Марийцы

Материал из Казахстанская Энциклопедии

Шаблон:Народ

Мари́йцы (Шаблон:Lang-chm; устаревшее русское наименование — черемисы) — финно-угорский народ в России, проживающий в основном в Республике Марий Эл. В ней проживает около половины всех марийцев, насчитывающих 547 тысяч человек (2010). Остальные марийцы рассеяны по многим областям и республикам Поволжья и Урала.

Основной территорией проживания является междуречье Вятки и Ветлуги.

Выделяют три группы марийцев: горные (живут на правом и частично левом берегу Волги на западе Марий Эл и в соседних регионах), луговые (составляют большинство марийского народа, занимают Волго-Вятское междуречье), восточные (сложились из переселенцев с луговой стороны Волги в Башкирию и Приуралье) — последние две группы ввиду исторической и языковой близости объединяют в обобщённые лугово-восточные марийцы. Говорят на марийском (лугово-восточном марийском) и горномарийском языках финно-угорской группы уральской семьи. Исповедуют православие. Также издавна распространена марийская традиционная религия, которая является Шаблон:Нет АИ 2

Этногенез

В раннежелезном веке в Волго-Камье сложилась ананьинская археологическая культура (VIII—III века до н. э.), носители которой являлись далекими предками коми-зырян, коми-пермяков, удмуртов и марийцев. Начало формирования этих народов относится к первой половине I тысячелетия нашей эры.

Область формирования марийских племен — правобережье Волги между устьями Суры и Цивиля и противоположное левобережье вместе с нижним Поветлужьем. Основу марийцев составили потомки ананьинцев, испытавших этническое и культурное влияние позднегородецких племен (предков мордвы).

Из этого района марийцы расселялись в восточном направлении вплоть до реки Вятки и в южном до реки Казанки[1].

История

Считается, что первое упоминание о черемисах встречается в VI в. у готского историка Иордана[2]. Предки современных марийцев между V и VIII веком взаимодействовали с готамиШаблон:Нет АИ, позднее с хазарами и Волжской Булгарией. Между XIII и XV веком марийцы входили в состав Золотой Орды и Казанского ханства. Во время военных действий между Московским государством и Казанским ханством, марийцы воевали как на стороне русских, так и на стороне казанцев.[3] После завоевания Казанского ханства в 1552 году ранее зависевшие от него марийские земли стали частью российского государства. 4 октября 1920 был провозглашён автономный округ марийцев в составе РСФСР, 5 декабря 1936 — АССР.

Присоединение к Русскому государству было крайне кровопролитным. Известно о трех восстаниях — так называемых Черемисских войнах 1552—1585 гг.[4][5]

Вторая Черемисская война носила национально-освободительный и антифеодальный характер. Марийцам удалось поднять соседние народы, и даже соседние государства. В войне участвовали все народы Поволжья и Приуралья, и были набеги со стороны Крымского и Сибирского ханств, Ногайской Орды и даже Турции. Вторая Черемисская война началась сразу же после похода крымского хана Давлет-Гирея, закончившегося захватом и сожжением Москвы. Шаблон:Seealso

Этногруппы

Численность и расселение

Файл:Ареал расселения марийцев в Волго-Уральском регионе. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года..png
Ареал расселения марийцев в Волго-Уральском регионе. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года.

Основная часть марийцев проживает в Республике Марий Эл (290 тыс. человек). Значительная часть проживает в Кировской, Нижегородской областях. Самая большая марийская диаспора находится в Республике Башкортостан (103 тыс. человек). Также марийцы компактно проживают в Татарстане (18,8 тыс. человек), Удмуртии (8 тыс. человек), Свердловской области (23,8 тыс. человек) и Пермском крае (4,1 тыс. человек), Ханты-Мансийском автономном округе, Челябинской и Томской областях[6]. Живут также в Казахстане (4 тыс., 2009 г. и 12 тыс., 1989 г.), на Украине (4 тыс., 2001 г. и 7 тыс., 1989 г.), в Узбекистане (3 тыс., 1989 г.)

Численность марийцев по данным переписей населения (человек):

1897[7][8] 1926[9] 1939[10] 1959[11] 1970[12] 1979[13] 1989[14] 2002[15] 2010[16]
СССР 428192 Шаблон:Увеличение 481587 Шаблон:Увеличение 504205 Шаблон:Увеличение 598628 Шаблон:Увеличение 621961 Шаблон:Увеличение 670868
Российская Федерация (Российская империя, РСФСР) 375439[17] Шаблон:Увеличение 428001 Шаблон:Увеличение 476382 Шаблон:Увеличение 498006 Шаблон:Увеличение 581082 Шаблон:Увеличение 599637 Шаблон:Увеличение 643698 Шаблон:Уменьшение 604298 Шаблон:Уменьшение 547605
Республика Марий Эл (Марийская автономная область, Марийская АССР) 247979 Шаблон:Увеличение 273332 Шаблон:Увеличение 279450 Шаблон:Увеличение 299179 Шаблон:Увеличение 306627 Шаблон:Увеличение 324349 Шаблон:Уменьшение 312178 Шаблон:Уменьшение 290863
Кировская область (Вятская губерния) 144918[18] Шаблон:Уменьшение59741 Шаблон:Уменьшение57008 Шаблон:Уменьшение52570 Шаблон:Уменьшение51682 Шаблон:Уменьшение47910 Шаблон:Уменьшение44496 Шаблон:Уменьшение38930 Шаблон:Уменьшение29598
Республика Башкортостан (Уфимская губерния, Башкирская АССР) 80608[19] Шаблон:Уменьшение79298 Шаблон:Увеличение 90163 Шаблон:Увеличение 93902 Шаблон:Увеличение 109638 Шаблон:Уменьшение 106793 Шаблон:Уменьшение 105768 Шаблон:Нет изменений105829 Шаблон:Уменьшение103658
Кировская область

2002 год: район, количество, доля в районе:

  • Кильмезский, 2 тыс., 8 %;
  • Кикнурский, 4 тыс., 20 %;
  • Лебяжский, 1,5 тыс., 9 %;
  • Малмыжский, 5 тыс., 24 %;
  • Пижанский, 4,5 тыс., 23 %;
  • Санчурский, 1,8 тыс., 10 %;
  • Тужинский, 1,4 тыс., 9 %;
  • Уржумский, 7,5 тыс., 26 %.

Численность (Кировская область): 2002 год — 38 390, 2010 год — 29 598.

Антропологический тип

Файл:Shketan.jpg
Яков Павлович Шкетан

Марийцы относятся к субуральскому антропологическому типу, отличающемуся от классических вариантов уральской расы заметно бо́льшей долей монголоидного компонента[20].

По антропологическому облику марийцы относятся к древнеуральской общности, которая в результате метисации с европеоидами дала начало антропологическим типам финно-угорских народов[21].

Язык

Шаблон:Main Шаблон:Main Марийские языки относятся к финно-волжской группе финно-угорской ветви уральских языков.

В России по данным Всероссийской переписи населения 2002 марийскими языками владеют 487 855 человек, в том числе марийским (лугово-восточным марийским) — 451 033 человек (92,5 %) и горно-марийским — 36 822 человек (7,5 %). Среди 604 298 марийцев в России марийскими языками владеют 464 341 человек (76,8 %), русским — 587 452 человек (97,2 %), то есть широко распространено марийско-русское двуязычие[22][23]. Среди 312 195 марийцев в Марий Эл марийскими языками владеют 262 976 человек (84,2 %), в том числе марийским (лугово-восточным марийским) — 245 151 человек (93,2 %) и горно-марийским — 17 825 человек (6,8 %); русским — 302 719 человек (97,0 %, 2002 г.)[24][25].

Традиционная одежда

Основной одеждой марийцев была рубаха тунико-образного покроя (тувыр), штаны (йолаш), а также кафтан (шовыр), вся одежда опоясывалась поясным полотенцем (солык), а иногда и поясом (ÿштö).

Мужчины могли носить войлочную шляпу с полями, шапку и накомарник. Обувью служили кожаные сапоги, а позже — валенки и лапти (заимствование из русского костюма). Для работы в болотистой местности к обуви прикрепляли деревянные платформы (кетырма).

У женщин были распространены поясные подвески — украшения из бисера, раковин каури, монеток, застежек и пр. Также существовало три вида женских головных уборов: конусовидный колпак с затылочной лопастью; сорока (заимствована у русских), шарпан — головное полотенце с очельем. Схожим с мордовским и удмуртским головным убором является шурка[26].

Религия

Шаблон:Main

Кроме православия у марийцев существует собственная традиционная религия, которая сохраняет определённую роль в их духовной культуре и в настоящее время. Приверженность марийцев к своей традиционной вере вызывает живой интерес у журналистов из Европы и России. Марийцев даже называют «последними язычниками Европы»[27].

В XIX веке традиционная религия марийцев подвергалась гонениям. Например, в 1830 году по указанию министра внутренних дел, к которому поступило обращение Святейшего Синода, было взорвано место молений — Чумбылат курык. Однако уничтожение Чумбылатова камня не дало ожидаемого эффекта, поскольку марийцы поклонялись не камню, а обитавшему там божеству[28].

Имена

Шаблон:Main Испокон веков марийцы имели национальные имена. При взаимодействии с татарами к марийцам проникли тюркско-арабские имена, с принятием христианства — христианские. В настоящее время больше используются христианские имена, также набирает популярность возврат к национальным (марийским) именам. Примеры имён: Акчас, Алтынбикя, Айвет, Аймурза, Бикбай, Емыш, Изикай, Кумчас, Кысылвика, Менгылвика, Малика, Настальче, Пайралче, Шымавика.

Свадебные традиции

Одним из главных атрибутов свадьбы является свадебная плетка «Сÿан лупш», оберег, защищающий «дорогу» жизни, по которой предстоит пройти вместе молодожёнам.

Уровень образования

Уровень образования российских марийцев намного ниже, чем в целом у населения РФ. По переписи 2010 года среди марийцев лишь 11,7 % имели высшее или послевузовское образование (55 277 человек из 470 834 лиц марийской национальности в возрасте 15 лет и старше, указавших уровень образования)[29]. При этом среди жителей России всех национальностей доля лиц с высшим или послевузовским образованием в 2010 году составила 23,4 % (27 540 707 человек из 117 639 476 лиц в возрасте 15 лет и старше, указавших уровень образования)[30].

Марийцы Башкортостана

Башкортостан — второй после Марий Эл регион России по численности проживающих марийцев. На территории Башкортостана проживает 105 829 марийцев (2002)[31][32], треть марийцев Башкортостана проживает в городах.

Переселение марийцев на Урал происходило в XV—XIX веках и было вызвано их насильственной христианизацией на Средней Волге. Марийцы Башкортостана в массе своей сохранили традиционные верования.

Доступно обучение на марийском языке в национальных школах, в среднеспециальных и высших учебных заведениях в Бирске и Благовещенске. В Уфе действует Марийское общественное объединение «Марий ушем».

Марийцы Кировской области

Областной центр марийской культуры (ОЦМК) — деревня Мари-Ошаево, Пижанского района Кировской области. Директор ОЦМК — Чельникова Алевтина. Работой ОЦМК проводятся национальные концерты, функционируют кружки, народные ансамбли. Каждый год в июне-июле в деревне Мари-Ошаево проходит праздник Пеледыш пайрем. Областной центр марийской культуры Кировской области сотрудничает с национальными общественными движениями Республики Марий Эл.Шаблон:Нет АИ

Известные марийцы

В искусстве

См. также

Шаблон:Дерево статей

Примечания

Шаблон:Примечания

Литература

Ссылки

Шаблон:Финно-угорские племена Шаблон:Народы России с численностью более 100 тысяч человек Шаблон:Марийцы
Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>