Каспийский трубопроводный консорциум

Материал из Казахстанская Энциклопедии

Шаблон:Карточка компании

Каспийский Трубопроводный Консорциум (КТК) — крупнейший международный нефтетранспортный проект с участием России, Казахстана, а также ведущих мировых добывающих компаний, созданный для строительства и эксплуатации магистрального трубопровода протяженностью более 1,5 тыс. км.

В систему поступает нефть в основном с обширных месторождений Западного Казахстана, а также сырье российских производителей. Нефть транспортируется до Морского терминала компании в поселке Южная Озереевка (западнее Новороссийска), где загружается на танкеры для отправки на мировые рынки.

Генеральный директор — Горбань Николай Николаевич.

История:

17 июля 1992 г. — подписание первого рамочного Соглашения о создании КТК между Республикой Казахстан и Султанатом Оман. Через месяц к участникам присоединилась Российская Федерация.

24 марта 1994 г. — выход Постановления Правительства РФ «О строительстве экспортной трубопроводной системы КТК Тенгиз-Астрахань-Новороссийск».

6 декабря 1996 г. — принятие решения о реструктуризации Консорциума: 50 % акций КТК передано крупнейшим международным нефтяным компаниям под обязательство полного финансирования строительства и ввода в эксплуатацию первой очереди нефтепроводной системы. В проект вошли 8 частных акционеров, представляющих интересы крупнейших мировых добывающих компаний семи различных государств.

12 мая 1999 г. — начало строительства нефтепроводной системы у поселка Южная Озереевка.

13 октября 2001 г. — пробная загрузка первого танкера на Морском терминале под Новороссийском. Объёмы нефти, сдаваемой в трубопровод КТК, ежегодно увеличивались и уже к середине 2004 года КТК вышел на показатель полной пропускной способности первого этапа развития — 28,2 миллиона тонн.

С 2005 года КТК, используя антифрикционные присадки, постепенно увеличивал объёмы транспортировки, которые в 2010 году достигли значения в 35 миллионов тонн в год.

Декабрь 2009 г. — утверждение акционерами Проекта расширения пропускной способности магистрального трубопровода КТК до 67 млн тонн нефти в год, включающий комплекс организационно-технических, финансовых и коммерческих вопросов. Завершение третьего этапа проекта расширения планируется в 2017 году.

По состоянию на ноябрь 2016 года через Морской терминал в Новороссийске КТК отгрузил почти 4330 танкеров, на них перевалено более 460 млн тонн нефти.

С мая 2013 года ежеквартально издается корпоративный журнал «Панорама КТК».

Проект расширения:

Файл:CPC map.jpg
Карта Проекта расширения КТК

Проект расширения КТК заключается в увеличении механической пропускной способности магистрального нефтепровода КТК до 67 млн тонн нефти в год. Реализация Проекта расширения выведет компанию на новый экономический уровень.

Расширение проводится в три этапа и предполагает строительство 10 дополнительных нефтеперекачивающих станций (двух — на территории Республики Казахстан, восьми — в Российской Федерации), шести резервуаров для хранения нефти под Новороссийском и третьего выносного причального устройства на Морском терминале КТК, а также замену 88 километров трубопровода на территории Казахстана.

К настоящее время в рамках Проекта расширения запущены 4 нефтеперекачивающие станции (3 — на территории РФ, 1 — на территории Казахстана), 3 резервуара для хранения нефти и закончено строительство третьего выносливого причального устройства.

Стоимость расширения, согласно принятому бюджету Проекта, составит 5,4 млрд долларов. Основным источником финансирования расширения станут собственные средства КТК.

Строительство новых объектов в регионах прохождения трубопровода КТК и рост прокачки позволяет значительно увеличить налогооблагаемую базу. Порядка 30 % сметной стоимости строительства израсходовано на оплату труда. Созданы более 3000 временных и 350 постоянных рабочих мест. Растет объём помощи, выделяемой КТК на финансирование социальных проектов и программ в регионах прохождения трубопровода, поддержки здравоохранения, образования, а также иных сфер.

Общее управление Проектом расширения осуществляется самим Консорциумом, однако контроль выполнения конкретных работ распределен между дочерними структурами компаний «Транснефть», «КазМунайГаз» и Chevron.

Акционеры

Акционеры консорциума:

Примечания

Шаблон:Примечания

Ссылки