Мавзолей Артыка

Материал из Казахстанская Энциклопедии

Шаблон:Значения Мавзолей Артыка (Шаблон:Lang-kk) — архитектурный памятник Казахстана. Образец культово-погребального зодчества западных казахских кочевых и полу-кочевых племён. В конце ХIХ века над старой могилой родового предка мавзолей построил казахский мастер Дильмагамбет Есембетулы. Памятник находится в урочище на краю песков Сам[1], на границе Атырауской и Актюбинской областей, в 7 километрах от древнего городища Көп там (Шаблон:Lang-kk «Много жилищ»)[2].

Ряд архитектурных и декоративных приёмов, применённых в строении, объединяет мавзолей Артыка с памятниками погребально-культовой архитектуры домонгольского периода, — к примеру, с построенным ещё в XII веке мавзолеем Айша-биби, — что позволяет говорить о многовековых традициях в искусстве казахских зодчих, о существовании устойчивых эстетических канонов, формирующих национальный монументальный стиль. Наибольший интерес представляет глиптический декоративный орнамент внутри и снаружи строения, умело использованный как ритмический и зонирующий элемент в архитектурных деталях мавзолея[2][3].

Описание

Как и многие другие подобные сооружения в регионе, мавзолей сложен из белого ракушечника[1]. Имеет четырёхугольную форму с выступами. Высота купола 6,24 м[2]. Купол сложен из обтёсанных камней; камни стен уложены в два ряда — горизонтально и вертикально. Орнаментальная резьба парапетов, поясов, арок и ниш повторяется с каждой стороны, образуя непрерывные ленты с правильным чередованием двух комбинаций, состоящих из геометрического (ромб), зооморфного (туйетабан — так называемый «верблюжий след») и растительного (стилизованные листья) узоров[3].

Изнутри портал также украшен резьбой из сочетания тех же трёх видов, только «верблюжий след» заменён на «бараний рог» (кошкармуйиз). Вход в мавзолей отмечен большим резным узорным «цветком». Национальный орнамент, использованный в декоре, имеет устойчивый символический смысл. Так, узор «верблюжий след» (туйетабан) традиционно украшает предметы быта, необходимые в странствовании, и означает пожелание счастливого пути, а «бараний рог» (кошкармуйиз) связан с пожеланиями довольства и достатка. В сочетании с другими традиционными узорами стены мавзолея, таким образом, украшены зашифрованными пожеланиями загробного мира и райской участи душе покойного Артыка.

В 1947 году мавзолей в урочище Сам подробно исследовал и описал видный казахский архитектор Т. К. Басенов, — в ходе подготовки диссертации по архитектурному орнаменту Казахстана. Скорее всего, благодаря именно ему известно имя мастера, строившего мавзолей. С тех пор мавзолей признан культурным достоянием и памятником архитектуры Атырауской области. В местной прессе в 1975 году о нём писали[4]: Шаблон:Цитата

Литература

  • Шаблон:КНЭ
  • Басенов Т. К. Архитектурные памятники в районе Сам // Алма-Ата: Тип. Академии наук Казахской ССР, 1947
  • Басенов Т. К. Архитектурный орнамент Казахстана // Автореферат дис., представл. на соискание учёной степени кандидата архитектуры Академии архитектуры СССР. — Москва: [б. и.], 1951
  • Басенов Т. К. Архитектура Казахстана: избранные произведения. 2-том // Алматы: Өнер, 2010. — С. 50. — 160 с.

Примечания

Шаблон:Примечания
Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>