Лемберк, Раиса Григорьевна

Материал из Казахстанская Энциклопедии

Шаблон:К переименованию

Шаблон:Однофамильцы3Шаблон:Писатель Раиса Григорьевна Лемберк (Лемберг) (урожд. Лифшиц; Шаблон:ДатаРождения, Шаблон:МестоРождения — Шаблон:ДатаСмерти, Шаблон:МС) — русская Шаблон:Писательница, Шаблон:Публицистка, Шаблон:Педагог, научный работник, Шаблон:Переводчица (печаталась под псевдонимами Р. Григорьев, Р. Верова). Жена переводчика Михаила Лемберка.

Биография

Окончила Одесскую гимназию. В 1904 году окончила Берлинский университет. Печаталась в «Одесских новостях», «Книге» 1907, «Запросах жизни» с 1909. Автор переводов, в том числе книг по социал-демократии с немецкого и французского языков.

Её жизнь и научно-педагогическая деятельность совпали с бурными событиями русских революций и периодами становления и зрелости советской школы. Уже с 1917 года она много пишет на педагогические темы, сотрудничает с педагогическими журналами: «На путях к новой школе», «Просвещение», «Трудовая школа», «Рабочая школа». С 1918 года она заведовала секцией школ подростков и преподавала в ряде вузов.

Рано начав революционную деятельность, сблизившись с социал-демократами, разделяя марксистские взгляды, в 1925 году в анкете она пишет, что является беспартийной. Занимая после революции значительные партийные должности, она становится профессором педагогики в Ленинградском Педагогическом Институте. Став до революции автором двух романов-хроник, после революции она пишет в основном учебно-методические и научно-педагогические работы. И большая часть её жизни — почти полвека — посвящена педагогике.

В 1924 году она начинает работу в ЛГПИ им. А. И. Герцена, читает студентам курс педагогики «Трудовая школа», в 1925 году её утверждают профессором института. "С 1928 года заведовала кафедрой «Методики начального обучения», затем кафедрой «Школьной педагогики», — пишет она в автобиографии. Она, без сомнения, в числе основателей Герценовской научно-педагогической школы, обогатив дидактику новым подходом к обучению, обнаружив необходимость развивающего обучения и особенностей учения школьников разного возраста в характере их восприятия и осмысления учебного процесса. Её труды (особенно «Очерки дидактики») и по сей день служат внедрению новых научных идей в практику работы учителей. Добрая, терпимая к людям, идеалистка и оптимистка — такой предстает она из воспоминаний близких людей.

Период 19241931 г.г. — самый плодотворный. Ею созданы самые разнообразные по литературному жанру произведения: научно-педагогические статьи и монографии, публицистика, художественная проза, учебные пособия. Наиболее интересной работой этого периода для её биографов и историков образования представляется книга «Очерки школьной жизни. Дневник учительницы» 1928 год. Книга имела успех, была переведена на английский и испанский языки.

С 1938 года её научно-педагогическая деятельность связана с Казахским педагогическим институтом им. Абая. Р. Г. Лемберк — первая женщина-профессор, преподающая в Казахстане. С 1944 года она возглавляла кафедру педагогики в Казахском педагогическом институте им. Абая.

Книги

  • «На ущербе» (роман, СПб, 1913)

Псевдоним: Григорьев , Р.

  • Григорьев Р. На ущербе: Роман. — СПб., 1913; 1915; М.; Л., 1927.
  • Григорьев Р. Недавнее: Роман. — Пг., [1916].
  • Григорьев Р. Очерки школьной жизни: Дневник учительницы . — [Л]., 1928.

Переводы

  • Петцольд Ю. Проблемы мира. СПб, 1909.
  • Клейнпетер Г. Теория познания в естествознании. СПб, 1910.

Примечания

Шаблон:Примечания

Литература

  • Блинкина О. Е. Григорьев Р. // Русские писатели, 1800—1917. — М., 1992. — Т. 2. — С. 39—40. — ISBN 5-85270-064-9.

Ссылки