Айдабол (род) — различия между версиями

Материал из Казахстанская Википедии
Перейти к: навигация, поиск
м (исключение устаревших шаблонов, оформление)
 
м (1 версия)
 
(нет различий)

Текущая версия на 01:00, 25 апреля 2025

Шаблон:Этническая общность

Шаблон:Перенаправление Шаблон:Не путать Айдабо́л (Шаблон:Lang-kk, Шаблон:МФА2; Шаблон:Lang-ru-dor; Шаблон:Lang-old-ru) — крупный казахский род, входящий в состав рода Суюндык племени Среднего джуза АргынШаблон:Переход и включающий в себя отдельные подродыШаблон:Переход, существующий и по сей день. Родоначальником рода является Айдабол бийШаблон:Переход, расселяется род Айдабол преимущественно на территории современной Павлодарской области<ref name="Три" />Шаблон:Переход. В источниках Императорской России род упоминается как Айдабул<ref name="Ноль" /><ref name="Один" />. Танба рода<ref group="Комм.">Танбá (Шаблон:Lang-kk) — герб (тамга) у казахских племен и родов.</ref>, как и у всех Аргынов — Көз (Шаблон:Lang-kk — «глаза»; 15px). Уран рода<ref group="Комм.">Урáн (Шаблон:Lang-kk) — боевой клич у казахских племен и родов.</ref> — Төртуыл<ref group="Комм.">Торты{{подст:ударение}}ул (Шаблон:Lang-kk, төрт — «четыре» + ауыл — «аул») — обобщённое название четырёх родов Суюндык, Козган, Каксал и Карджас. По совместительству уран этих родов.</ref><ref name="Шесть">Көпей, М. Ж. Қазақ шежіресі — С. 206.</ref>.

Из рода Айдабол происходят такие известные личности, как Султанмахмут Торайгыров, Шакен Айманов, Ольджабай батыр, Каныш Сатпаев, Камза Джуматов, Джаяу Муса, Алькей Маргулан и Едыге бий и другиеШаблон:Переход.

Родоначальник

Шаблон:Main

Родоначальником рода является Айдабол бий (1599—1680<ref name="Семь">Жакып, Б. О. Каныш Сатбаев. Энциклопедия.</ref>), таким образом, каждый его потомок — представитель рода. Айдабол родился в 1599 году<ref name="Семь" /> близ Ташкента от старшей жены Кулболды батыра<ref name="Восемь">Көпей, М. Ж. Қазақ шежіресі — С. 116.</ref> (1540—1630) Макпал<ref name="Девять">Көпей, М. Ж. Қазақ шежіресі.</ref>. В 1612 году, когда ему было 13 лет, он стал бием<ref name="Десять">Предок Олжабая, Айдабол, стал судьей в 13 лет.</ref><ref name="Одинадцать">Айдабол с 13 лет в народе назван бием</ref>. Имел трёх жен, девять сыновей<ref name="Двенадцать">Аллаберген, Қ. М. Айдабол Сары батыр — С. 9.</ref> и единственную дочь Акбилек<ref name="Тринадцать">Она была единственной дочерью бия Айдобола.</ref><ref name="Четырнадцать">Абжанов Х. М., Нурымбетова Г. Р. ДВИЖЕНИЕ ИСТОРИИ И ИСТОРИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ (НА МАТЕРИАЛАХ КАЗАХСТАНА И ЕВРОПЫ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ)</ref>. Первая жена родила сыновей Джангозы, Малгозы, Кенджегозы. Вторая — Аккозы, Бозгозы, Карагозы. Третья жена — мать Коджагельды, Косджетера и Тайгельтыра<ref name="Пятнадцать">Көпей, М. Ж. Қазақ шежіресі — С. 203.</ref>. Все девять сыновей, рождённые от трёх жен Айдабола, были талантливыми акынами, биями и батырами<ref name="Шестнадцать">Аллаберген, Қ. М. Айдабол Сары батыр — С. 361.</ref>, а дочь его, Акбилек была знатной предсказательницей, швеей и искусной ткачихой<ref name="Семнадцать">Акбилек была знатной предсказательницей, швеей, искусной ткачихой.</ref>. Младший сын Кенджекозы, рожденный старшей женой, умер подростком, и его нареченная, Есенбийке, дочь батыра Каратая, осталась вдовой<ref name="Восемнадцать">Буркитбай Аяган «Казахстан». Национальная энциклопедия, 4 том. Человек с книгой. Статьи и публикации — С. 195—196.</ref><ref name="Девятнадцать">Младший сын Кенжегозы, рождённый старшей женой, умер рано, и его нареченная, дочь батыра Каратая, осталась вдовой.</ref>. Согласно левирату (Шаблон:Lang-kk) Есенбийке вышла за племянника Кенджегозы, Толыбая<ref name="Восемнадцать" />. Судя по хронологическим рамкам, Айдабол бий пережил ханов Есима (1598—1628), Джаныбека (1628—1643), Джангира (1643—1652) и Батыра (1652—1680). В 1680 году, на 81-ом году жизни, он скончался. Его могила расположена в 19 километрах от Ташкента<ref name="Семь" />.

Расселение

Современное расселение

Род Айдабол населяет преимущественно Павлодарскую область<ref name="Один" />.

Зимние пастбища (Шаблон:Lang-kk) рода находились к югу от Баянаула. Зимой большинство кочевало в горах Далба, а меньшая в Джельтауских и Ушкатынских лощинах и окрестных сопках<ref name="Двадцать">Зимовки айдабульцев находяться к югу от Баян-Аульского селения, \самою значительную их частью в горах Далба, меньшую в Желтауских и Ушкатунских лощинах и окрестных сопках.</ref>.

Летние пастбища (Шаблон:Lang-kk) расположены на западе, где род соединяется самым значимым числом юрт в верховьях Щидерты. Отсюда они ходили менять лошадей на товары, к пределам Оренбурга, останавливаясь дольше всего на Атпасарских лугах, возвращались назад пересекая правые притоки Есиля<ref name="Двадцать один">Летом волость двигается на запад, соединяясь самым значимым числом юрт в верховьях Шидерты. Отсюда, в прежние времена, айдабульцы славивщиеся еще и теперь своими отличными лошадьми, ходили их менять на товары, к пределам Оренбурских степи, останавливаясь всего дольше на атбасарских лугах, назад возвращались пересекая правые притоки Ишима.</ref>.

Казахи рода Айдабол и по сей день населяют Павлодарскую область.

Переселение на север

Известно, что раньше все Аргыны, в том числе и род Айдабол, кочевали у Сырдарыи, близ Ташкента<ref name="Четыре" />.

В 1730 году Аргыны, спасаясь от джонгарского нашествия (Шаблон:Lang-kk), начали массовую кочёвку. Род Суюндык двинулся на север под предводительством батыра Ольджабая. Здесь они столкнулись с джонгарами и, в результате трёхлетней борьбы, в 1733 году они вытеснили противника. На освободившихся землях располагались обширные пастбища. Роду Айдабол достались горы Баянаул, Ерейментау, Далба<ref name="Четыре" />.

Родословная структура рода

Шаблон:Main Род Айдабол входит входит в состав рода Суюндык племени Среднего джуза Аргын.

Согласно преданию, все казахи являются потомками Алаша, чьи сыновья стали родоначальниками трех казахских джузов: Акарыс — Старшего, Джанарыс — Среднего, Бекарыс — Младшего. У Джанарыса было шесть сыновей: Каракоджа, Даракоджа, Аккоджа, Есимкулкоджа, Актанбердыкоджа, Касымкоджа. У Каракоджы — двое: Аргын, Кыпшак. У Аргына также было двое сыновей: Кутан и Бутан. У Кутана — семь сыновей: Мейрамсопы, Аксопы, Карасопы, Сарысопы, Арыксопы, Надырсопы, Танбыссопы. У Мейрама — шесть: Куандык, Суюндык, Бегендык, Щегендык, Болаткоджа (Каракесек), Ольджагельды. У Суюндыка — один сын Сугыншы. У Сугыншы было двое сыновей: Шуманак, Маджик. У Шуманака — трое: Джанболды, Кулболды, Джолболды. У Кулболды — шесть: Кулюк, Тулпар, Айдабол, Акбура, Майлытон, Щегр.

Шаблон:Familytree/start Шаблон:Familytree Шаблон:Familytree Шаблон:Familytree Шаблон:Familytree Шаблон:Familytree Шаблон:Familytree Шаблон:Familytree Шаблон:Familytree Шаблон:Familytree Шаблон:Familytree Шаблон:Familytree Шаблон:Familytree Шаблон:Familytree Шаблон:Familytree Шаблон:Familytree Шаблон:Familytree Шаблон:Familytree Шаблон:Familytree Шаблон:Familytree Шаблон:Familytree Шаблон:Familytree Шаблон:Familytree Шаблон:Familytree Шаблон:Familytree Шаблон:Familytree Шаблон:Familytree/end

Подроды

Род Айдабол был разделен на две волости<ref name="Двадцать два">Род Айдабол был разделен по численности на две волости: Айдабольскую и Жангозы-Айдабольскую.</ref> и 15 подродов<ref name="Двадцать три">Отделения Аккозы, Каракозы, Кожагельды, Кошетер, Малгозы и Тайгелтыр Айдабольской (Далбинской) волости</ref><ref name="Двадцать четыре">Отделения Баян, Козыбак, Лапак, Коскулак, Сары, Телеу, Толебай, Истыкмурт Жангозы-Айдабольской волости</ref>.

У Айдабола было девять сыновей, и каждый из них стал родоначальником отдельного рода. Позже и эти роды поделились на подроды.

Шаблон:Столбцы Шаблон:Столбец Айдабольская (Далбинская) волость<ref name="Двадцать три" />Шаблон:Ref-kk

  • Малқозы
    • Байымбет
    • Жаманай
    • Ораз
    • Сарыбатыр
    • Толыбай
  • Аққозы
  • Бозқозы
  • Қарақозы
    • Бабыр
    • Жолдыбай
    • Қалит
    • Құлнияз
  • Қожакелді
  • Қосжетер
  • Тайкелтір
    • Байназар
    • Жиентай
    • Өмірзақ
    • Тентек
    • Төлен

Шаблон:Столбец Джангозы-Айдабольская волость<ref name="Двадцать четыре" />Шаблон:Ref-kk

  • Қосқұлақ
  • Төлебай
    • Едіге
    • Еламан
    • Елкелді
    • Жолан
    • Малкелді
  • Лапақ
    • Есағасы
    • Көсте
    • Мамыт
  • Сары
    • Бердігей (спорно)
    • Қалыбай
    • Қозыбақ
  • Тілеу
  • Ыстықмұрт (спорно)

Шаблон:Столбцы/конец

Родство подрода Тлеу

Подрод Тлеу (Шаблон:Lang-kk) исторически не относится к роду Айдабол. В XVIII веке малая часть рода Тлеу Младшего джуза, населявшая Каркаралинский уезд, двинулась в Петропавловский уезд, желая присоединиться к своим сородичам, кочевавшим под Троицком. На пути им встретился род Айдабол, возглавляемый правнуком Айдабола бием Еляманом. В соответствии с казахским обычаем гостеприимства последние радушно отнеслись к роду Тлеу. Подружившись, два рода породнились между собой, стали сватами и, в результате, стали коче­вать вместе. Так, в составе рода Айдабол появился подрод Тлеу<ref name="Двадцать пять">Енсебаев Т. А. Очерки истории Павлодарского Прииртышья — С. 188—189.</ref><ref name="Двадцать шесть">Отделение Телеу фактически не относиться к роду Айдабол, и его происхождение можно прояснить из «Материалов киргизского землепользования. Павлодарскийй уезд. 1903 год», где сказано что данный род принадлежит к родам Малого жуза и осел и породнился с Айдаболами в первой половине XVIII века.</ref>.

В составе Российской империи

Шаблон:Main

Волости

В 1830-е годы, в связи с принятием в 1822 году Устава о сибирских киргизах<ref group="Комм.">Устáв о́ сиби́рских кирги́зах (Шаблон:Lang-ru-dor) — законодательный акт Российской империи, созданный Сперанским, определивший систему управления казахами Среднего джуза.</ref>, род Айдабол, как и многие другие роды, был разделен на две волости: Айдабольскую и Джангозы-Айдабольскую<ref name="Двадцать два" />. Обе волости относились к Баян-Аульскому округу Павлодарского уезда Семипалатинской области<ref name="Двадцать семь">Востров В. В., Муканов М. С. Родоплеменной состав и расселение казахов — С. 179.</ref>. По состоянию на 1833 год, род насчитывает 2644 кибиток<ref name="Два" />.

Во главе волости стоял волостной управитель. Волостной управитель утверждался губернатором. Если губернатор отказывался утвердить волостного управителя, он требовал проведения новых выборов или назначал волостного управителя сам. Министр или генерал-губернатор мог заменить выборы назначением волостного управителя губернатором. Права и обязанности волостного управления определялись Общим положением о крестьянских учреждениях<ref name="Двадцать восемь">Волостной управитель утверждался губернатором. Если губернатор отказывался утвердить волостного управителя, он требовал проведения новых выборов или назначал волостного управителя сам. Министр или генерал-губернатор могли заменить выборы назначением волостного управителя губернатором. Права и обязанности волостного, сельского и аульного управления определялись Общим положением о крестьянских учреждениях.</ref>.

Айдабольская (Далбинская) волость (1835—1918)

Айдабольская волость (Шаблон:Lang-kk; с 1878 года Далби́нская<ref name="Двадцать девять">Далбинская (Айдабольская) волость Павлодарского уезда.</ref> [Шаблон:Lang-kk]) славилась полезными ископаемыми. Заявки в Томский горный округ подавал павлодарский купец I гильдии Деров. 10 января 1895 года он застолбил угольное месторождение Кушокы<ref name="Тридцать">Волость славилась полезными ископаемыми. Заявки в Томский горный округ подавал павлодарский I гильдии купец А. И. Дёров. 10 января 1895 года он застолбил угольное месторождение Кушокы.</ref>.

За период своего существования (1835—1880) Айдабольская волость сменила 5 волостных управителей<ref name="Тридцать один">Список волостных управителей: Нуралы Таукеханов, Байток Жумагулов, Жолдасбек Басыбеков, Мустапа Байдалин, Жапек Кобеев.</ref>.

В 1878 году по очередной реформе волость переименована в Далбинскую<ref group="Комм.">Далбá (Шаблон:Lang-kk) — горы в местности, где кочевал род Айдабол.</ref><ref name="Тридцать два">В 1878 году, по очередной реформе волость будет переименована в Далбинскую волость.</ref>. С 1880 по 1918 год уже Далбинская волость сменила 10 волостных управителей<ref name="Тридцать три">Список волостных управителей: Есентай Тыныбеков, Гайсабек Жолдасбеков, Мусалим Елеуин, Мустапа Ботагаев, Баттал Есбаев, Турсынбек Куанов, Гайсабек Жолдасбеков, Мусалим Елеуин, Макул Гайсаев, Иманмалик Билялов.</ref>.

В 1918 году Далбинская волость вошла в состав Аккелинской волости<ref name="Тридцать четыре">В 1918 году Далбинская волость вошла в состав Аккелинской волости.</ref>.

Джангозы-Айдабольская волость (1833—1874)

Джангозы-Айдабольская волость (Шаблон:Lang-kk; также Жангозы, Джангозу<ref name="Тридцать пять">Джангозы-Айдабульской волости; Жангозы-Айдабол</ref>) берет своё начало от второго сына Айдабола — Джангозы. Таким образом, каждый его потомок относится к данной волости.

Казахи Джангозы-Айдабольской волости были известны своим плотничьем и кузнечным мастерством, в конце XIX—начале XX века они занимались строительством домов в Павлодаре для русских<ref name="Тридцать шесть">Енсебаев, Т. А. Очерки истории Павлодарского Прииртышья — С. 182.</ref>.

За период своего существования (1833—1874) Джангозы-Айдабольская волость сменила 5 волостных управителей<ref name="Тридцать семь">Список волостных управителей: Зан Барменов, Турсынбай Еляманов, Базыл Турсынбаев, Секербай Малгельдин, Кусайын Боштаев.</ref>.

В 1874 году, по очередной реформе Джангозы-Айдабольская волость будет объединена с Аджибай-Канджыгалинской<ref name="Тридцать восемь">В 1874 году, по очередной реформе волость будет объединена с Ажыбай-Канжыгалинской волостью.</ref>.

Баи

Баи играли серьезную роль в общественно политической жизни казахского общества. Хотя в советское время их изображали исключительно как эксплуататоров трудового народа, многие баи были настоящей опорой, поддерживая бедных родственников, снабжая скотом пострадавших в джут, давая кров сиротам, открывая школы и мечети и финансируя многие общественно важные мероприятия. Именно по этой причине имена многих из них окружены глубоким уважением в народной памяти<ref name="Тридцать девять">Казахские баи в этом плане играли очень серьезную роль. Хотя в советское время их изображали исключительно как «эксплуататоров трудового народа», в реальности многие баи были настоящей опорой общества, поддерживая бедных родственников, снабжая скотом пострадавших в джут, давая кров сиротам, открывая школы и мечети и финансируя многие общественно важные мероприятия. Именно по этой причине имена многих из них окружены глубоким уважением в народной памяти. Сегодня благодаря сохранившимся документальным данным мы можем узнать о них ещё больше.</ref>.

Наиболее ценными и почитаемыми животными у казахов были лошади. Баями в то время считались люди, в чьем владении находилось не менее тысячи голов. Это количество позволяло собственнику располагать экономическим весом<ref name="Сорок">Наиболее ценными и почитаемыми животными у кочевников были лошади. Истинными же баями в то время считались люди, в чьем владении находилось не менее тысячи голов. Это количество позволяло собственнику располагать как экономическим весом, так и вооруженной силой.</ref>.

В статистике ниже приведены данные по состоянию на 1830 год<ref name="Сорок один">Баи Шон Едыгин, Абет Торайгыров, Малгельды Толебаев, Турсынбай Еламанов, Ботбай Наров, Аксары Батыров, Байзак Батыров, Бармен Мамытов, Зан Барменов, Дулат Олжабаев, Кудык Ельгельдин, Тутан Дауытбаев, Манен Дауытбаев.</ref>.

Баи рода
Имя Оригинал имени

(Шаблон:Lang-kk)

Волость Подрод Поголовье

скота

1

2

Тутан Дауытпайулы

Манен Дауытпайулы

Тұтан Дәуітбайұлы

Мәнен Дәуітбайұлы

Айдабольская Тайгельтыр Тентек 1140 лошадей
3 Дулат Ольджабайулы Дулат Олжабайұлы Айдабольская Малгозы Толыбай 1000 лошадей
4 Кудык Ельгельдыулы Құдық Елкелдіұлы Джангозы-Айдабольская Толебай Ельгельды 1000 лошадей
5

6

Бармен Мамытулы

Зан Барменулы

Бәрмен Мамытұлы

Заң Бәрменұлы

Джангозы-Айдабольская Лапак Мамыт 2500 лошадей
6

7

Аксары Батырулы

Байзак Батырулы

Ақсары Батырұлы

Байзақ Батырұлы

Джангозы-Айдабольская Лапак 3000 лошадей
8 Абет Торайгырулы Әбет Торайғырұлы Джангозы-Айдабольская Толебай Едыге 1700 лошадей
9 Турсынбай Еляманулы Тұрсынбай Еламанұлы Джангозы-Айдабольская Толебай Еляман 1000 лошадей
10 Ботпай Нарулы Ботбай Нарұлы Джангозы-Айдабольская Сары 3000 лошадей
11 Шон Едыгеулы Шоң Едігеұлы Джангозы-Айдабольская Толебай Едыге 3000 лошадей

Участие Тортыулских родов в национально-освободительном движении под предводительством Кенесары сказалось на судьбах некоторых баев из этого списка. Многие попали в «опалу» царских властей. В целом за десять лет восстания (1837—1847), поголовье скота в Баянауле уменьшилось втрое. Потребовалось значительное количество времени, чтобы власти округа (волостные управители и бии) смогли увеличить свои стада хотя бы до сопоставимых размеров<ref name="Сорок два">Участие Тортуильских родов в национально-освободительном движении под предводительством Кенесары-хана, в 1837—1838 гг., сказалось на судьбах некоторых баев из этого списка. Многие попали в «опалу» царских властей. В целом за десять лет восстания (1837—1847), поголовье скота баянаульцев уменьшилось втрое. Потребовалось значительное количество времени, чтобы власти округа (Муса Шорманов, дети Казангапа Сатыбалдина, волостные управители и бии) смогли увеличить свои стада хотя бы до сопоставимых размеров. Но времена бия Шона, когда десятки тысяч лошадей паслись в баян-аульских степях, остались лишь в памяти потомков и на страницах архивных документов.</ref>.

Участие рода в национально-освободительных движениях

Шаблон:Main

В восстании Кенесары

Шаблон:Main

Казахи рода Айдабол примкнули к восстанию Кене­сары в конце 1837 года. Призыв Кенесары к откочёвке из округов, созданных ца­ризмом, поддержали многие казахи. Из Баян-Аульского округа откочевал род Айдабол с бием Шанториным и часть аулов Орманшы-Тортулской волости со старшиной Ольджабаем<ref name="Сорок три">Енсебаев Т. А. Очерки истории Павлодарского Прииртышья — С. 179.</ref>.

Всего в антиколониальном восстании Кенесары Касымо­ва участвовали роды Карджас, Орманшы, Айдабол, Акбура, Тулпар<ref name="Сорок четыре">Артыкбаев Ж. О. Казахское общество в XIX веке: традиции и инновации — С. 74.</ref>.

В восстании 1916 года

Шаблон:Main

Казахи рода Айдабол принимали самое активное участие в восстании 1916 года. Главные силы бунтовщиков расположились в урочище Алгабас. Около 5000 вооруженных людей оказали сопротивление казачьим отрядам. В стычке погибло 9 человек. Арестовали и доставили в Омск 44 человека, проживающих в Далбинской и Аккелинской волости<ref name="Сорок пять">Казахи Далбинской волости принимали самое активное участие в восстании 1916 года. Главные силы бунтовщиков расположились в урочище Алгабас. Около 5000 людей вооруженных пиками, соилами, айболтой, шокпарами и палками оказали сопротивление казачим отрядам. В стычке погибло 9 человек. Арестовали и доставили в Омск 44 человека, проживающих в Далбинской,Аккелинской и Баян-аульских волостях.</ref>.

31 января 1917 года дело прошло через военно-прокурорский надзор. 4 февраля генерал от кавалерии Сухомлинов, командующий войсками Омского военного округа, издал приказ № 72, по которому вышеназванные лица предаются Омскому военно-окружному суду<ref name="Сорок шесть">31 января 1917 года дело прошло через военно-прокурорский надзор. 4 февраля генерал от кавалерии Сухомлинов, командующий войсками Омского военного округа, издал приказ № 72, по которому вышеназванные лица предаются Омскому военно-окружному суду.</ref>.

Представители

Представители рода Айдабол известны по всему Казахстану и за его пределами. Это выдающиеся личности, внесшие неоспоримый вклад в культуру, науку и искусство<ref name="Семь" />.

Древность

Современность

Примечания

Комментарии

Шаблон:Примечания

Источники

Шаблон:Примечания

Литература

КНЭ

Ссылки

Шаблон:КНЭ Шаблон:Навигационная таблица