Мавзолей Болган-ана

Материал из Казахстанская Энциклопедии

Шаблон:Достопримечательность Мавзолей Болга́н-ана́ — памятник мемориального зодчества Казахстана республиканского значения[1], расположен в Карагандинской области, приблизительно в 10 км выше слияния pек Каракенгир и Сарысу, в урочище Каражар.

Составляет культурно-историческое единство с другими значительными памятникам мемориальной архитектуры, сохранившимися в том же районе, — мавзолеями Алаша-хана, Аяк-Хамыра, Джучи-хана, Жубан-аны́, часто упоминается вместе с ними как пример самобытного стиля, существовавшего в районах Центрального Казахстана в средние века[2][3]. Охраняется государством с 1982 года[4].

Архитектура

Мавзолей представляет собой однокамерное сооружение портально-купольного типа, почти квадратное в плане (926х1090х930х1085 по внешнему контуру[5]), сориентированное выходом на юго-запад (сторону, благоприятную в китайской традиции[6]), сложенное целиком из хорошо обожжённого кирпича квадратной формы (32х32х6 см.);

фундамент у сооружения неглубокий и залит глиняным раствором, перемешанным с тем же кирпичом, — из-за чего, возможно, мавзолей и пострадал так сильно от времени: купол, поддерживавшие его перекрытия и опорные элементы, вместе с примыкавшей к ним верхней частью стен и портала полностью разрушились;

однако уцелевшая часть стен высотой до 2,9 метра и портала высотой до 3,7[5] (4,7[7]) метра вполне позволяют судить о строении, — его пропорциях, композиции и стиле, — во многих отношениях напоминающих мавзолей Аяк-Хамыра[5].

Как и мавзолей Аяк-Хамыра, мавзолей Болган-ана́ выложен из квадратных кирпичей (хотя чуть большего размера, и, следовательно, дающих чуть меньше швов кладки), и имеет почти такое же отношение фасада к боковой стене; так же в мощном (толщиной 3,1 м) портале устроена относительно неглубокая (1,2 м), при её ширине (2,6 м), ниша, верх которой когда-то украшал клинчатый арочный свод; нишу обрамляла П-образная выемка, шириной 48 см.

Почти симметрично по отношению к П-образной выемке в портале сделаны ещё две (глубиной 12 см), вертикальные — по одной с каждой стороны. Выемки предназначались, по-видимому, для установки орнаментальных терракотовых плит.

Здесь сходство с мавзолеем Аяк-Хамыра, украшенного резными вставками не только по порталу, но и по боковым стенам, заканчивается, поскольку ни следов этих плит, ни каких-либо следов налепов раствора в выемках нет. Как нет и каких-либо рельефных украшений на других, кроме фасадной, стенах — они совершенно гладкие. Возможно, устроитель намеренно оставил выемки пустыми, — из соображений экономии и эффекта строгой простоты, в духе которых вообще выдержан мавзолей[5].

В центре ниши расположен входной проём, высотой 2,2 и шириной 1,3 метра, также украшенный аркой. Это первое по времени и единственное среди «старых» мавзолеев украшение входного проёма аркой, — все подобные сооружения этой и предыдущих эпох на территории современного Казахстана оформлялись простой горизонтальной перемычкой. По своей форме «арка приближается к редкой в Казахстане килевидной форме», наверняка «рифмовавшейся» с основной аркой ниши.

Входной проём ведёт в довольно длинный проход (1,9 м) со сводчатым потолком. Далее располагается помещение, имеющее также почти квадратную площадь, но приблизительно в 2,5 раза меньшую наружной (6,27х6,29 м). Полное ощущение перехода из одного мира в другой, — если представить, что восьмигранный подкупольный барабан и купол диаметром в 6 м целы, — завершалось резким лучом света, падающим сквозь отверстие в куполе на пол из квадратного кирпича.

Шаблон:Цитата

Влияние мавзолея Болган-ана́ на сложение позднейших мавзолеев доказывается в обширной работе, посвящённой мемориальному зодчеству Казахстана[8].

Ландшафт

Мавзолей расположен на крутом берегу реки, на самой верхней его террасе, и хорошо виден издали. Как и многие памятники мемориального зодчества, он служил одновременно путевым ориентиром и, возможно, пространственно-межевой меткой. Господствующая высота места также неслучайна, — открывающийся вид умиротворяет своей широтой, создает созерцательное настроение; сооружение дольше остаётся на солнечном свету[8].

Террасой ниже на том же берегу находятся руины неизвестных построек, имеющих фундамент и подвалы, — предполагают, что это своеобразный «замок», хозяин или хозяйка которого и распорядились о возведении усыпальницы[5]. Косвенно гипотезу «фамильного некрополя» подтверждает мемориальное сооружение, расположенное в непосредственной близости от Болган-аны́, известное под названием «Болган-ана № 2». Двукамерное, но при этом меньшее по размерам, оно построено значительно позже, на что указывает совершенно другая технология: стены из сырца и пахсы́ (утрамбованной глины) облицованы снаружи и внутри красным обожжённым кирпичом. Из-за того, что облицовка не перевязана с основой, этот второй, более молодой мавзолей пострадал от времени даже сильнее, чем первый.

Микрохороним

Название мавзолея «Болган-ана́» означает что-то вроде «Матушка-Болган» и сохранилось исключительно в устной традиции — вплоть до первых записей путешественниками XVIII-ХIX веков. Записи эти были путанными и противоречивыми, как и рассказы их разноязычных проводников. Позднее из письменных источников стало известно и о некоем городе Болган-ана. Довольно точной оставалась привязка, — «чуть выше устья Каракенгира», позволившая позже осторожно идентифицировать под разными названиями один и тот же объект (в записках Н. Рычкова, А. Лёвшина, Ч. Валиханова и других). Окончательно идентифицировал и впервые описал мавзолей известный казахский археолог А. Х. Маргулан[9].

Однако окончательно идентифицировать и личность, давшую сооружению своё имя пока не удалось. Одни источники утверждают, что девица Болган — сноха полулегендарного Алаша-хана[7], другие считают её снохой или даже возлюбленной самого Чингисхана[8], третьи — зажиточной вдовой владетельного протоказаха[5].

Датировка

От ответа на вопрос, кем же была Болган-ана́, зависит и ответ на вопрос, когда мавзолей был построен: сторонники связи с Алаша-ханом, даты жизни которого указываются в разных источниках в диапазоне от VIII до XV веков, так же последовательны в датировке мавзолея Болган-ана[10]; сторонники связи с первыми чингизидами датируют XIII-началом XIV века[8]; наконец, утверждается, что мавзолей был построен, скорее всего, не ранее начала XV века[5].

Литература

  • Шаблон:Из КНЭ
  • Герасимов, Г. Г. «Памятники архитектуры долины реки Кара-Кенгир в Центральном Казахстане» / АН КазССР. Институт архитектуры, строительства и строительных материалов; отв. ред. М. М. Мендикулов. — Алма-Ата: изд-во АН КазССР, 1957. — 60 с.
  • Маргулан А. Х. «Из истории городов и строительного искусства древнего Казахстана» (Алма-Ата, 1950).
  • Байтенов Э. М. «Мемориальное зодчество Казакстана: эволюция и проблемы формообразования» / автореферат диссертации на соискание степени док. арх. наук.

Примечания

Шаблон:Примечания


Шаблон:КНЭ
Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>