Кекилбаев, Абиш Кекилбаевич

Материал из Казахстанская Энциклопедии

Шаблон:Писатель Аби́ш Кекилба́евич Кекилба́ев (Шаблон:Lang-kk; 6 декабря 1939, село Онды, Мангистауский район, Гурьевская область (нынешняя Мангистауская область, Казахстан) — 11 декабря 2015, Астана) — казахстанский общественный и политический деятель, Герой Труда Казахстана[1], народный писатель Казахстана, лауреат Государственной премии, филолог, Академик Академии социальных наук, Почётный профессор Казахского национального университета имени аль-Фараби[2] и Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилёва.[3]

Биография

Видный казахский современный писатель, большой государственный и общественный деятель Абиш Кекилбаев родился 6 декабря 1939 года в селе Онды, тогда Гурьевской области, ныне Мангыстауская область Республики Казахстан.

После успешного окончания в 1962 году казахского отделения филологического факультета Казахского государственного университет им. С. М. по специальности «учитель казахского языка и литературы», начал трудовую деятельность литературным сотрудником газеты «Казақ әдебиеті».

С 1963 по 1965 гг. был заведующим отделом литературы и искусства редакции газеты «Лениншіл жас». Затем работал в репертуарно-редакционной коллегии Министерства культуры Казахской ССР.

В период с 1968 по 1970 гг. служил в Среднеазиатском военном округе в рядах Советской армии. Во время службы принимал участие в пограничном конфликт у озера Жаланашколь между советскими пограничниками и китайскими военнослужащими, нарушившими границу СССР.

Последующие пять лет являлся главным редактором сценарий коллегии киностудии «Казахфильм» имени Ш.Айманова. На этой работе Абиш Кекилбаев много сил, старания и творческого вдохновения вложил в создание экранных версий «Серый Лютый/Көк Серік», «Выстрел на перевале Кара» М.Ауэзова и других кинолент, которые казахскими и кыргызскими киноматографистами обоюдно признаются совместными экранными произведениями. При его непосредственном участии на этой студии были созданы киноленты «Қыз Жібек», «Конец атамана», «Серый Лютый/Көк Серік», «Транссибирский экспресс» и другие, по праву вошедшие в золотой фонд казахского киноискусства и в историю мирового кино.

К тому времени зрелый признанный мастер художественного слова Абиш Кекилбаев на протяжении ряда лет заведовал сектором художественной литературы отдела культуры ЦК Компартии Казахстана. Работая заместителем Министра культура Казахской ССР приложил много сил и старания для сооружения Центрального государственного музея РК, Центрального концертного зала и других объектов культуры, заметно обогативших духовную жизнь и архитектурный облик Алматы.

Работая вторым секретарем правления Союза писателей Казахстана заботливо выявлял и воспитывал молодую творческую смену писателей. Многие из которых составляют сегодня гордость казахской литературы. Дважды избирался членом правления Союза писателей СССР, избирался членом международного комитета афро-азиатских писателей, членом жюри международной премии писателей «Лотос», членом правления центральных книжных издательств «Художественная литература» и «Дружба народов»

Плодотворным периодом его жизни были и годы, когда он являлся председателем Президиума центрального Совета Казахского общества охраны памятников истории и культуры, и заведовал отделом межнациональных отношений ЦК Компартии Казахстана. В этот период благодаря знаниям и усилиям Абиша Кекилбаева всемирную известность получили исторические памятники Казахстана, такие как Туркестан, Сайрам, Отырар, Тараз, Мангыстау, Шубартау, Айыртау. Они были включены в маршрут экспедиции «Шелковый путь» организованный при поддержке ЮНЕСКО.

Большим авторитетом и уважением, заслуженным признанием коллег по работе и широкой общественности пользовался Абиш Кекилбаев, находясь в должности руководителя референтуры по культуре и межнациональным отношениям Аппарата Президента Казахской ССР.

После избрания в 1991-м году народным депутатом 12-го созыва Верховного совета Казахской ССР от Баянаульского избирательного округа № 166 Павлодарской области (набрав 52,6 % голосов, победил двух соперников), возглавил Комитет по национальной политике, развитию культуры и языка. При его непосредственном участии были подготовлены и приняты Законы Республики Казахстан «О печати и других средствах массовой информации», «Об охране и использовании историко-культурного наследия», «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» и другие.

Будучи главным редактором республиканской газеты «Егемен Қазақстан», он во многом и к лучшему изменил творческие начала в редакции, привнес ценные идеи в процесс демократизации печати Казахстана.

Находясь дважды (01.1993 — 03.1994 и 04.1995 — 12.1995) в должности Государственного советника Республики Казахстан и одновременно являясь заместителем председателя Национального совета по государственной политике при Президенте РК, Абиш Кекилбаев проводил большую работу для становления и развития Казахстана как суверенного, независимого государства, по идейной консолидации многонационального Казахстана.

По итогам состоявшихся 7 марта 1994 года выборов в Верховный совет Республики Казахстан тринадцатого созыва избирается депутатом от Мангистауского избирательного округа № 94 Мангистауской области (набрав 77,18 % голосов, опередил троих соперников). Выдвинут союзом «Народное единство Казахстана», на альтернативной основе был избран Председателем Верховный совет Республики Казахстан. В марте 1995 года в Казахстане разразился политический кризис, приведший к роспуску парламента.

Будучи избранным в 1995 году депутатом Мажилиса Парламента Республики Казахстана от Мангистауского избирательного округа № 41, возглавлял Комитет Мажилиса Парламента Республики Казахстан по международным делам, обороне и безопасности.

С ноября 1996-го по январь 2002-го года Абиш Кекилбаев трудился на посту Государственного секретаря Республики Казахстан. Успешно сочетал государственную деятельность с творческой работой.

В 2002 году Указом Президента Республики Казахстан назначен депутатом Сената Парламента Республики Казахстан.

11 марта 2010 года Указом Главы государства прекращено полномочие депутата Сената Парламента Республики Казахстан[4].

Умер в ночь с 10 на 11 декабря 2015 года в г.Астана[5]. Похоронен в Национальном Пантеоне РК[6].

Трудовой путь:

06.1962 — 09.1963 — литературный сотрудник редакции газеты «Қазақ Әдебиеті»;

09.1963 — 03.1965 — заведующий отделом литературы и искусства газеты «Лениншіл жас»;

03.1965 — 10.1968 — член репертуарно-редакционной коллегии Министерства культуры Казахской ССР;

10.1968 — 10.1970 — служба в рядах Советской армии;

12.1970 — 10.1975 — главный редактор сценарно-редакционной коллегии киностудии «Казахфильм»;

10.1975 — 04.1984 — инструктор, заведующий сектором художественной литературы отдела культуры Центрального комитета Компартии Казахстана;

04.1984 — 04.1986 — заместитель министра культуры Казахской ССР;

04.1986 — 07.1988 — второй секретарь правления Союза писателей Казахстана;

07.1988 — 11.1989 — председатель президиума центрального совета Казахского общества охраны памятников истории и культуры;

11.1989 — 05.1990 — заведующий отделом межнациональных отношений Центрального комитета Компартии Казахстана;

01.1991 — 08.1991 — руководитель референтуры по культуре и межнациональным отношениям Аппарата Президента Казахской ССР;

09.1992 — 01.1993 — главный редактор газеты «Егемен Қазақстан»;

01.1993 — 03.1994 — государственный советник Республики Казахстан;

04.1995 — 12.1995 — государственный советник Республики Казахстан;

10.1996 — 01.2002 — государственный секретарь Республики Казахстан;

01.2002 — 02.2002 — советник Президента Республики Казахстан.

Выборные должности, депутатство:

Файл:A.Kekilbayev3.jpeg
А.Кекилбаев — депутат 12-го созыва Верховного совета РК

08.1991 — 09.1992 — депутат Верховного Совета Республики Казахстан 12-го созыва, председатель Комитета Верховного Совета Республики Казахстан по национальной политике, развитию культуры и языка;

04.1994 — 03.1995 — депутат, председатель Верховного Совета Республики Казахстан тринадцатого созыва;

01.1996 — 10.1996 — депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан первого созыва[7], Председатель Комитета Мажилиса Парламента Республики Казахстан по международным делам, обороне и безопасности;

03.2002 — 03.2010 — депутат Сената Парламента Республики Казахстан второго[8] и третьего созывов[9], член Комитета по международным отношениям, обороне и безопасности.

Член парламентской фракции партии «Асар».

Член Национального Совета Республики Казахстан, Ассамблеи народов Казахстана.

Член Организации Центральноазиатских государств.

Член группы сотрудничества с Конгрессом США, с Палатой Советников Японии, с Парламентом Республики Хорватии.

Партийность

· Член Коммунистической партии советского союза (1969-1991)

Творчество

Абиш Кекилбаев — был ярким дарованием и особым явлением в современной казахской литературе и культуре. Первая его книга была выпущена в 1962-м году. Писатель также широко известен как критик и публицист. Его перу принадлежит свыше 50 книг, ставшими заметным явлением в литературной жизни Казахстана. В том числе исторические романы «Плеяды — созвездие надежды» и «Всполохи», за которые автору присуждена Государственная премия Республики Казахстан им. Абая. Наиболее известные произведения — роман «Конец легенды», повести «Баллады забытых лет», «Колодец», «Состязание», «Дом на окраине», «Призовой бегунец» и другие. Рассказы — «Самый счастливый день», «После встречи», «Белая роза», «Соломинка удачи» и другие переведены на многие языки. Размышления разных лет публициста и государственного деятеля вошли в три последние книг писателя.

Сегодня он является признанным мастером литературной прозы и художественной критики, автором десятков книг романов, повестей, рассказов и эссе, изданных на казахском, киргизском, русском, узбекском, украинском, эстонском, немецком, испанском, болгарском, венгерском, польском, турецком, английском и многих других языках мира.

Как сказано в Литературном Энциклопедическом Словаре, творчеству Абиш Кекилбаева характерны стремление к интеллектуализму, масштабность художественных поисков, широта и разносторонность проблематики. О высоком художественном уровне произведений А.Кекилбаева тепло отзывались Ч.Айтматов, З.Кедрина, Е.Сидоров, М.Ауэзов, Г.Мусрепов и многие другие мастера пера. По итогам опроса, проведенного немецким книжным издательством «Фольк унд Вельт», его имя занесено в список «Лучшие писатели ХХ века».

О творчестве Абиша Кекилбаева написано немало литературно-критических статей, выступлений. Особый интерес к творчеству казахского писателя проявили зарубежные исследователи, к примеру, немецкие критики, назвавшие его «Писателем-сказочником».

Абиш Кекилбаев является автором прозаических произведений, известных не только на родине, но и далеко за её пределами. Многие его произведения были переведены на иностранные языки. К примеру, в 1979 году на болгарский язык были переведены повести «Хатынгольская баллада» и «Баллада забытых лет», перевод был осуществлён Златко Найдёновым и Антонием Димитровым. Рассказ «Призовой бегунец» был включен в сборник рассказов современных казахских писателей, изданный в Венгрии. В 1995 году на монгольский язык была переведена «Хатынгольская баллада». Роман «Конец легенды» был издан в 1999 году на венгерском языке, а в 2002 году — на турецком языке. «Баллады забытых лет» в 2008 году издательством Stacy International были изданы на английском языке.

Однако наибольшее количество произведений Кекилбаева было опубликовано на немецком языке, поэтому, следует подчеркнуть, что процесс зарубежной рецепции его творчества получил наибольшее развитие в Германии. В 1972 году в сборник «Erlesenes» вошла его повесть «Баллада забытых лет», а в 1975 году в сборнике «Novitätenkassette» появилась «Хатынгольская баллада». Обе повести были переведены Ильзе Чортнер. В 1979 году в сборнике «Белая аруана» был опубликован рассказ «Колодец». Отдельными книгами произведения Кекилбаева стали издаваться в начале 1980-х годов. В переводе Кристины Лихтенфельд — роман «Минарет, или конец легенды» и сборник «Баллады степей». В конце 1980-х годов появился сборник рассказов «Мартовский снег»[10].

Многие произведения автора объединены в циклы, что также свидетельствует о его стремлении представить историческое прошлое в целостности и единстве. Цикл «Степные легенды» предваряет повесть «Баллада забытых лет».

К презентации новой столицы Казахстана — Астаны — им написана историко-публистическая драма «Абылай хан» о выдающемся деятеле казахского народа XVIII века, которая включена в репертуар многих театров Казахстана. В 2004 году в алматинском ГАТОБ им. Абая состоялся дебют оперы композитора, народного артиста СССР Еркегали Рахмадиева на либретто Абиша Кекилбаева «Абылай хан»[11].

В 2006 году экранизирована повесть писателя «Кюйши». В этой повести впервые появляется тема манкуртов, появляется термин манкуртизм, который с легкой руки философов и художников вошел в культурный оборот. Историческая драма «Кек» — история вражды двух племен жаумитов и адаев, издавна населявших мангистаускую землю, история того, к чему может привести слепая ярость и жажда мести.

Автор книг:

  • сборник стихов «Золотые лучи» (1963);
  • сборник повестей и рассказов «Клочок тучи» (1966);
  • сборник повестей и рассказов «Степные баллады» (1968);
  • критические статьи «Лицом к лицу со временем» (1972);
  • путевые очерки:
    • «Журавлики, журавлики» (1973);
    • «Горсть земли» (1974);
    • «Баллады степей» (1975);
    • «Последний снег» (1978);
    • «Баллады забытых лет» (1979);
    • «Конец легенды» (1979);
    • «Колодец» (1982);
    • «Степные легенды» (1983);
    • «Предрассветные сумерки» (1986);
    • «Плеяды — созвездие надежды» (1987);
    • «Мартовский снег» (1988);
    • «Шыңырау» (1988);
    • «Избранное» (в 2 т., 1989);
    • «Всполохи» (1991);
    • «Заманамен сухбат» (1995);
    • «Азаттыктын ак таны» (1998);
    • «Абылайхан» (1998);
    • Собрание сочинений в 12 т. (1999);

Переводы:

Абиш Кекильбаевым переведены на казахский язык романы Г. Мопассана «Пьер и Жан», «Жизнь», повесть Ч. Айтматова «Ранние журавли». Принимал участие в переводе романа-эпопеи «Война и мир» Л. Толстого, ряда произведений И. Бунина. В переводе Абиша Кекильбаева в репертуар театров республики включены пьесы «Король Лир», «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, «Принцесса Турандот» К. Гоцци, «В ночь лунного затмения» М. Карима, «Дон Жуан или любовь к геометрии» М. Фриша, «Приведение» Г.Ибсена, «Сегодня праздник» А. Вальехо.

Семья

Жена: Жумабаева Клара Калекеновна (1941 г.р.)

Дети: сыновья — Аулет (1965—2013 гг.), Даулет (1975 г.р.);

дочери — Зяузат (1967 г.р.), Саулет (1971 г.р.)

Внуки: Динара (1982 г.р), Абул (1986 г.р), Жибек (1992 г.р.), Зухра (1993 г.р.), Батухан (1995 г.р.),

Баязит (1997 г.р.), Елдар (2002 г.р.), Алуа (2006 г.р.), Санат (2010—2012 г.р.)

Награды и звания

Литература

Виктор Никитин. «Подлинные истории человеческих страстей» (О книге Абиша Кекильбаева «Баллады забытых лет») — Газета Central Asia Monitor 4 сентября 2009 г.

Адольф Арцишевский. «Абиш Кекилбаев: жизнь и легенда» http://camonitor.com/20507-abish-kekilbaev-zhizn-i-legenda.html

Примечания

Шаблон:Примечания

Ссылки

Шаблон:Последовательность людей
Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>