Салыкбаев, Ауесхан

Материал из Казахстанская Энциклопедии

Шаблон:Персона Ауесхан Салыкбаев (Ауэзхан Саликбаев) (Шаблон:Lang-kk; род. 1929) — советский и казахстанский железнодорожник, Герой Социалистического Труда (1966), Депутат Верховного Совета Казахской ССР 5-го созыва.

Биография

Ауесхан Салыкбаев родился в 1929 году на станции Арысь Сыр-Дарьинского округа Казахской АССР (ныне в составе Шаблон:МР Южно-Казахстанской области) в бедной крестьянской семье. Его родители рано умерли и, не имея возможности окончить школу, он начал работать в 14 лет. За первые годы работы прошёл должности переписчика вагонов, технического конторщика, дежурного по путям станции Арысь[1].

В 1951 году пришёл на должность дежурного по сортировочной горке станции Арысь, на этой должности работал в течение 14 полных лет. Каждый день он узнавал секреты мастерства своих коллег, учился у передовика производства Байсеита Танкеева, интересовался работой других сортировочных станций, в 1960 году окончил вечернюю среднюю школу. В 1959 году по его инициативе на станции Арысь был создано диспетчерское управление формирования поездов. В 1961 году впервые на станции совместил дежурного по механизированной горке и диспетчера, благодаря чему было перевезено 3129 тысяч тонн грузов сверх нормы. В 1954 году его наградили медалью «За трудовое отличие», в 1959 году — орденом Трудового Красного Знамени, в 1961 году — знаком «Почётному железнодорожнику»[1].

С 1965 года работал маневровым диспетчером станции. 4 августа 1966 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий семилетнего плана перевозок, развития и технической реконструкции железных дорог Ауесхану Салыкбаеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот»[1].

В 1967 году Ауесхан Салыкбаев заочно окончил Целиноградский железнодорожный техникум. В том же году его назначили заместителем начальника станции Арысь по оперативной работе, где он отвечал за обеспечение работы оперативных звеньев всех предприятий узла: обеспечение локомотивами и бригадами, своевременный осмотр поездов вагонниками, надлежащее состояние путевого хозяйства, исправность устройств СЦБ и связи и другое[1].

Через четыре года, в 1971 году, он был назначен начальником станции Арысь. В дополнение к ранее построенным двум путям на участках Тюлькубас — Бадам двухпутными стали участки Арысь — Шенгельды, Бадам — Арысь, таким образом, увеличилась пропускная способность участков, примыкающих к станции Арысь. Назрела необходимость в увеличении и удлинении станционных путей, строительстве дополнительных парков приёма и отправления, сортировочного парка и усилении мощности горочной системы самой станции Арысь. В 1976 году был сдан в эксплуатацию северный сортировочный парк. Через четыре года была сдана в эксплуатацию пневмопочта большого диаметра. 26 марта 1980 года была принята в эксплуатацию чётная сортировочная система, а в нечётном отправочном парке построено дополнительно 17 путей. В 1981-1985 годах были построены вторые пути на перегонах Арысь — Акдала и Арысь-1 — Арысь-2. В реализации всех этих проектов в качестве начальника станции Арысь активную организаторскую работу проводил Ауесхан Салыкбаев[1].

За три пятилетки станция Арысь 34 раза занимала призовые места во Всесоюзном социалистическом соревновании, четырежды заносилась на Всесоюзную доску Почёта на ВДНХ[1].

Постановлением ЦК Компартии Казахской ССР от 16 февраля 1976 года Ауесхан Салыкбаев был занесён в Золотую книгу Почёта Казахской ССР за выдающиеся успехи в выполнении заданий пятилетки. Он был избран депутатом Верховного Совета Казахской ССР[1].

В 1979 году Салыкбаева назначили начальником Чимкентского отделения железной дороги. В новой должности его основной работой оставалась станция Арысь. В 1984 году было начато строительство и монтаж автоматизированной системы управления сортировочной станцией, первая очередь (чётная система) была сдана в эксплуатацию в 1985 году, в 1986 году задействовали вторую очередь, были смонтированы два комплекса новейших электронно-вычислительных машин СМ-2. В 1985—1986 годах был переведён на электрическую тягу участок Арысь — Шенгельды, в 1989 году — Арысь — Кзылсай, в 1990 году — Кзылсай — Тюлькубас. [1]

В 1983 году в возрасте 54 лет Ауесхан Салыкбаев получил высшее образование в Алма-Атинском институте инженеров железнодорожного транспорта (заканчивал институт в один год со своим младшим сыном Мырзаханом)[1].

В 1993 году он вышел на пенсию, передав руководство Чимкентским отделением дороги по решению руководства своему сыну Мырзахану[1].

В 1993 году Ауесхан Салыкбаев вместе с супругой Ратай совершил хадж в Мекку и Медину в составе 300 первых мусульманских паломников из суверенного Казахстана[1].

12 декабря 2005 года Указом Президента Казахстана Ауесхан Салыкбаев был награждён орденом «Отан»[2].

Награды

Примечания

Шаблон:Примечания

Ссылки

  • ҚазССР. Қысқаша энциклопедия, 2-й том. — Алматы, 1987.


Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>