Мукри

Материал из Казахстанская Энциклопедии

Шаблон:Значения Мукри или мохэ (кит. — 靺鞨 mòhé), также Моцзи (勿吉 mòjí) — народ, живший на севере Маньчжурии с раннего средневековья, предки чжурчжэней и, соответственно, маньчжуров. Несколько раз переселялись на левый берег Амура. Язык — алтайской семьи тунгусо-маньчжурской группы, проточжурчжэньский. А. В. Гребенщиков предполагает, что имя «мохэ» происходит от маньчжурского «мукэ» (вода), следовательно, «мохэ» переводилось им как «поречане, жители рек». Такой же точки зрения придерживался и Г. Е. Грумм-Гржимайло. Действительно, средоточием мохэйцев в IV—VI веках были бассейны рек Амура, Зеи, Сунгари, Уссури.

Мохэские племена являлись пришлым народом на Дальнем Востоке. В раннем средневековье они прибыли на территорию Маньчжурии из Забайкалья, скорее всего, покорив местные группы населения. В отличие от коренного населения современного Дальнего Востока России мохэйцы не использовали каны. Но они ввели использование коней в охоте, военных действиях и сельском хозяйстве. Однако при этом они позаимствовали многие занятия и промыслы у местного населения.

Средневековые китайские историки считали их потомками народа сушень.

Численность

Каждое племя имело своего вождя, которому и подчинялось. В китайских летописях были представлены 7 племенных союзов, хотя, скорее всего, их было больше. В частности, по данным «Син Тан шу», все 7 племён могли собрать до 50 тысяч войска, но в битве при Аньши, по данным «Цзинь ши», участвовало 150 тысяч мохэсцев. Скорее всего, 7 племён были вне влияния Когурё, а сколько мохэйцев проживало на территории Когурё, точно неизвестно.

Семь племён

  1. Сумо (粟末), граничило с Когурё. Могут собрать несколько[1] тысяч храбрых воинов. Часто вторгаются в Когурё.
  2. Бодо (伯咄). Обитает севернее сумо. Может собрать 7000 воинов.
  3. Аньчегу (安車骨). Обитает на северо-востоке от бодо.
  4. Фуне (拂涅). Живут на востоке от бодо.
  5. Хаоши (號室). Живут на востоке от фуне.
  6. Хэйшуй (黑水), в переводе с китайского «племя чёрной реки». Жили на берегах Амура, северо-западнее аньчегу. Самое сильное племя мукри.
  7. Байшань (白山)в переводе с китайского «племя белых гор». Жили около Пэктусана, юго-восточнее сумо. Собирают не больше 3000 воинов.

Этнические группы мукри среди других народов

Мукри, переселившиеся на Тянь-Шань во II в. н. э. во главе с сяньбийским вождем Таншихаем, входили в состав народа тюргеши, и были известны как сары-тюргеши.

Война

Китайцы считали мохэ лучшими воинами среди «восточных варваров». Они был сильны и отважны. Они презирают своих северо-восточных соседей Доумолоу и нападают на соседей. Племена восточнее фуне использовали стрелы с каменными наконечниками. Отличные лучники. Луки длиной 3 чи (88-100 см), стрелы около чи с двумя цунями (около 34 см). Осенью делают яды для стрел, который используют в основном для охоты. Раненый быстро умирает. При варке яда много паров, от которых некоторые умирают.

Правители

Известен вождь с титулом «великий мофо» (大莫弗) по имени Маньдо (瞞咄) (VI век ?). В начале VII века правил Тудицзи (突地稽)

Отношения с соседями

Мохэйцы играли важную роль в отношениях между странами Корейского полуострова и Китаем. Мохэская конница часто нападала на Китай и его союзников, под давлением Когурё мохэский вождь Тудицзи со своими людьми ушёл в Китай и покорился империи Тан. Он отличился на военном поприще, за что часто получал награды, и ему даже была присвоена императорская фамилия.

В 471-476 году прислали в Бэй Вэй посла Иличжи (乙力支) с данью. В 477 году прислали 500 лошадей. Иличжи рассказал китайцам о своём пути из земель мукри. Он сообщил, что мукри соединились с Пэкче и разбили когурёского Шиломи (十落密) и просят у императора совета как лучше напасть на Когурё с моря. Император приказал: «Три владения (Когурё, Пэкче и мукри) пусть живут в мире». Через десять лет дань два раза привозил уже другой посол — Хоуничжи (侯尼支). В 489 году привезли стрелы и местные продукты. Продолжали присылать послов с данью по 520 год.

Позже установили связь с Восточной Вэй в 540 году.

В 581 году мукри приветствовали восшествие на престол Суй Вэнь-ди и тот отметил, что рад видеть столь храбрых воинов, что приходят как дети к отцу. Мукри ответили, что и до их земель дошёл слух о мудрости и святости императора. Император запретил им воевать с киданями. На пиру послы мукри устроили для императора пляску, которая больше походила на сражение. Император отметил, что мало найдётся между небом и землёй людей, которые больше думают о сражениях, чем мукри.

Во время войны Суй Ян-ди против Когурё вождь мукри Тудицзи (突地稽) был принят в китайское подданство и пожалован титулом. Он полюбил китайские обычаи и просил прислать ему шапочку и пояс, как у настоящих чиновников, что было исполнено. Он сопровождал императора в походах на Ляодуне и был награждаем за храбрость в сражениях. Позже он провожал императора до Цзянсу. Ли Ми (аристократ, вождь восстания против Суй) пытался поймать его. После он поселился в городке Лючэн (柳城) и имел постоянное сообщение с Китаем.

После разгрома Когурё в 668 году часть мохэских племен рассеялась или подчинилась Китаю, но другая часть участвовала в создании государства Бохай, либо вошла в состав чжурчжэней.

Хозяйство

Почвы плохие: слишком сырые, низины. Выращивают просо и пшеницу, а также мальву. Производят рисовое вино.

Есть воды с большим содержанием соды. Добывают соль на древесной коре[2] или посредством выпаривания в солёных озёрах.

Коров и овец не держат, но разводят лошадей. На них пашут землю и впрягают их в телеги, которые приходится подталкивать. Много и успешно охотятся.

Делают постройки, уплотняя землю, как при строительстве плотин, потом в таком холмике вырывают помещение для жилья. Вход находится сверху, используют лесенку.

Обычаи

На юге находятся почитаемые горы — Пэктусан. В этих горах нельзя мочиться, всякую нечистоту люди должны уносить с собой. Там водятся медведи, барсы, волки, которые не трогают людей. На этих зверей нельзя охотиться.

На свадьбу невеста одевает полотняную юбку, а мужчина шубу на свиной коже и вставляет в головной убор хвост барса. После свадьбы муж берёт жену за груди и ведёт в свой дом. Если мужу скажут о измене жены, он убивает жену, а после раскаивается и убивает доносчика. Поэтому о распутстве никогда не доносят.

По мнению китайцев крайне нечистоплотны и грязны, могут умывать руки и лицо мочой.

Умерших весной и летом зарывают в могилу и над ней строят хижину от дождя. Умерших осенью и зимой используют как приманку для ловли соболей и так их много ловят.

Археологические доказательства

Археологами установлено, что мохэ практиковали обряд воздушного погребения в зависимости от времён года[3].

Примечания

Шаблон:Примечания

Литература

  • Шаблон:Книга
  • Государство Бохай (698—926 гг.) и племена Дальнего Востока России. М.: Наука, 1994. — 219 с.
  • Бичурин Н. Я.. Собрание сведений…
  • Бэй ши. История Северных Династий. Гл. 94.

Ссылки

Шаблон:Rq Шаблон:Викитека-язык
Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>