть внесено в «Договор о Евразийском экономическом союзе»[46].
18 сентября, в ответ на повторную инициативу по созданию Евразийского парламента, депутат казахстанского мажилиса, глава комитета по международным делам, обороне и безопасности палаты Маулен Ашимбаев заявил в интервью телеканалу «Астана», что Казахстан не поддерживает данную инициативу[47]: Шаблон:Начало цитаты В этом договоре не должно быть пункта, касающегося создания единого наднационального парламента. Здесь позиция Казахстана чёткая, она озвучивалась не раз руководством страны, что Казахстан не будет поддерживать создание наднациональных политических органов. Максимум, о чём может идти речь в этом проекте, — соглашение о межпарламентском сотрудничестве, которое, собственно говоря, сегодня есть. Шаблон:Конец цитаты
1 октября в интервью казахскому телеканалу «24 KZ» белорусский президент А. Лукашенко заявил, что единой валюты и «наднациональных надстроек» в создаваемом Евразийском союзе не будет[48]: Шаблон:Начало цитаты Кто-то из политиков, особенно в России, привыкли подкидывать в повестку дня то, что сегодня нереально. Допустим, все кричат о какой-то унификации, в том числе и в политической сфере. Но мы ведь создаём экономический союз. Кто-то говорит о какой-то политической надстройке. Кто-то сегодня говорит о введении единой валюты. Мы ещё к этому не пришли, мы ещё не ощутили жесточайшую необходимость этого.
… Сегодня это не стоит в повестке дня, и не надо это впихивать искусственно, не надо создавать наднациональных структур, которые не воспринимаются хотя бы одной страной.
… Кстати, это позиция Нурсултана Абишевича (Назарбаева): давайте делать то, что сегодня нужно, чего требуют от нас народы. При этом политическая независимость, суверенитет, стабильность государства — это главное. Мы должны быть независимыми и суверенными государствами[49] Шаблон:Конец цитаты
21 октября в ходе визита в Россию вице-премьер сирийского правительства Кадриль Джамиль заявил о намерении его страны вступить в Таможенный союз, подчеркнув, что страна уже собрала все необходимые документы[50].
24 октября в ходе саммита стран-участниц Таможенного союза президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил распустить Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) и принять Турцию. По его словам, бывая за рубежом, он часто слышит опасения, что «мы создаём СССР, или что-то под Россией». «Может, Турцию принять, большая страна, и разговор закончится», — предложил Назарбаев президентам России и Белоруссии[51].
11 ноября Россия и Казахстан подписали договор о добрососедстве и союзничестве в XXI веке, который закладывает основы для дальнейшего стратегического партнёрства между странами[52].
24 декабря, выступая на заседании Высшего евразийского экономического совета, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил против политизации Евразийского экономического союза: Шаблон:Начало цитаты Мы с вами говорили, и не хотелось бы повторять, но политизация создаваемого союза недопустима.
… Такие направления, как охрана границ, миграционная политика, система обороны и безопасности, а также вопросы здравоохранения, образования, культуры, правовой помощи по гражданским, административным и уголовным делам не относятся к экономической интеграции и не могут быть перенесены в формат экономического союза.
… Как суверенные государства мы активно сотрудничаем с различными странами, международными организациями, не ущемляя взаимных интересов. Союз не должен мешать нам в этом направлении.[53] Шаблон:Конец цитаты
2014 год
В рамках формирования Евразийского экономического союза предполагается унифицировать подходы к налогообложению налоговых резидентов граждан государств — членов ЕАЭС, с тем чтобы в случае заключения долгосрочных трудовых договоров гражданами стран ЕАЭС налогообложение их доходов от работы по найму в Российской Федерации осуществлялось на условиях не менее благоприятных, чем налогообложение налоговых резидентов Российской Федерации.
3 мая белорусский президент Александр Лукашенко заявил, что изначально необходимо договариваться о равноправных условиях работы при создании ЕАЭС[54], а 9 мая по итогам двусторонних переговоров в Москве с руководством России Лукашенко сообщил, что все вопросы практически урегулированы[55].
29 мая 2014 года в Астане (Казахстан) подписан договор о создании Евразийского экономического союза[56]. Документ вступит в силу с 1 января 2015 года. Президент Армении Серж Саргсян заявлял, что его страна намерена присоединиться к договору до 15 июня 2014 года[57]. Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев рассчитывает подписать договор до конца 2014 года[58].
5 октября президент России Владимир Путин подписал закон о ратификации договора о Евразийском экономическом союзе.
9 октября президент Белоруссии Александр Лукашенко подписал закон о ратификации договора о Евразийском экономическом союзе.
10 октября главы государств-членов ЕАЭС подписали договор о присоединении Армении к союзу.
В ноябре 2014 года процесс присоединения Киргизии к ТС и Евразийскому Экономическому Союзу активизировался[59]. Парламент Кыргызстана принял ряд необходимых для скорого вступления в союз, законов[60].
4 декабря 2014 года парламент Армении ратифицировал договор о присоединении страны к ЕАЭС.
23 декабря 2014 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета был подписан договор о присоединении Киргизии к ЕАЭС[61][62]. Подписаны Соглашение о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза и Соглашение о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначений и медицинской техники) в рамках Евразийского экономического союза.[63].
2015 год
- 1 января 2015 года договор о создании Евразийского экономического союза вступил в силу[64].
- 1 января начал функционировать сайт Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Сайт доступен на национальных языках всех стран-участниц Союза — армянском, белорусском, казахском, русском и кыргызском.[65].
- 2 января в ЕАЭС официально вступила Армения .
- 29 мая ЕАЭС и Вьетнам подписали соглашение о создании зоны свободной торговли[66]. Соглашение было подписано в поселке Бурабай в Казахстане[67].
- 21 июля Сирия заявила о желании вступить в ЕАЭС[68].
- в августе 2015 года завершилась процедура вступления Киргизии в Евразийский экономический союз[69][70].
2016 год
- 2 мая Президент России Владимир Путин подписал закон о ратификации соглашения и двух протоколов о свободной торговле между членами ЕАЭС и Вьетнамом[9].
Наименование организации
Летом вице-премьер Игорь Шувалов отметил, что сокращенно название организации теперь звучит как ЕврАзЭС, а не ЕАЭС, ввиду сложного произношения: «Мы сначала сменили название ЕврАзЭС на ЕАЭС, сделали паузу, а потом вернули ЕврАзЭС», так как прежняя организация была зарегистрирована в ООН и нужен был переходный период[71]. В дальнейшем в СМИ началось использование названия ЕврАзЭС[72][73].
2017 год
- 17 января Президент Молдавии Игорь Додон заявил о намерении Молдавии стать наблюдателем в Евразийском экономическом союзе.
- 22 марта Молдавия попросила предоставить ей статус наблюдателя в Евразийском экономическом союзе (ЕврАзЭС). Как сообщил на своей официальной странице в социальной сети Facebook президент республики Игорь Додон, соответствующую просьбу он направил накануне председателю Высшего евразийского экономического совета, главе Киргизии Алмазбеку Атамбаеву[74].
- 3 апреля в Кишиневе планируется подписание Меморандума о сотрудничестве Молдавии с ЕАЭС. Меморандум подпишут председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян, а с молдавской стороны — Игорь Додон. Следующий шаг — подписание рамочного соглашения. Затем — получение Молдавией статуса наблюдателя в ЕАЭС. Решение об этом, как ожидается, главы стран – членов Евразийского союза могут принять в мае[75].
Экономика
Общий макроэкономический эффект от интеграции постсоветских стран разделяют на несколько пунктов[76][77]:
- Снижение цены на товары благодаря уменьшению издержек перевозки необходимого сырья/экспорта своего готового товара
- Стимулируется «здоровая» конкуренция на общем рынке ЕАЭС за счёт равного уровня экономического развития
- Увеличение конкуренции на общем рынке стран-членов Таможенного Союза благодаря вхождению на рынок новых игроков из общего пространства
- Увеличение средней з/п благодаря уменьшению издержек и повышению производительности
- Наращивание производства благодаря увеличению спроса на товары
- Увеличение благосостояния народов стран ЕАЭС благодаря снижению цен на продукты и увеличению занятости населения в экспансирующихся производствах импортоориентированных/экспортоориентированных фирм
- Повышается окупаемость новых технологий и товаров благодаря увеличенному объёму рынка
- Увеличение объёма ВВП стран ЕАЭС минимум на 25 %[78]
В то же время, подписанная версия договора о создании союза носила компромиссный характер, и потому ряд задуманных мер не был осуществлён в полном объёме. Актуальные вопросы по созданию единого финансового регулятора, по политике в области торговли энергоносителями, а также по проблеме существования изъятий и ограничений в торговле между участниками союза были не решены, а отложены до 2025 года или на неопределённый срок[79][80][81][82]. Однако сила решений Суда Евразийского экономического союза осталась прежней, они обязательны как для государств-членов, так и для Комиссии Евразийского экономического союза[83].
При проведении государственного надзора за продуктами питания и некоторой другой продукцией национальные надзорные органы пользуются правовыми актами Союза.[84][85]
После вступления технического регламента Таможенного союза производитель может выбрать для производства продукции любой тип стандарта из входящих в перечень к регламенту: межгосударственные стандарты или национальные стандарты любого государства, входящего в Таможенный союз. Например, российское предприятие имеет право производить свою продукцию по стандартам Белоруссии и продавать в России без дополнительного подтверждения соответствия.[86].
Трудовым мигрантам — гражданам государств-членов Союза (Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия), покупать патент на работу в РФ не требуется, они приравнены в трудовых правах с гражданами РФ[87][88].
Валюта союза
Создание наднациональных экономических структур ЕАЭС
В целях создания единого экономического пространства в рамках ЕАЭС предлагается создание наднациональных структур:
- Комиссия по экономике;
- Комиссия по сырьевым ресурсам (устанавливает цены и квоты на сырьевые товары и энергоносители, координирует политику в области добычи, продажи золота и других драгоценных металлов, и др.);
- Фонд по делам экономического и научно-технического сотрудничества, формирующийся за счёт вкладов стран ЕАЭС (финансирует перспективные наукоёмкие экономические и научно-технические программы, оказывает помощь в решении круга задач, в том числе правовых, налоговых, финансовых, экологических и т. д.);
- Комиссия по межгосударственным финансово-промышленным группам и совместным предприятиям;
- Международный инвестиционный банк ЕАЭС;
- Международный арбитраж ЕАЭС;
- Комиссия по вводу расчётной денежной единицы;
- Комиссия по экологии.
Руководящие органы
Органами Союза являются[1]Шаблон:Rp:
- Высший Евразийский экономический совет;
- Евразийский межправительственный совет;
- Евразийская экономическая комиссия;
- Суд Евразийского экономического союза.
После подписания 18 ноября 2011 года лидерами России, Белоруссии и Казахстана декларации о Евразийской интеграции, была создана Евразийская экономическая комиссия, контролирующая около ста семидесяти функций экономического союза.
ЕЭК состоит из совета и коллегии, в совет войдёт по одному вице-премьеру от правительства каждой страны, в состав коллегии — по три представителя каждой стороны. Также ЕЭК предусмотрены полномочия по созданию департаментов, которые будут готовить решения и заниматься мониторингом в подведомственных отраслях, и консультативных органов. Полномочия ведомства будут существенно расширены, а численность увеличится со ста пятидесяти до тысячи двухсот международных служащих.
Мнения и оценки
Владимир Путин определяет одну из главных целей Евразийского экономического союза следующим образом: Шаблон:Начало цитаты Мы предлагаем модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом[89] Шаблон:НеАИ. Шаблон:Конец цитаты
В этой связи рассматривается вопрос о возможности вступления Украины в Евразийский экономический союз. Так, Збигнев Бжезинский считает, что Украина была бы главным «призом» России в её «новой империи». В своей книге «Великая шахматная доска» он писал:
Шаблон:Начало цитаты Украина, новое и важное пространство на евразийской шахматной доске, является геополитическим центром, потому что само её существование как независимого государства помогает трансформировать Россию. Без Украины Россия перестаёт быть евразийской империей. Без Украины Россия всё ещё может бороться за имперский статус, но тогда она стала бы в основном азиатским имперским государством[90]. Шаблон:Конец цитаты
Согласно концепции Бжезинского, Россия, так или иначе объединённая с Украиной, неизбежно снова станет мощной евразийской державой. Если же Украина будет полностью интегрирована в европейские структуры, это положит окончательный конец «геополитическому натиску России на Запад»[91].
6 декабря 2012 года тогдашний госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила о намерении США противодействовать процессу интеграции на территории бывшего СССР:
Шаблон:Начало цитаты Мы отмечаем некий сдвиг в сторону повторной советизации региона, но, конечно, это не будет называться именно так. Это будет называться Таможенным союзом, Евразийским союзом или что-то в этом роде. Мы знаем, в чём заключается цель, и мы стараемся разработать эффективные способы того, как замедлить это или предотвратить это[92]. Шаблон:Конец цитаты
Журнал Bloomberg Businessweek называет создание Союза сделкой, невыгодной для всех её участников, в том числе для России[93]:Шаблон:Начало цитаты Однако станет ли союз выгодной сделкой для присоединившихся к нему стран? Бывшие советские республики углубили свои торговые связи с Европой и Китаем в последние годы. ЕС сейчас является главным торговым партнёром России, Казахстана и Армении, в то время как Китай — лидирующий торговый партнёр Киргизии. В то же время, отмечает Попеску, объём торговли между Россией, Белоруссией и Киргизией сократился на 7 % в прошлом году. Евразийский союз будет продвигать торговлю между странами-членами, повышая пошлины на товары из других стран. То, к чему это может привести, уже можно увидеть в Казахстане, который поднял импортные пошлины, присоединившись к Таможенному союзу, созданному до нового экономического блока. «Представителям среднего класса страны теперь приходится покупать произведённые в России машины низкого качества вместо тех, что импортируются свободно», — написал в прошлом году экономист Андерс Аслунд из вашингтонского Института международной экономики имени Питерсона. Шаблон:Oq Шаблон:Конец цитаты
Доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш в интервью «Эхо Москвы» пояснил, что Евразийский экономический союз возник в результате того, что в рамках СНГ договориться по самому широкому спектру вопросов не удалось из-за числа участников и отсутствия взаимного доверия внутри него. По словам политолога, ввиду санкций, введённых против России, задачей Евразийского союза будет протекционизм и замещение импорта[94].
Сравнивая Европейский союз и Евразийский экономический союз, ректор СПбГАУ отмечает: Шаблон:Начало цитаты Опыт Европы очень важен именно с точки зрения того, как нельзя создавать эти союзы. Это и печальные последствия формирования Европейского союза и в том числе формирования новой валюты — евро. Шаблон:Конец цитаты
Обозреватель «Радио Свобода» Виталий Портников указывает, что создание Евразийского союза преследует не столько экономические, сколько политические цели:
Шаблон:Начало цитаты Сколько бы ни сравнивали его создатели своё детище с Евросоюзом, а трудно себе представить, чтобы организаторы Европейского экономического сообщества при его создании отложили унификацию рынков на десятилетие. И не просто отложили бы, а ещё и гордились бы этим, как гордятся в России: вот, отбрили Лукашенко, заставили его подписать без унификации и спасли 4 миллиарда долларов в год для бюджета. Так если для вас экономическое объединение с соседями — потенциальная потеря 4 миллиардов, зачем вы вообще его создаёте? Ведь в экономике так не бывает! В экономике — не бывает. А в политике, густо замешенной на ностальгии по Советскому Союзу, имперском комплексе неполноценности и непонимании, как выходить из усиливающегося кризиса, — бывает! Евразийский экономический союз — всего лишь картонная декорация, призванная скрыть беспомощность его инициаторов перед лицом действительно серьёзных вызовов современности.[95] Шаблон:Конец цитаты
См. также
- Экономическая экспансия
- Валюта Евразийского союза
- Международная экономическая интеграция
- Европейская интеграция
- Евразийское экономическое сообщество
- Европейский союз
Примечания
Литература
- Васильева Н. А., Лагутина М. Л. К вопросу о формировании Евразийского союза: теоретический аспект // Евразийская интеграция: экономика, право, политика", № 10, 2011.
- Васильева Н. А., Лагутина М. Л. Формирование Евразийского союза в контексте глобальной регионализации // Евразийская экономическая интеграция, № 3 (16), 2012.
- Васильева Н. А., Лагутина М. Л. Глобальный евразийский регион: опыт теоретического осмысления социально-политической интеграции // Издательство Политехнического университета, 2012, № 3 (16) 2012.
- Lagutina M. Eurasian Economic Union Foundation: Issues of Global Regionalization // Eurasian Border Review, Spring 2014.
- Ковалёв М. М., Иришев Б. К. Будущее ЕАЭС. Сложный поиск равновесия и роста // Вестник ассоциации белорусских банков, № 31—32, 2014.
Ссылки
- Eurasian Economic Union, EAEU
- Eurasian Economic Commision, eec
- Legal portal of the Eurasian Economic Union, EAEU
- Сайт Евразийского экономического союза
- Шаблон:Cite web
- Шаблон:Cite web
Шаблон:Страны после распада СССР
Ошибка цитирования Для существующего тега <ref>
не найдено соответствующего тега <references/>