Портал электронного правительства Республики Казахстан

Материал из Казахстанская Энциклопедии

Шаблон:К удалению Шаблон:Карточка сайта Портал электронного правительства Республики Казахстан — это информационно-справочный и интерактивный веб-портал, предоставляющий государственные услуги и сервисы в электронном виде и обеспечивающий единую точку доступа для получения самой необходимой информации о государственных услугах.

Портал электронного правительства www.egov.kz разрабатывается по заказу Агентства Республики Казахстан по связи и информации национальным оператором в сфере информационных технологий АО «Национальные информационные технологии», дочерней компанией АО Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде». В 2015 году договор о разработке был заключен напрямую с компанией ТОО "Bee Software" в конгломерате с ТОО "Inessoft". АО «Национальные информационные технологии» осуществляют функции по управлению проектом.

История создания

Идея создания электронного правительства в Казахстане была озвучена в ежегодном Послании Президента Республики Казахстан 19 марта 2004 года.[1]

10 ноября 2004 года была утверждена Программа формирования Электронного Правительства на 2005—2007 годы[2]. Реализация программы предполагала поэтапное решение следующих задач:

  1. Информационный этап — публикация и распространение информации.
  2. Интерактивный этап — предоставление услуг путём прямого и обратного взаимодействия между государственным органом и гражданином.
  3. Транзакционный этап — взаимодействие путём осуществления через правительственный портал финансовых и юридических операций.
  4. Трансформационный этап — создание комплексных, композитных электронных услуг. Максимальная оперативность в оказании социально-значимых услуг.

2006

12 апреля 2006 года впервые был запущен веб-портал электронного правительства Республики Казахстан[3]. На начальном этапе он содержал материалы о государственных услугах информационно-справочного характера.

2007—2009

В период с 2007—2009 годы была сформирована инфраструктура электронного правительства, созданы базовые компоненты: веб-портал[4] и шлюз электронного правительства, платежный шлюз электронного правительства[5], электронный межведомственный документооборот[6], инфраструктура открытых ключей, единая транспортная среда государственных органов[7], национальные реестры идентификационных номеров[8], реализованы электронные государственные услуги.

2010—2011

В 2010 году на портале появились первые транзакционные услуги, предполагающие возможность проведения онлайн-платежей. Так, в первую очередь была реализована онлайн-оплата налогов, государственных сборов, пошлин и штрафов за нарушение правил дорожного движения, в 2011 году — оплата услуг жилищно-коммунального хозяйства.

В 2011 году веб-портал предложил казахстанцам услуги ЗАГСа в новом электронном формате, автоматизировав процедуру подачи заявления на заключение/расторжение брака и регистрацию рождения ребёнка.

2012

В течение 2012 года на веб-портале был запущен ряд других социально-значимых государственных услуг, среди которых услуги ЗАГСа, Министерства здравоохранения, Министерства внутренних дел и Министерства образования. Помимо запуска новых услуг, в 2012 году был изменен дизайн портала электронного правительства в целях существенного увеличения удобства его использования[9][10].

Кроме того, было создано мобильное приложение для получения самых простейших услуг, таких как адресная справка, постановка в очередь в детский сад и оплата налогов. В целях упрощения процедуры обучения населения работе с порталом была разработана мультимедийная обучающая программа[11].

Для увеличения взаимодействия между гражданами и правительством был реализован сервис обсуждения проектов электронных услуг. А также, для обсуждения были выведены и новые проекты законов. Сервисы взаимодействия граждан с правительством были выведены в отдельный блок «Граждане и правительство». В нём, помимо обсуждения проектов услуг и законов выведены следующие сервисы — интернет-конференции, электронные обращения граждан в государственные органы, запись на онлайн-прием к министрам, блоги первых руководителей, контакты государственных органов и их представителей.

В целях повышения информативности портала в 2012 году была проведена работа по интеграции базы данных нормативно-правовых актов Министерства юстиции Республики Казахстан. Вся актуальная законодательная база доступна в специальном разделе «Законодательство»[12].

В апреле 2012 года состоялся запуск услуги по записи электронной цифровой подписи на чипы удостоверений личности нового образца в целях увеличения безопасности хранения и использования электронной цифровой подписи[13].

2013

В 2013 году был запланирован вывод 60 % социально-значимых услуг в электронном формате[14]. С начала года были запущены услуги по регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. В пилотном режиме состоялся запуск электронных услуг по выдаче паспортов, удостоверений личности, водительских прав, а также по регистрации населения по месту жительства. Кроме этого было запущено множество вспомогательных сервисов для юридических лиц и по тематике земельных отношений. До конца 2013 года планировалось вывести 100 % социально-значимых услуг в электронном формате[15][16].

В мае 2013 года количество выданных электронных цифровых подписей достигло 2-х миллионов[17]. В августе были запущены новые электронные услуги в разделе Образование, такие как подача документов на зачисление в ВУЗы[18] и в школы[19]. В сентябре 2013 года была запущена коммерческая услуга по онлайн-проверке и мониторингу персональной кредитной истории[20].

По итогам 2013 года через портал электронного правительства РК было проведено онлайн платежей на сумму более 1 миллиарда тенге[21].

Цели и задачи

Портал www.egov.kz является одним из основных проектов Электронного правительства — механизма функционирования правительства и местных органов власти, базирующегося на широком применении информационных технологий с использованием объединенных информационных ресурсов государственных органов и максимально ориентированного на предоставление услуг гражданам и организациям.

Цели портала электронного правительства:

  • упрощение процедур предоставления государственных услуг населению по принципу одного окна;
  • повышение эффективности предоставления государственных услуг.
  • создание единой точки доступа ко всем информационным ресурсам государственных органов: открытый диалог с властью, конфиденциальность, установление прямого и обратного взаимодействия граждан с государственными органами.

Структура портала

Электронные услуги и сервисы, информация о государственных услугах и полезные материалы структурированы по двум основным категориям — «Граждане» и «Бизнес», которые в свою очередь, делятся на тематические разделы.

Категория «Граждане» — для физических лиц Категория «Бизнес» — для юридических лиц

Описания государственных услуг, разделенных по разделам, состоят из следующей информации:

  • полное и краткое наименование услуги;
  • наименование государственного органа (организации) — поставщика услуги;
  • сведения о местах, в которых можно получить информацию о порядке предоставления услуги;
  • категория получателей услуги;
  • срок предоставления услуги;
  • стоимость оказания услуги;
  • действия и данные, необходимые для получения услуги в электронном виде;
  • перечень документов, необходимых для получения услуги в государственном органе;
  • формы заявлений и иных документов, которые должен заполнить заявитель;
  • результат оказания услуги;
  • перечень и тексты нормативных актов, регулирующих порядок предоставления услуги.

Каждый подраздел портала содержит полезные статьи, касающиеся общих вопросов по получению государственных услуг и различную вспомогательную информацию по темам подразделов.

Блок «Граждане и правительство»

Достижения электронного правительства

За время своего существования электронное правительство Республики Казахстан преодолело четыре этапа становления и развития, было позитивно принято и высоко оценено мировым сообществом — об этом свидетельствуют высокие позиции в международных и республиканских рейтингах, номинации в конкурсах. Степень развития казахстанского электронного правительства оценивается как «развивающиеся» (emerging leaders) и считается одним из самых успешных.

13 мая 2013 года в Женеве были объявлены результаты международного конкурса WSIS Project Prizes 2013, который прошел в рамках Форума Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества. Система электронного лицензирования Казахстана www.elicense.kz стала лучшим проектом в категории «E-Business»[22]. Всего в конкурсе приняли участие более 280 проектов из 64 стран мира[23].

В апреле 2013 года был опубликован доклад Всемирного экономического форума (WEF), согласно которому Индекс сетевой готовности Казахстана находится на 43 месте из 144 стран. По сравнению с 2012 годом и 55 позицией в рейтинге страна показывает стремительный рост по многим параметрам и является лучшей среди стран СНГ. Индекс сетевой готовности определяет уровень развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в стране и состоит из 54 показателей, отражающих вклад ИКТ в экономику, а также готовность национальных экономик к использованию этих технологий[24][25][26].

Каждые два года Департамент по экономическим и социальным вопросам Организации Объединенных Наций проводит исследования по оценке уровня развития электронного правительства в мире (192 страны). В 2012 году электронное правительство республики Казахстан в этом рейтинге заняло 38 место. При этом индекс онлайн-услуг вырос на 10 позиций, а телекоммуникационной инфраструктуры — на 14 позиций. По индексу е-участия, который определяет возможность общения граждан с правительством, Казахстан занял 2-е место, разделив его с Сингапуром[27].

В копилке достижений электронного правительства есть и казахстанские награды. В конце 2012 года на X юбилейной церемонии награждения Национальной интернет-премии Award.kz-2012 портал электронного правительства занял первое место в номинации «Органы власти и самоуправления», а также был признан лучшим среди двуязычных сайтов[28][29]. Внимание к проекту привлек прошедший в октябре редизайн портала электронного правительства, в результате которого изменилось не только визуальное оформление, но и структура и логика размещения материалов.

Всемирный рейтинг ООН 2014 2013 2012 2010 2008 2005
Индекс развития электронного правительства 28 - 38 46 81 65
Индекс человеческого капитала - - 25 16 22 22
Индекс онлайн услуг - - 14 95 24 24
Индекc телекоммуникационной инфраструктуры 53 - 77 96 91 91
Индекс е-участия 22 - 2 18 31 31
Рейтинг Всемирного экономического форума (WEF) 2014 2013 2012 2011 2010 2005
Индекс сетевой готовности 43 43 55 67 68 -
Подиндекс готовности - 62 52 56 74 -
Подиндекс использования - 54 65 56 54 -

Статистика по государственным услугам

По состоянию на 31 марта 2014 года пользователям портала предлагается 235 интерактивных и транзакционных услуг. В это число входит:

  • 135 электронных услуг;
  • 53 интерактивных сервисов;
  • 20 оплат государственных сборов;
  • 17 видов госпошлин;
  • 4 вида налоговых платежей;
  • 1 оплата штрафов за нарушение ПДД;
  • 3 вида коммунальных услуг;
  • 1 оплата мобильной связи;
  • 1 оплата услуг АО «Казахтелеком».

Количество оказанных услуг на портале электронного правительства по состоянию на 31 марта 2014 года.

2010 2011 2012 2013 2014
1,6 млн. 8,3 млн. 10,7 млн. 27,3 млн. 8,2 млн

См. также

Примечания

Шаблон:Примечания

Ссылки


Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>