Сары-Арка (аэропорт)

Материал из Казахстанская Википедии
Перейти к: навигация, поиск

Шаблон:Значения Шаблон:Карточка аэропорта

Сары-Арка Шаблон:Airport codes — аэропорт города Караганда, расположенный в 22 км юго-восточнее Караганды и в 200 км от Астаны. Один из крупнейших аэропортов Казахстана.

Аэродром Сары-Арка внеклассовый (без ограничения массы ВС), взлётно-посадочная полоса способна принимать все типы воздушных судов. До распада СССР аэропорт и аэродром носили название «Караганда (Центральный)».

Аэровокзальный комплекс аэропорта имеет пропускную способность 1200 чел в час. Мощности аэропорта по обслуживанию пассажиров — 2,5 млн чел в год, по переработке грузов — 18 тыс. тонн в год, по переработке почты — 7 тыс. тонн в год.

На аэродроме базируется также военная авиация (перехватчики МиГ-31).

История

Первый карагандинский аэропорт создан в феврале 1934 года. Первоначально полёты выполнялись на самолётах У-2, а с 1937 года началось регулярное пассажирское сообщение с Алма-Атой на самолётах АНТ-9.

В 1944 году аэропорт перебазирован в район «Нового города», а в 1954 году началось строительство служебных помещений.

В 1959 году была построена взлётно-посадочная полоса с искусственным покрытием и одноэтажное здание аэропорта, аэропорт получил название «Караганда (Городской)».

Первый Ил-18 (бортовой № 75689) из Алма-Аты приземлился на бетонной полосе летом 1961 г. Его встречал в том числе дважды герой Советского Союза, пилот Талгат Якубович Бегельдинов (г. Алма-Ата). С приходом Ил-18 время полета в Москву сократилось до 4 час. 20 мин. (до лета 1961 г. в Москву летали Ил-14 с промежуточными посадками в Кокчетаве, Петропавловске, Кургане, Свердловске, Казани с общим временем полета — около 15 час.). Первые регулярные авиалинии на Ил-18 были следующие: рейсы № 104/103 Алма-Ата—Караганда—Москва и обратно (1961); в 1962 г. рейсы № 151/152 Ташкент—Караганда—Омск и обратно; № 765/766 Алма-Ата—Караганда—Минеральные Воды—Адлер (Сочи) и обратно, рейс № 961/962 Алма-Ата—Караганда—Куйбышев—Киев и обратно; 1963 г. (январь) открытие рейса № 367/368 Алма-Ата—Караганда—Свердловск—Ленинград и обратно, а в 1965 г. этот рейс был дополнен, чередуясь по дням недели посадками в Казани и Челябинске; 1964 г.: рейс№ 1063/1064 Алма-Ата—Караганда—Ростов—Симферополь и обратно; рейс № 741/742 Фрунзе(Бишкек)—Караганда—Новосибирск и обратно и в 1967 году открыт рейс № 3779/3780 Алма-Ата—Караганда—Уфа—Рига и обратно Латвийского управления Гражданской авиации.

С осени 1963 года началась эксплуатация новых самолетов Ан-24 на республиканских авиалиниях. В первую очередь были открыты рейсы в Павлодар и Семипалатинск, а затем, в течение 2—3 лет, стали летать в Усть-Каменогорск, Петропавловск, Джезказган, Кокчетав, Уральск, Актюбинск, Гурьев (Атырау), Аркалык, Алма-Ату, Чимкент, Джамбул, Балхаш, Шевченко (Актау), Новосибирск, Кемерово. Все открытые авиалинии функционировали на регулярной основе, десятилетиями и круглогодично.

В 1963 году рядом со зданием аэропорта открылась гостиница «Старт» для транзитных пассажиров.

В 1973 г. открылся новый терминал, пристроенный к одноэтажному зданию аэропорта.

К концу 1970-х годов прямое регулярное авиационное сообщение связывало Караганду с более чем 50 городами СССР.

В 1980 году началось строительство нового аэропорта, получившего название «Караганда (Центральный)», строительство взлётно-посадочной полосы было завершено в том же году, в рекордные сроки, за полгода. 4 ноября 1980 года на взлётно-посадочной полосе аэродрома произвёл посадку первый авиалайнер Ил-62 (бортовой — 86694) из Алма-Аты, командир — заслуженный пилот СССР Марышев Б.

В середине 1980-х годов гражданская авиация была перебазирована с аэродрома «Городской» на новый аэродром «Центральный». До начала 1990-х аэродром «Городской» использовался как военный (здесь базировалась вертолётная часть), затем был закрыт. Сегодня здание старого аэровокзала находится глубоко в черте города, а по бывшей взлётно-посадочной полосе аэродрома «Городской» проходит автомагистраль.

В 1992 году аэропорту «Центральный» присвоен статус международного аэропорта и название «Сары-Арка».

5 сентября 1996 года в аэропорту «Центральный» был официально открыт новый аэровокзал.

Ныне аэропорт принадлежит частной компании, которая заявила о намерении привести аэропорт к новейшим международным стандартам и удлинить взлётно-посадочную полосу.

Принимаемые типы ВС

Все типы воздушных судов. Максимальный взлётный вес воздушного судна без ограничений. Классификационное число ВПП (PCN) 64/R/A/W/T.

Пассажиропоток

Происшествия

Легенды

По официальным данным, существовало только два соответствующим образом оборудованных запасных аэродрома для посадки орбитального корабля «Буран»<ref>Запасные аэродромы для «Бурана»</ref>: Хороль (в центральной части Приморского края, южнее озера Ханка) и «Западный запасной аэродром» (в Крыму, вблизи Симферополя).

Создание других запасных аэродромов, тем более настолько близко к космодрому Байконур, представляется технически необоснованным, поскольку орбитальный корабль обладал достаточным аэродинамическим качеством (то есть мог далеко планировать) для достижения одного из трёх аэродромов (включая основной аэродром посадки «Юбилейный» на космодроме Байконур)<ref>Посадочный комплекс космодрома Байконур</ref>.

Археология

В районе Сары-Арки неподалеку от Караганды экспедицией Сарыаркинского археологического института раскопан ступенчатый мавзолей бегазы-дандыбаевской культуры эпохи поздней бронзы. Учёные считают, что мавзолей возвели в Сары-Арке более 3 тыс. лет назад<ref>В Казахстане найдена древняя пирамида, 17.08.2016</ref>.

Иллюстрации

Авиакомпании и направления

Пассажирские перевозки

Шаблон:Airport-dest-list

Источники

Шаблон:Примечания

Шаблон:Аэропорты Казахстана

Ссылки

Шаблон:Навигация