Кузнецов, Николай Алексеевич (лётчик) — различия между версиями
Moderator (обсуждение | вклад) м (1 версия) |
|
(нет различий)
|
Текущая версия на 00:32, 25 апреля 2025
Шаблон:ФИО Шаблон:Военный деятель Николай Алексеевич Кузнецов (19 декабря 1922 — 12 августа 2009) — заслуженный пилот СССР. Дважды Герой Социалистического Труда (1973, 1979), более 40 лет работал в Казахском управлении гражданской авиации, в 1971—1984 годах — начальник управления. Лауреат премии Совета Министров СССР, четырежды избирался депутатом Верховного Совета Казахской ССР.
Содержание
Биография
Детство
Николай Алексеевич Кузнецов родился 19 декабря 1922 года в селе Ново-Карповка Объединённой волости Акмолинского уезда Акмолинской губернии Киргизской АССР РСФСР (ныне село Байтуган, Новокарповский сельский округ, Нуринский район, Карагандинская область, Казахстан)
В 13 лет потерял отца и был вынужден много работать, помогая матери, с посевами, уборкой урожая, ухаживанием за скотом, заботой о младших сестрах и брате. При этом на отлично учился в школе. В одном из своих интервью газете «Вечерний Алматы» он рассказывал: Шаблон:Цитата
В годы Великой Отечественной Войны
С началом Великой Отечественной войны начал службу в армии. В 1942 году в звании старший сержант технической службы<ref>Галина Галкина. Стандарт Кузнецова</ref> окончил Селищенскую военно-авиационную школу авиамехаников, где изучал самолёты И-153 и ЛАГ-3. Школа была эвакуирована из Ленинградской области в город Петропавловск.
В 1943 году окончил Магнитогорскую школу пилотов (учебная эскадрилья ГВФ). Кузнецов с самого начала проявил себя как талантливый организатор и преподаватель, подчеркивая свой профессионализм безукоризненными качествами лётчика. С 1943 года участвовал в боевых действиях. Выполнил ряд опасных стратегических заданий. Одним из таких заданий являлась боевая операция по ликвидации диверсантов группы Отто Скорцени в районе города Магнитогорска.
Диверсанты собирались уничтожить крупнейший по тем временам металлургический комбинат, массово производивший оружие советской армии. Однако вражеская попытка не увенчалась успехом, поскольку грамотные действия советских контрразведчиков и подразделений Красной Армии сумели разрушить фашистские планы. В процессе операции Николай Алексеевич прошел своё первое боевое крещение.
С 1943 года Николай назначен на должность пилота-инструктора в Курганской авиационной школе пилотов ГВФ, где подготавливал лётный состав для активной фронтовой деятельности.
С 1945 года член ВКП(б) (в 1952 году партия переименована в КПСС).
Демобилизовавшись в 1947 году становится пилотом в Акмолинском подразделении Карагандинского авиаотряда Гражданского воздушного флота, а в 1948 году возглавил аэропорт Акмолинск.
Трудовая деятельность
В 1950—1953 годах — заместитель командира Восточно-Казахстанского авиаотряда (г. Усть-Каменогорск).
Окончил Ульяновскую школу высшей лётной подготовки ГФВ (1955), Казахский государственный университет имени С. М. Кирова (географический факультет, 1963).
В 1953—1963 годах занимал различные должности в Алма-Атинском авиатранспортном подразделении.
Будучи талантливым организатором в 1963 году Кузнецов был направлен в аппарат Казахского управления гражданской авиации на должность заместителя начальника управления по летной службе. Спустя семь лет в 1971 году он становится начальником управления. Трудовая деятельность Николая Алексеевича в Казахском управлении гражданской авиации была лучшим подтверждением его настоящих человеческих качеств, неукротимой воли, безукоризненным знанием отрасли, умением правильно оценивать настоящее и смотреть в будущее. Одним из самых незаменимых и важных качеств Кузнецова было умение работать с людьми и добиваться поставленных результатов.
На новой должности приходилось сталкиваться с массой проблем, преодолевать бюрократические преграды, эффективно решать серьёзные о ответственные задачи в кратчайшие сроки. Большое развитие и мощнейший качественный прорыв вперед получила Гражданская авиация Казахстана под руководством Кузнецова. В тот период она стала одной из самых высокоразвитых отраслей народного хозяйства, будучи оснащенной передовой авиационной техникой. К началу восьмидесятых годов на более чем на сто тысяч километров раскрылись воздушные линии Казахстана. Столица Алма-Ата была связана со всеми столицами союзных республик, со всеми областными центрами страны и различными крупными городами и курортными зонами тогдашнего Советского Союза. Более пятидесяти процентов населения Казахстана ежегодно пользовались услугами воздушного транспорта. До пятнадцати миллионов гектаров сельскохозяйственных угодий на ежегодной основе обрабатывала авиация спецприменения. Существенно окрепла материально-техническая база авиапредприятий, были построены семнадцать аэровокзалов, а десять аэропортов имели свои гостиницы. Население Казахстана имело возможность даже из мелких населенных пунктов без затруднений приобретать авиабилеты в любые точки СССР. Появление новой авиатехники Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ил-18, Ил-62, Ил-86, Ту-134, Ту-154, Як-40, Ми-2, Ми-8 требовало наличия высокой квалификации и профессиональной подготовки летного, инженерно-технического и диспетчерских составов. Все Командиры тяжелых воздушных судов имели высшее образование, инженером являлся каждый седьмой работник авиационно-технической базы.
Под руководством Кузнецова были воспитаны профессионалы-организаторы авиаперевозок, летной работы, специалисты на высоком уровне сочетавшие организаторскую, экономическую воспитательную и учебно-методическую работы. Создана Академия гражданской авиации (Алма-Ата) и высшее летное училище в Актюбинске. Приказом Министерство гражданской авиации СССР, как школа передового опыта организации летной работы, был определён методический класс Бурундайского объединенного авиаотряда. При освоении новой авиатехники в Домодедово и Шереметьево Москва преимущественно отбирала летные кадры Казахстана.
Н. А. Кузнецов избирался депутатом Верховного Совета Казахской ССР восьмого, девятого и десятого созывов. На XIII съезде Компартии Казахстана был избран членом Ревизионной комиссии, а на XIV и XV съездах — членом Центрального Комитета Коммунистической партии Казахстана<ref>КУЗНЕЦОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ История народов Средней Азии</ref>.
Деловая и социальная активность
Будучи с 1987 года на заслуженном отдыхе, являясь персональным пенсионером союзного значения, Николай Алексеевич застал распад СССР. С болью ему пришлось стать очевидцем разрушения страны, разрыва экономических связей. Кризис тех лет отразился в первую очередь на авиации как на отрасли, которая получила первый и один из самых тяжелых ударов. Несмотря на нестабильное экономическое состояние и неопределенность будущего стран бывшего Союза, Кузнецов совместно с другими талантливыми организаторами сумел создать и вывести на высокий конкурентоспособный уровень авиакомпанию «Саяхат», являясь председателем совета директоров. В тот же период был избран членом клуба ветеранов высшего руководящего состава гражданской авиации СНГ, а также членом Консультационного совета транспортного комплекса Казахстана. Проводил широкую общественную деятельность, встречаясь с учащимися высших учебных заведений, где главной темой общения было воспитание чувства казахстанского патриотизма, любви к своей Родине. При всех сложностях бытия всегда искренне верил в то, что Шаблон:Цитата
На протяжении всей своей жизни Николай Алексеевич всегда был бодр, жизнерадостен и оптимистичен, всесторонне эрудирован, полон творческих замыслов и инициатив. Для своих родных, друзей и коллег Кузнецов был надежной опорой и поддержкой. Жизнь Николая Алексеевича Кузнецова является настоящим примером мужества, самоотверженности, великого служения Родине и любимому делу.
Николай Алексеевич Кузнецов умер 12 августа 2009. Похоронен Шаблон:МестоЗахоронения.
Семья и родные
Антонина Дмитриевна Кузнецова (28 августа 1924 — 25 ноября 2008) — в девичестве Беданова — супруга Николая Алексеевича. Родилась в Ставропольском крае. В раннем детстве вместе с родителями и двумя младшими сестрами переехала в Азербайджан, Баку. Окончила Азербайджанский медицинский университет по специальности терапевт, акушер-гинеколог. Далее по распределению в сороковых годах была направлена на работу в Акмолинск. Здесь происходит судьбоносная встреча со своим будущим спутником жизни и супругом Николаем. В любви и согласии они счастливо прожили свою жизнь, воспитали двух дочерей, внука и двоих внучек.
Награды и звания
Достижения Николая Алексеевича Кузнецова были высоко оценены правительством.
- Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 февраля 1973 года присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».
- За многочисленные выдающиеся заслуги в развитии воздушного транспорта, широкое применение авиации в народном хозяйстве и освоение новейшей авиационной техники Президиум Верховного Совета СССР указом от 12 января 1979 года наградил Николая Алексеевича Орденом Ленина, второй золотой медалью «Серп и Молот» и постановил установить бронзовый бюст на его родине, в совхозе «Путь Ленина».
- Орден Трудового Красного Знамени
- Орден Барыс III степени
- медали, в том числе
- Звание «Заслуженный пилот СССР» (1972 год)
- Звание Заслуженный работник транспорта Казахской ССР.
- В восьмидесятых годах Кузнецов стал Лауреатом премии Совета Министров СССР, четырежды избирался депутатом Верховного Совета Казахской ССР.
- Почетный гражданин городов Астаны и Аркалыка.
- За создание базы учебных подразделений в КазУГА присвоено ученое звание профессора транспорта<ref>Казахстанская правда — Елена БРУСИЛОВСКАЯ. Жизнь, отданная небу</ref>.
Литературные труды
«Штурвал и Курс» — в этой автобиографической книге фигурируют имена свыше трехсот человек, представленных правдивыми психологическими характеристиками. Читателю раскрываются неизвестные ранее аспекты человеческих отношений, характер и поведение таких людей, как Динмухамед Кунаев, Леонид Ильич Брежнев, Михаил Сергеевич Горбачёв, маршал авиации Борис Павлович Бугаев и многих других.
Источники
- Шаблон:Cite web
- Амантай Базарбаевич Жолдыбаев. Соратник Кунаева. Профессиональный Журнал Гражданской Авиации Казахстана, издание 3 (27 марта 2012).
- Шаблон:Cite web
- Шаблон:Cite web
- Шаблон:Cite web
Ссылки
Примечания
- Страницы с неработающими файловыми ссылками
- Лётчики Великой Отечественной войны
- Депутаты Верховного Совета Казахской ССР
- Дважды Герои Социалистического Труда
- Персональные пенсионеры союзного значения
- Персоналии:Петропавловск
- Персоналии:Курган
- Персоналии:Усть-Каменогорск
- Члены КПСС
- Выпускники вузов Магнитогорска
- Выпускники Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации
- Выпускники Казахского национального университета имени аль-Фараби
- Почётные граждане Астаны
- Почётные граждане Аркалыка