Казахи

Материал из Казахстанская Энциклопедии

Шаблон:Redirect Шаблон:Народ

Каза́хи (Шаблон:Lang-kk Шаблон:IPA; ед. Шаблон:Langi Шаблон:IPA) — тюркский народ, коренное население Казахстана. Составляют значительную часть населения в смежных с Казахстаном районах Китая (Или-Казахский автономный округ), России (Астраханская область, Оренбургская область, Тюмень, Омск, Самара, Алтайский край), Узбекистана, Туркмении, Киргизии. Кроме того второй по численности народ в Монголии, четвёртый в Узбекистане и Туркмении. Антропологически казахи относятся к южносибирской расе, переходной между монголоидной и европеоидной большими расами[1]. Язык — казахский, входящий в кипчакскую подгруппу тюркских языков.

Этимология

Основная этимология самоназвания казахов слово «қазақ» в переводе с древнетюркского языка означает — «свободный, вольный, независимый человек, удалец».[2]

В мусульманских письменных источниках мы встречаем его в анонимном тюрко-арабском словаре, составленном, вероятно, в Египте, известном по рукописи 1245 года и изданном М. Хоутсмом в Лейдене в 1894-м, со значением «бездомный», «бесприютный», «скиталец», «изгнанник».[3]

Некоторые ученые связывают корни слов «хазары» и «казахи», доказывая их общность происхождением слов «каз», «хас».

В царской России и в советское время до 1925 года нынешних казахов называли киргиз-кайсаками или киргизами, по одной из версий, уже тогда это делалось, чтобы не путать казахов с казаками[4].

Ещё в 1827 году А. И. Лёвшин доказывал, что «киргиз есть название народа совсем другого… название казак… принадлежит киргиз-кайсакским ордам с начала их существования, они себя иначе не называют»[5].

В книге русского этнографа и географа Е. К. Мейендорфа «Путешествие из Оренбурга в Бухару», написанной в начале XIX века, отмечается, что «они [казахи] не называют себя киргизами, а именуют казаками, что означает „всадник“ — по мнению одних, „воин“ — по мнению других. Они утверждают, что киргизами их называют башкиры, но им неизвестно, откуда взялось это слово.»[4]

В 1925 году в СССР начал использоваться новый этноним казак, в связи с чем Киргизская АССР была переименована в Казакскую АССР. До 1936 года в справочных изданиях можно также встретить термин киргиз-казак[6], использовавшийся для уточнения термина во избежание путаницы с казаками.

Современная форма этнонима казах была установлена в феврале 1936 года незадолго[7] до преобразования Казакской (а с 5 февраля 1936 года Казахской) АССР в Казахскую ССР в декабре 1936 года.

Генофонд казахов

Олег Балоновский выявил девять доминирующих гаплогрупп у казахов: C3 (xC3c) -M217 (xM48), C3c-M48, G1a-P20, J2-M172, N1c1a-M178, O3a3c1-M134, Q-M242, R1a1a * -M198 (xM458) и R1b1a-P297 [8].

Происхождение и история

Шаблон:Основная статья

Ранняя история

Шаблон:См. также

С древности этническая картина территории нынешнего Казахстана была разнообразной, ее населяли племена и народы разного этнического происхождения, впоследствий оставивших свой след в этногенезе современных казахов. В северном степном поясе Центральной Азии исторически сложилась одна из ранних форм мировой цивилизации — скотоводческое кочевое хозяйство. Значительным достижением эпохи неолита в центральноазиатском регионе явилась выездка верхового коня[9]. Бронзовая эпоха представлена памятниками андроновской культуры, которые датируются XII—XVIII вв. до н. э.[10].

Письменные свидетельства о племенах, населявших нынешнюю территорию Казахстана, появились в сер. 1-го тыс. до н. э. Геродот в своей «Истории» описывает саков (VII—III вв. до н. э.) и упоминает об их соседстве с Ахеменидским Ираном, а также об их борьбе с персидскими завоевателями, царями Киром II и Дарием I. Царица южных саков — массагетов, кочевавших в Приаралье, Томирис, казнила самого Кира в 530 году до н. э.

В ІІ в. до н. э. на территории Казахстана главную роль играли племенные союзы — усуни и кангюй. Во II веке до н. э. приблизительно 160 году до н. э.[11] тюркское[11][12][13][14] племя усуней переселились из севера восточного Туркестана на земли саков-тиграхауда в Семиречье. Примерно в то же время в районе нижней и средней Сырдарьи[15] образуется государство Кангюй. Эти племена оставили свой след в этногенезе казахов так как в старшем жузе до сих пор существуют роды Канлы и Сары-уйсын.

Во II и I вв до н. э. на территорию Казахстана из степей к северу от Китая продвинулись тюркские племена[16][17][18] хунну. По рассказу Китайского историка Сыма Цяня (135-67 гг) радикальное изменение общей ситуации в Центральной Азии произошло в «период воюющих царств», то есть 403—221 гг. до н. э. Эти изменения связаны с образованием первой кочевнической империи в Центральной Азии, которая была создана племенным союзом хунну или гуннов. Первое упоминание хунну в письменных источниках относится к 822 году до н. э., когда хунну совершают грандиозный поход на Китай. В ІІІ в. до н. э. хунские нападения на Китай усиливаются, что заставило китайских императоров построить Великую Китайскую стену.

Примерно в 51 г до н. э. империя раскололась на две части: восточные хунну признали верховенство китайского императора, а западные хунну сохранили независимость но были вытеснены в Среднюю Азию. Впоследствии эта группа хунну образует собственное государство и к 376 г. хунны именуемые в западных источниках как гунны оказались непосредственно у стен Рима. Гипотеза о происхождении гуннов от центрально-азиатского народа хунну, упоминаемого в предшествующее время в китайских источниках, принимается большинством учёных[19]. Имя в форме «Гунны» введено в научный оборот в 1926 году историком К. А. Иностранцевым, чтобы отличать европейских хунну от азиатских[20]. Начатое гуннами «Великое переселение народов» стало началом новой эпохи средневековья и феодализма. Великое переселение народов явилось удачной социальной революцией для Европы, ознаменовавшей конец рабовладельческого способа производства и переход к феодализму.

Средние века

Шаблон:См. также

После распада империи гуннов на историческую арену евразийских степей вышли тюрки, которые в середине VI века создали одно из крупнейших в истории человечества древних государств[21] [22] в Азии простиравшееся от Чёрного до Жёлтого моря. Будучи выходцами с Алтая, тюрки вели свою родословную от гуннов. По мнению китайских летописцев, тюрки являлись прямыми потомками западных хунну, обосновавшихся во времена «Великого переселения народов» на Алтае. В качестве доказательства китайские источники приводили общность обычаев и традиций, общественно-политического устройства хунну и тюрков. Возвышение тюрков началось с приходом к власти в 534 году правителя Бумын-кагана. Весной 552 г. тюрки в союзе с китайцами нанесли сокрушительное поражение Жужаньскому каганату от которых тюрки ранее находились в вассалитете. Так зародился Тюркский каганат. В 603 году Тюркский каганат распался на Западно-тюркский каганат и Восточно-тюркский каганат. В Западно-тюркский каганат входила территория современного Казахстана, а также Средняя Азия, Северный Кавказ, Крым, Урал и Поволжье. Этнополитическим ядром каганата стали «десять племён» (десятистрельные тюрки) состоявшие из пяти племён нушиби и пяти племён дулу. Этноним дулу в форме «дулаты» позднее был известен в родоплеменной структуре казахов[23]. Период существования Тюргешского каганата характеризуется постоянными войнами с китайцами, а также началом арабской экспансии в Среднюю Азию. С проникновением сюда арабов, в среднеазиатском регионе среди оседлого земледельческого населения постепенно распространялся ислам. Произошли большие изменения в материальной культуре тюрков. Древняя тюркская письменность была заменена арабской, в лексику пошло много арабских слов, был принят исламский календарь, в быту появились религиозные праздники, погребение совершалось по мусульманскому обряду. После распада Тюргешского каганата образовались несколько государств: Огузская держава, Карлукский каганат и Кимакский каганат. В середине VIII века между карлуками и огузами развязалась война за тюргешское наследство. Огузы в этой борьбе проиграли и ушли к Сырдарье где и образовали Огузскую державу, а карлуки остались в Семиречье и создали раннефеодальное государство — Карлукский каганат. Огузские племена долины Сырдарьи, Приаралья и Северного Прикаспия оставили заметный след в этнической истории казахов. Карлуки вели постоянные войны с арабами и Саманидами которые объявили «священную войну» против тюрков. В 940 году, после свержения последнего карлукского кагана в Баласагуне Сатук Богра-ханом, к власти в Семиречье пришла новая династия — Караханиды. В 932 году Сатук Богра-хан принял ислам и мусульманское имя Абд ал-Карим. Караханидское государство стало первым тюркским государством принявшим ислам в качестве государственной религии.

В начале XI века из Заволжья кипчаки продвинулись в причерноморские степи, вытеснив оттуда печенегов и торков. Затем половцы пересекли Днепр и дошли до низовий Дуная, таким образом став хозяевами Великой Степи от Дуная до Иртыша, которая с этого времени в восточных источниках стала называться Дешт-и-Кыпчак или, в русских источниках, поле Половецкое. На протяжении примерно полутора веков (конец XI — середина XIII вв) между кипчаками и русскими княжествами происходят серии военных конфликтов (Русско-половецкие войны). Кипчаки производят постоянные нападения на южную Русь: опустошают земли, грабят скот и имущество, уводят массу пленных. К 1055 относится их первое появление у русских границ. После европейского похода Батыя 12361242 годов половцы прекратили существование как самостоятельная политическая единица, но составили основной массив тюркского населения Золотой Орды[24], внеся вклад в формирование казахов.

В 1218 году началось вторжение объединения тюркских племен конырат, найман, меркит и киятов, из которых происходил сам Чингисхан в Степь под предводительством сына Чингисхана Джучи и далее в Мавераннахр. Кипчаки поначалу оказывали войскам Джучи сопротивление, но затем присоединились к ним, некоторые добровольно, а некоторые и после поражения. Местная кипчакская знать поступила на службу к ним, а рядовые кочевники составили значительную часть армии, двинувшейся во главе с Бату (Батыем) в 1237 г. на покорение Восточной Европы.[25]. Тюркская степь вошла в состав трёх улусов Чингис-хана, которые возглавили его сыновья. Внук Чингисхана Батый основал в низовьях Волги новое тюркское государство Золотая Орда. Немногочисленная верхушка очень быстро ассимилировалась среди местного тюркского населения войдя в родоплеменной союз под названием — Торе. Основную массу ордынцев составляли тюркские племена, главным образом, кыпчаки, а также канглы, найманы, кереиты, коныраты и многие другие. Папский посол Гийом де Рубрук, обобщая, называл их всех татарами. Интересно, что многие обычаи ордынцев, описанные Рубруком в 1253 году[26], до сих пор бытуют у современных казахов. Нормы кочевой жизни стала регулировать «Яса» Чингисхана — свод обычного права, приспособленного к новым условиям. Впоследствии нормы «Ясы» были в определённой степени использованы при создании казахского кодекса законов «Жеты Жаргы» (Семь уложений). Во времена правления хана Узбека (1313—1341) и его сына Джанибека (1342—1357) Золотая Орда достигла своего расцвета. В начале 1320-х годов Узбек-хан провозгласил ислам государственной религией. С шестидесятых годов XIV века, со времён Великой замятни, произошли важные политические перемены в жизни Золотой Орды. Начался постепенный распад государства. После смерти хана Кичи-Мухаммеда (1459) Золотая Орда прекратила существовать как единое государство.

Казахское ханство

Шаблон:См. также После разгрома Золотой Орды в 1391 году Тимуром она окончательно распалась на свои два крыла — западную Ак-Орду (между Волгой и Доном) и восточную Кок-Орду. Кок-Орда в свою очередь разделилась на Ногайскую Орду (1440 — на землях современного западного Казахстана) и недолговечное ханство Узбек-хана на Сырдарье (1428). В 1458 году, недовольные жесткой политикой хана Узбекского улуса Абу-л-хайра султаны Жанибек и Керей откочевали с берегов Сырдарьи на восток в Семиречье, на земли правителя Могулистана Есен-буги, где образовали Казахское ханство (1465). Происходит окончательный период консолидации тюркских племен в единую казахскую нацию. Казахскому хану Касыму (14451521) удалось объединить под своим началом остальные степные племена Восточного Дешт-и-Кипчака и в борьбе с шейбанидами Мавераннахра на юге и Ногайской Ордой на западе расширить границы своего государства от Иртыша до Яика. Он даже захватил Сарайчик — столицу Ногайской Орды. При Касым-хане численность казахов достигла миллиона человек[27][28] В начале 30-х годов XVI века в Казахском ханстве началась война между внуками Жанибек-хана. Из этой междоусобицы, называемой также «гражданской войной», победителем вышел сын Касым-хана Хак-Назар-хан[29]. Хакназар (правил 15381580) продолжил дело укрепления Казахского ханства, отобрал у Могулистана Семиречье и отбил у Ногайской Орды степи Сары Арки. В 1580 году при Есим хане частью Казахского ханства стал и Ташкент, который позже становится столицей Казахского ханства. Есим хан провел коренное реформирование политической системы Казахского государства. Вместо улусной системы в начале XVII в. была введена жузовая организация, когда все казахские земли были разделены между тремя хозяйственно-территориальными объединениями — жузами. В 1635 году на Джунгарской равнине между хребтами Тянь-Шаня и Алтая образовалось новое монгольское государство — Джунгарское ханство. С тех пор начинается растянувшееся в общей сложности более чем на 100 лет казахско-джунгарская война. Главные события войны с джунгарами входят в историю как «Годы великого бедствия» («Актабан шубырынды»)[30]. Гибнет до трети казахского населения, многие были вынуждены мигрировать в Среднюю Азию и другие регионы. Решающую роль в отражении агрессии джунгар сыграли все казахский съезд созванный в местности Ордабасы (1726). Было создано второе все казахское ополчение во главе с Абулхаиром. Начиная с 1727 года казахское ополчение начало вытеснять джунгар со своих земель. В 1728 году в предгорьях Улытау, у реки Буланты, произошло сражение, где казахи победили джунгар. Ме­стность, где произошло это сражение, получила название «Калмак кырылган» («Место истребления калмаков»).Войско возглавлял Абулхайр-хан[31]. Весной 1729 года произошла Аныракайское сражение - последняя крупная битва, закрепившая успех казахского ополчения[32].

В результате военной кампании 1741—1742 г.г. крупнейшие владельцы Среднего жуза признали себя вассалами Джунгарского хана. Султан Аблай попал в плен. Султаны Барак, Батыр и другие перешли на сторону победителей, дали аманатов (заложников) и обязались платить дань. Хан Среднего жуза Абулмамбет также направил своего младшего сына, султана Абулфейза, в Джунгарию в качестве заложника и платил дань. Таким образом, Средний жуз был поставлен в такое же положение зависимости от Джунгарского ханства, как и Старший жуз. Позднее и хан Абулхаир отправил к хунтайдже своего сына. Хан Младшего жуза Абулхаир уведомил об этом Оренбургского военного губернатора Неплюева, который направил к Галдан-Церену чиновника с посланием о том, что казахи Среднего и Младшего жуза являются российскими подданными и не имеют права вступать в какие-либо сношения с иностранными государствами, и если ойраты претерпели какие-либо «неудобства от казахов», то они должны обратиться с посланием об этом к Российскому правительству, которое разберется со своими подданными. Но на деле губернатор Оренбургского военного округа Неплюев И. И. поддерживал в соответствии с политикой императорского двора междоусобицу между хунтайши Галдан-Цереном и Казахскими ханами, и старался до последнего момента соблюдать нейтралитет, придерживаясь принципа «Разделяй и властвуй» и тем самым старался сделать всё, чтобы истощить силы обеих сторон. В результате прошедших в Оренбурге между чиновниками Галдан-Церена и губернатором Неплюевым, переговоров было достигнуто соглашение о том, что Россия ручается за «надлежащее поведение» Среднего и Младшего жузов, в обмен на возвращение заложников и вывод джунгарских войск. Однако позднее хан Среднего жуза все же снова предоставил своего сына в заложники Галдан-Церену, так как по-прежнему фактически находился у него в полувассальной зависимости, а ханы Младшего и Старшего жузов направили в Российскую империю очередные посольства с просьбой о военной помощи.

Абылай проанализировав военно-политическую ситуацию в соседних государствах, он приступает к осуществлению задачи по объединению всех трех жузов Казахского ханства во имя защиты от внешних врагов. В 1743 г. в городе Туркестане ханы, султаны, батыры трех жузов объединились под одним ханством и провозгласили Аблай-хана ханом Казахского ханства. Великий стратег ясно представлял хитрую политику русских и китайских правителей, которые ждали гибели казахского ханства в войне с джунгарами. Поэтому после девятилетнего мира с Галдан-Цереном, он ждал новых войн. Вероятность начала войны ускорилась из-за междоусобных распрей внутри Джунгарского государства.

В 1752 г. правитель Джунгарии Лама-Доржы начинает войну против Абылая. Абылай достойно разбивает джунгар и отбивает нападение. После очередного нападения хан поступает, как мудрый тактик, он отправляет калмыцкого претендента на трон вместе со своими лучшими пятьюстами воинами в орду Лама-Доржы. Не ожидавший войск противника, Лама-Доржы попал в плен и был казнен. Это произошло в 1753 г., 12 января.

Одной из стратегических задач Абылай-хана было достижение превосходства над джунгарами и удерживание их под влиянием казахов; как бы в противовес Китаю и России. С этой целью в 1753-1754 гг. батыры Аблай-хана: Жанатай, Кабанбай, Богенбай, Керей, Жанибек, Муйиз-ди, Утеген регулярно нападали на калмыцкие улусы. Весной 1755 г. победоносные походы сарбазов продолжаются. В результате в истории двухсотлетней войны между ойратами и казахами казахский народ добился полной победы.

Победа казахского хана являлась совершенно неприемлемой для правителей соседних государств — Китая и России. В результате в 1756 г. вспыхивает война с Китаем, которая продлилась до 1757 г. Это противостояние также разрешается с помощью дипломатии Аблай-хана.

Казахи в составе Российской Империи и СССР

Шаблон:Main Шаблон:См. также Началу расширения России в Казахстан предшествовало строительство российских фортификационных линий вдоль российско-казахской границы, принятие правительством поощрительных мер к переселению русских крестьян и торговцев в пограничные с Казахстаном районы и политико-экономическое давление на местных правителей.

Всего к началу XIX века на четырёх линиях было возведено 46 крепостей и 96 редутов. В 1731 году над казахами Младшего жуза был установлен протекторат России. В 1732 году российской императрице присягнул хан Среднего жуза Самеке, а в 1740 году российский протекторат над казахами Среднего жуза подтвердил Абылай-хан. Правитель Старшего жуза на территории Семиречья Суюк-хан в 1818 году признал российский сюзеренитет. К 1847 году российское подданство было распространено практически на всех казахов Старшего жуза. По мере перехода верховных властных функций над казахами Младшего и Среднего жуза к Санкт-Петербургу, власть ханов стала носить номинальный характер. В 1818 году титул хана был упразднён в Среднем жузе, а в 1824 — в Младшем жузе; за этим последовало включение земель Среднего жуза в состав Западной Сибири под названием «Киргизская степь». Весь период правления Российской Империи в казахской степи сопровождается многочисленными национально-освободительными движениями казахов. C середины XVIII века до 1916 г. в Казахстане имело место около 300 национально-освободительных волнений, войн, восстаний.[33]. Крупнейшие из которых были Восстание Исатая Тайманова в Букеевской орде (1836—1838), восстание казахов Младшего жуза под руководством батыра Срыма Датова (1783—1797), восстание казахов Среднего жуза под руководством хана Кенесары (1802—1847), а также Восстание в Семиречье 1916 года.

По сведениям 1890 года, опубликованным в «Алфавитном списке народов, обитающих в Российской Империи», киргиз-кайсаки (то есть казахи) проживали на территории Оренбургской и Астраханской губерний, Семипалатинской, Семиреченской, Тургайской и Уральской областях общей численностью 3 млн человек[34]Младшем жузе в начале XIX век царским правительством России была создана и поддерживалась Внутренняя, или Букеевская Орда.

Среди казахов к началу XX века насчитывалось свыше 40 крупных племенных групп[35]. Востоковед и монголовед А. М. Позднее в статье в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона отмечал, что отдельные лица из киргиз-кайсаков (тогдашнее русское название казахов) иногда обозначают свою национальность общим именем казак, но чаще определяют её поименованием того рода, к которому они себя считают принадлежащими[36]. При этом русская этнографическая наука никогда не ставила под сомнение, что эти роды составляют единый народ, отмечая что говорят они на одном языке.

Формальное разделение по жузам фактически исчезло к началу XX века, но до сих пор представители Старшего Жуза живут преимущественно на юге Казахстана, Среднего-на севере и востоке, Младшего-на западе страны.

После отречения Николая II и создания Временного правительства политическая жизнь оживилась и на окраинах империи. В декабре 1917 года в Оренбурге собрался II общеказахский съезд. Съезд объявил казахскую автономию «Алаш» и создал Народный совет (правительство) «Алаш-Орда». Но «Алаш-Орда» поддержала меньшевиков, а в годы гражданской войны заключила военный союз с КОМУЧем. В начале 1920 года Алашская автономия была упразднена большевиками, пришедшими к власти, а её лидеры позднее расстреляны.

26 августа 1920 года ВЦИК и СНК РСФСР приняли подписанный М. И. Калининым и В. И. Лениным Декрет «Об образовании Киргизской Советской Автономной Социалистической Республики» в составе РСФСР со столицей в Оренбурге. В 1936 году была образована Казахская ССР.

В 20-х и 30-х годах в Казахстане вследствие политики «раскулачивания» и коллективизации[37]. происходит массовый голод (Голод в Казахстане (1919—1922) , Голод в Казахстане (1932—1933)). От голода погибло около полутора миллиона казахов, что составляло около 45 процентов от всего населения[38], сотни тысяч бежали в Китай. На этом беды народа не закончились. В период 1937—1938 годов была репрессирована и расстреляна практически вся интеллигенция, в том числе такие лидеры казахского народа как Алихан Бокейхан, Турар Рыскулов, Ильяс Жансугиров и т. д.

В период второй мировой войны на фронт ушло порядка 450 тысяч казахов, более половины из них не вернулось.

Независимый Казахстан

Шаблон:См. также

Численность и расселение

Шаблон:См. также

Общая численность казахов в мире около 15 млн человек. В Казахстане проживает 11,7 млн[39] казахов. Примерно четверть казахов проживает за пределами Казахстана. Значительные казахские диаспоры проживают в Китае (1,5 млн чел)[40], России — (648 тыс. чел)[41], Монголии — (102 тыс. чел)[42], Узбекистане — (0,8 — 1,1 млн чел)[43], Туркмении — (до 40 тыс. чел)[44], Киргизии — (30 тыс. чел)[45], Турции — (20 тыс. чел)[46], Иране — (12 тыс. чел)[47]. Кроме того существуют общины казахов в Европе и Америке.

Казахи в Китае

Шаблон:Основная статья Первые казахи перебрались на территорию Джунгарии в XVII—XVIII веках, когда большинство ойратов были уничтожены цинской армией в 1757 году[48]. Кроме того множество казахов эмигрировало в Китай во время массового голода 20-30-х годов XX века. Казахи принимали участие в восстаниях 1930—1940 годов, а в Илийском восстании 1944—1949 годов сыграли ведущую роль[49]. Восстания были жестоко подавлены, многие лидеры казахов были обезглавлены или расстреляны. В 30-х годах происходит исход казахов из Синьцзяна. В 1930-е годы в Восточном Туркестане насчитывалось около 800 тыс. казахов, из которых к 1950-м годам в результате восстаний и последующего исхода казахов в Индию погибло около 100 тыс.Шаблон:Sfn Согласно китайским источникам в 1937—1943 годах в Синьцзяне 930 тыс. казахов[50], но к 1953 году, согласно данным Всекитайской переписи 1953—1954 годов, это число снизилось до 421 тыс. человек (убыль 45 %)Шаблон:Sfn.

Основная масса казахов проживает в СУАР (около 1,25 млн человек), где для них создана система национальных автономных образований: большинство казахов КНР проживает в Или-Казахском автономном округе (ИКАО); также в Баркёль-Казахском автономном уезде в составе округа Хами и Моры-Казахском автономном уезде (в составе Чанцзи-Хуэйского автономного округа). Кроме указанных автономных образований в китайской провинции Ганьсу имеется Аксай-Казахский автономный уезд.

Казахи Китая говорят на казахском языке (830 тыс. сев.-вост. диалект, 70 тыс. южн. диалект[51]), но в отличие от остальных казахов используют алфавит на основе арабской вязи. В СУАР КНР имеются школы с преподаванием на казахском языке, издаётся более 50-ти газет и журналов на казахском языке, работает 3 казахских телеканала. На казахов в Китае не распространяется государственное ограничение «Одна семья — один ребёнок».

Казахи в России

Шаблон:Основная статья Казахи являются коренным народом в Российской Федерации, десятым по численности среди всех этносов страны. После провозглашения независимости республики Казахстан, в пределах России, в основном в приграничных с Казахстаном районах, осталось большое количество этнических казахов, предки которых жили там до славянской колонизации, либо переселились на эти территории уже во времена Российской империи. Численность казахов в Российской Федерации по переписи 2010 года составила 647 тысяч человек, однако по мнению первого заместителя председателя Всемирной ассоциации казахов Калдарбека Найманбаева, высказанному им в 2003 году, в России проживало свыше 1 млн этнических казахов[52]. Большая часть российских казахов проживает вдоль российско-казахстанской границы. Крупнейшие общины проживают в Астраханской (149 415), Оренбургской (120 262), Омской (78 303) и Саратовской области (76 007). В ряде регионов имеется несколько десятков школ, где казахский язык преподаётся как отдельный предмет[53][54], но при этом среднее образование на казахском языке в России отсутствует.

Казахи в Средней Азии

Шаблон:Основная статья

Казахи один из крупных автохтонных народов Узбекистана. До начала массовой репатриации в Казахстан в 1990-е годы в Узбекистане проживала самая крупная в СНГ казахская диаспора, и вторая в мире (после казахской диаспоры в КНР). Встречающиеся в прессе неофициальные оценки, согласно которым численность казахов в Узбекистане может насчитывать 1,5-2 миллиона человек[55], фактически исходят из того, что значительная часть, если не большинство, казахов Узбекистана официальной статистикой не учитываются. Основная масса казахов сосредоточена в Республике Каракалпакстан (26 % населения), Ташкентской (13 %), Бухарской и Сырдарьинской областях[56].

Возникновение столь значительной казахской диаспоры в Узбекистане связано исторической близостью двух народов и разностью образа жизни. Присутствие казахов во внутренних районах Узбекистана объясняется также и тем, что некоторые исторические владения казахских ханств распространялись и на некоторые территории современного Узбекистана[57]. По переписи 1920 г. в Туркестанской АССР проживало 1 091 925 казахов. После нацразмежевания в 1926 г. в Узбекистане осталось 107 тыс. казахов. По данным переписи населения 1939 г., число казахов, проживающих здесь, составляло уже 305,4 тыс. чел. Увеличение связано с тем, что в 1936 г. в состав Узбекистана вошла Каракалпакская автономная республика, где проживало значительное количество казахского населения, а также с голодом в Казахстане в 1933 г., вызванным насильственной коллективизацией. Доля казахов в населении Узбекистана по данным переписей 1959—1989 гг. оставалась стабильной на уровне ок. 4,1 %. В 1989 г. в Узбекистане проживало 808 987 казахов. В Узбекистане существует 522 школы, где обучение ведётся на казахском языке, из них 234 — моноязычные казахские школы, остальные — смешанные. Общее количество обучающихся в школах более ста тысяч человек.

Масштабы репатриации казахов из Узбекистана в Казахстан весьма велики. Общий объём репатриации узбекских казахов в Казахстан за период 1991—2014 гг., согласно официальным оценкам Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан, составил около 586 тысяч человек[58]. Следует учитывать, что некоторая часть казахов, покинувших Узбекистан, выехала и в другие страны мира.

Казахи одни из крупных национальных меньшинств Киргизии. В основном дисперсно проживают в приграничных с Казахстаном областях на севере страны, в городах и сёлах Чуйской, Иссык-Кульской и Таласской областей, а также в столице Бишкеке. Численность казахов в Киргизии постепенно сокращается. Главным фактором сокращения численности населения казахов является их миграция за пределы республики (в первую очередь в Казахстан).

Казахи Туркменистана компактно проживают на севере страны. По переписи 1989 года численность казахов составляла 2,49 % населения страны или 87 802 чел.[59]. Согласно официальным итогам проведённой в Туркмении переписи населения 1995 года численность казахов составляла 86 987 чел[60]. Начиная с 1990-х годов наблюдается активная репатриация в Казахстан. Общий объём репатриации казахов Туркмении в Казахстан за период 1991—2014 гг., по официальным данным казахстанской стороны, составил около 65 тысяч человек[58], что может означать, что значительная, если не бо́льшая, часть казахов Туркмении покинула страну, что привело к падению численности казахской общины до уровня около 20 тыс. чел.

Казахи в Монголии

Шаблон:Основная статья Второй по численности народ в Монголии. По данным переписи населения 2010 года в стране проживает 101 526 казахов (3,8 % населения страны). Этнические казахи проживают главным образом в Западной Монголии. Наибольшей их концентрацией отличаются аймаки Баян-Улгий (88,7 % населения) и Ховд (11,5 %). Кроме того в столице Монголии Улан-Баторе и его окрестностях живёт около 10 тысяч этнических казахов.

Репатриация этнических казахов в Казахстан

Шаблон:Основная статья Главными предпосылками для программы переселения этнических казахов в Казахстан были неблагоприятное демографическое состояние Казахстана после развала СССР, а также мотивы оказания помощи зарубежным казахам путём переселения их в Казахстан. Самый большой процент этнических казахов за рубежом — это потомки тех, кто покинул Советский Союз в 20-е — 30-е годы, спасаясь от репрессий, насильственной коллективизации и голода. В результате «славянской» иммиграции, начавшейся в XVIII—XIX веках и продолжившейся в советский период, которая сопровождалась массовым переселением и насильственной миграцией, казахи превратились в национальное меньшинство на своей собственной родине. К 1959 г. численность русских превысила число казахов в республике.

С момента независимости Казахстан проводит политику репатриации этнических казахов, вынужденно или добровольно покинувших территорию страны (употребляется термин оралманы). По официальным данным, за 25 лет (с 1991 года на 1 января 2016 года) в Казахстан приехали 957 764 оралмана[61], а если учитывать их потомков, а также прибывших без помощи государственной программы по переселению — более 1 млн чел (10 % всех казахов республики).

Официально квоты и критерии статуса оралмана был утверждены только в 1997 году. Постановление Правительства Республики Казахстан от 2 декабря 2008 года № 1126 утверждена программа «Нурлы кош» (Шаблон:Lang-kk). Данная государственная программа Республики Казахстан создана для рационального расселения и содействия в обустройстве: этническим иммигрантам; бывшим гражданам Казахстана, прибывшим для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан; гражданам Казахстана, проживающим в неблагополучных районах страны. Согласно казахстанскому законодательству (закон Республики Казахстан «О миграции населения»), переселенцы-оралманы пользуются определёнными льготами. Вместе с тем законодательство Казахстана позволяет этническим казахам гражданам иностранных государств переселяться самим без помощи государственной программы по переселению соответственно без права на получение каких-либо субсидий или льгот, вместе с тем по прибытию в Казахстан такие оралманы получают гражданство в ускоренные сроки в среднем за три-четыре месяца.

Структура казахского общества

Шаблон:Основная статья Шаблон:See also

Родо-племенная структура казахов состоит из трех жузов: Старший жуз (Шаблон:Lang-kk), Средний жуз (Шаблон:Lang-kk) и Младший жуз (Шаблон:Lang-kk). Жузы являлись специфической формой социально-политической организации казахской народности. О времени возникновения жузов, причинах их появления, о внутренней структуре общего мнения у учёных нет. Жузы делятся на роды (каз. Ру), которые в свою очередь состоят из более мелких кланов[62]. Кроме того имеются кланы не входящие в жузовую структуру. Шаблон:Col-beginШаблон:Col-4 СТАРШИЙ ЖУЗ:

  • Албан
  • Жалайыр
  • Дулат
  • Ошакты
  • Сары-уйсун
  • Сиргели
  • Суан
  • Шанышкылы
  • Канлы
  • Шакшам
  • Шапырашты
  • Ысты

Шаблон:Col-4 СРЕДНИЙ ЖУЗ:

  • Аргын
  • Керей
  • Конырат
  • Кыпшак
  • Найман
  • Уак
  • Таракты

Шаблон:Col-4 МЛАДШИЙ ЖУЗ:

  • Алимулы
  • Шекты
  • Шомекей
  • Торткара
  • Кете
  • Каракесек
  • Карасакал

Шаблон:Col-4

  • Жетыру
  • Табын
  • Жагалбайлы
  • Керейт
  • Тама
  • Телеу
  • Кердери
  • Рамадан

Шаблон:Col-4

  • Байулы
  • Адай
  • Байбакты
  • Берш
  • Таз
  • Шеркеш
  • Маскар
  • Тана
  • Кызылкурт
  • Алтын
  • Жаппас
  • Ысык
  • Есентемир
  • Алаша

Шаблон:Col-end

Не входящие в жузы: Торе и толенгиты, Ногай-казахи, Кыргызы (род), Кожа, Каракалпак (род), Сунак

Религия

Шаблон:Основная статья

Большинство верующих казахов — мусульмане суннитского вероисповедания ханафитского мазхаба (мусульманская правовая школа). Есть казахи-атеисты (ок. 100 тыс. чел). По словам Верховного муфтия Ержана Маямерова, Духовное управление мусульман Казахстана исповедует традиционные для мусульман Казахстана ценности, является суннитским, в правовых вопросах следует ханафитскому мазхабу, а в вопросах вероубеждения — матуридизму[63].

Распространение ислама среди кочевников было не таким активным, как среди оседлого населения тюркских народов, так как традиционной религией тюрков-кочевников было тенгрианство. Проникновение ислама на территорию современного Казахстана происходило в течение нескольких столетий, начиная с южных регионов. Первоначально ислам утвердился среди оседлого населения Семиречья и на Сырдарьи. Ислам был утверждён в качестве государственной религии в государстве Караханидов в конце X века. По мере расширения ханства Чингизхана распространение ислама замедлилось. Но ислам продолжал распространяться в последующие столетия. Так ислам приняли ханы Золотой Орды Берке (1255—1266) и Узбек (1312—1340). В тот период среди тюрок было сильно влияние суфийского духовенства.

В настоящее время основная масса казахского населения считают себя мусульманами и соблюдает в той или иной мере хотя бы часть обрядов. Хотя следует отметить, что лишь определённая часть (меньшинство) регулярно совершает намаз и соблюдает другие религиозные требования. Это объясняется тем, что в советский период религиозная деятельность преследовалась и многие казахи не могли в полной мере соблюдать исламские нормы. Наряду с исламом среди верующих казахов сохраняются и некоторые обычаи доисламского периода. Зачастую можно услышать как казахи используют литературно-историческое слово «Тәңір», «Құдай» как синоним слова Аллаh. Более того, многие традиционные казахские обычаи считаются противоречивыми по отношениею к Исламу. Причина тому их происхождение, которое ведет свое начало со времен, когда в степи царил дух многобожия и вера в «Тенгри». Например, наиболее важное событие в жизни казахского народа занимает праздник Наурыз, который имеет след культуры времен до Исламской истории на территории центральной Азии.

Язык и письменность

Шаблон:Основная статья

Казахский язык входит в кыпчакскую подгруппу тюркских языков. Вместе с ногайским, каракалпакским и карагашским языками относится к кыпчакско-ногайской ветви[64]. Имеет статус государственного языка в Казахстане, а также региональный статус в Или-Казахском автономном округе Китая и Республике Алтай[65]. В настоящее время казахским языком владеют около 11 млн человек (2012)[66].

Становление и развитие языка, близкого к современному казахскому языку, происходило в XIII—XIV веках в Золотой Орде. Ещё при ханах Батые и Мунке все официальные документы в Золотой Орде, международная переписка, помимо монгольского, велись и на тюркском языке[67]. Следует отметить, что современный казахский язык в целом не претерпел больших изменений[68]. С XIII и до начала XX века существовал единый литературный тюркский язык — «тюрки», который положил начало всем локальным тюркским языкам в Средней Азии[69]. Основой современного казахского литературного языка является северо-восточный диалект, на котором писали свои произведения Абай Кунанбаев и Ибрай АлтынсаринШаблон:Sfn. По мнению Сарсена Аманжолова, в казахском языке существуют три основных диалекта: западный, северо-восточный и южный. Западный и северо-восточный диалекты появились в результате локального разобщения и родо-племенного объединения здешних казахов в течение веков. Южный диалект казахского языка, вследствие владычества Кокандского ханства на этих землях, несколько веков подвергался сильному влиянию языка южных соседей, но, в свою очередь, повлиял на отдельные диалекты узбекского и киргизского языковШаблон:Sfn.

После обретения Казахстаном независимости (с 1991 года) в казахском языке активно развиваются пуристические тенденции[70]. В особенности неоднозначно населением Казахстана и отдельными лингвистами воспринят перевод общепринятых международных слов на слова — нововведы[70][71].

Казахи, как и все тюркские народы, являются наследниками рунической письменности, существовавшей в VIII—X веках и известной в науке как орхоно-енисейская. Рунический алфавит состоял из 24 букв и словоразделительного знака. По мере распространения и укрепления ислама начала X в. всё большее распространение начинает получать арабский алфавит. Разумеется, он был значительно изменён и приспособлен к нормам тюркской речи. Казахи, живущие в Китае, продолжают до сих пор пользоваться реформированной Ахметом Байтурсыновым казахскую письменность («Жана емле») на основе арабской графики. В советский период в Казахстане в политических целях[72] был осуществлён перевод казахского алфавита на латинскую графику (латинизация, 1929), а затем был осуществлён ещё один перевод уже на кириллицу (кириллизация, 1940). Современный казахский язык, начиная с 1940 года, использует кириллическую графическую систему. Казахский алфавит содержит 42 буквы и основан на кириллическом алфавите. В 2012 году стало известно о принятии решения о поэтапном переводе казахского языка в Казахстане на латинский алфавит.[73] Начало процесса перевода на латиницу намечено на 2025 год.[74]

Культура и обычаи

Шаблон:Основная статья Современный Казахстан переживает период национального возрождения[75][76] и возрождение национальной государственности[77]. Ранее имело место изживание и уничтожение традиций на протяжении всего двадцатого века. В советский период в Казахстане боролись с традициями, как с «пережитками прошлого»[78]. Традиционная художественная культура Казахстана, как и других стран, демонстрирует собственное отношение к цвету и орнаменту как к эстетическим и мировоззренческим категориям, выработанным на протяжении многих веков своего существования. Официально казахи относятся к народам, исповедующим ислам, и исламские ценности, безусловно, отразились на их культуре.[79] На территорию Средней Азии и Казахстана ислам начинает проникать во второй половине VII в., в период правления первого омейядского халифа Муавии Ибн-Суфьяна, начавшего завоевание Мавераннахра, где находились города Самарканд, Бухара, Шаш, Насаф, Кеш, Хорезм, Мерв, Ходжент, Баласагун, Узгент и Виса. Сам процесс установления ислама в Казахстане был длительным и сложным[80].

Национальная кухня

Шаблон:Основная статья

Основные блюда — мясные. Для приготовления блюд широко используются баранина, говядина, конина, реже верблюжатина. Одно из популярных казахских блюд называется «Бешбармак», реже «ет-тамак». Блюдо представляет собой отварное крошеное мясо[81] с листами отваренного в бульоне теста, с некоторыми особенностями в технологии приготовления и подачи, что позволяет достичь вкуса, присущего именно этому блюду.[82]

Также популярны куырдак (жареные кусочки в основном мяса, а также и печени, почек, легких, сердца и т. п.), «сiрне» (приготовленная в казане жареная молодая баранина с луком и картофелем) и «палау» (плов по-казахски с большим количеством мяса и моркови), кеспе или салма (лапша), сорпа (мясной бульон), ак-сорпа (молочный суп с мясом, или просто мясной суп с куртом). К основным блюдам нередко относят также и разнообразные варёные колбасы — казы (колбаса из конины, делится по степени жирности), карта, шужык, ветчина — жая. Ранее к основным блюдам также относился когда-то популярный у пастухов фаршированный желудок, испекаемый в золе (аналог хаггиса), но сейчас он относится к экзотике даже у казахов. Из рыбных блюд наиболее известен Коктал — рыба горячего копчения, заправленная овощами.

Кроме мясных блюд, существует большое разнообразие молочных блюд и напитков: кумыс (кобылье молоко, подвергшееся сбраживанию сочетанием молочнокислых бактерий и дрожжей), шубат (кислое верблюжье молоко), сут (коровье молоко), айран (кефир), каймак (сметана), кiлегей (сливки), сары-май (сливочное масло), сузбе (творог), катык (более кислый обезвоженный айран), курт (высушенный қатық), ірімшік (сушёный творог из овечьего молока), шалап или ашмал (жидкий йогурт), коже́ (молочный напиток со злаками) и др. Из напитков основным является чай. Любой дастархан заканчивается чаепитием. Причём, чай по-казахски — это крепкий чай с молоком (также используют сливки). Потребление чая жителями Казахстана одно из самых высоких в мире — 1,2 килограмма в год на человека. Для сравнения, в Индии оно составляет лишь 650 граммов на душу населения. К известным сладостям относится «шертпек», «талкан», «жарма», «жент», «балауыз», «балкаймак».

Традиционный хлеб трех видов: баурсаки — жареные в кипящем масле в казане круглые или квадратные кусочки теста; лепешки жареные в кипящем масле — шелпек; «таба-нан» — лепешки в глиняных сковородах, испечённые под кизяком; тандыр — лепёшки испечённые в тандыр-печи. Другие виды хлеба: кульше, карма.

Казахская музыка

Шаблон:Main

Г. Н. Потанин: «Казахов можно отнести к числу музыкальных. Они сами сознают это и рассказывают легенду, будто люди научились петь от богини Песни, некогда спустившейся с неба и летавшей над землей; где она пролетела высоко, там люди плохо поют, где низко — там живут мастера пения. Над казахской степью она пролетела низко и казахи мастера пения. Они поют чрезвычайно выразительно, переходя от вкрадчивого шепота в бурный мажор. Степные голоса замечательны по чистоте и силе; и верю, что лет через пятьдесят казахов будут поставлять певцов на столичную сцену.»[83]

Распространенной формой казахского музыкального творчества является кюй (традиционная казахская инструментальная пьеса). Кюи характеризуются простой, смешанной и переменной метрикой и разнообразными формами: от простого наигрывания до многочастотных построений типа рондо. Музыка кюев может включать в себя частицы пентатонных звукорядов и основана на диатонике. Для казахов кюй — больше чем произведение, это звучащая страница истории своего народа, его обычаев и культуры. Поэтому казахи так высоко ценили исполнителей кюев — кюйши, среди которых домбристы составляли подавляющее большинство (кюи исполняются не только на домбре). В казахском народе говорят: «Нағыз қазақ — қазақ емес, нағыз қазақ — домбыра!», что означает «настоящий казах это не сам казах, настоящий казах — домбра!». Тем самым подчеркивается важность умения играть на домбре для каждого казаха, что подчеркивает особую любовь казахов к этому инструменту. Одним из величайших домбристов является казахский народный музыкант и композитор Курмангазы, оказавший большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры, в том числе и — музыки на домбре: его музыкальная композиция «Адай» популярна в Казахстане и за рубежом. Одними из лучших образцов западноказахстанского стиля являются произведения выдающихся кюйши и композиторов Ахмедьярова и Даулеткерея, а восточного и северного — кюи Таттимбета и Агашаяка, для южного — произведения Ихласа, Сугура, Байсерке и др. кюйши-акынов.
Уникальность профессиональной казахской музыки классического периода основывается на следующих особенностях: в ее основе лежит пастушеский образ жизни и отсутствие письменных источников; ее носители — Сал-с, импровизаторы, ияру и кюйши воплощают универсальность форм синкретичности; статус музыканта, являвшегося изъявителем воли духов, был очень высокочтимым в обществе; музыкальное выступление было сопряжено с социально значимыми формами отношений (общие ритуалы, праздники, обычаи гостеприимства, межплеменные соревнования); высокоразвитая система отсутствия авторства обусловила разнообразие музыкантов и индивидуальных стилей[84] .

Национальные виды спорта

Шаблон:Main

Файл:KyzKuu rev N.jpg
Памятная монета Казахстана «Кыз Куу» из серии «Национальные обряды и игры», 2008
  • Байге — скачка на расстояние 10 — 100 шакырым (один «шакырым» — приблизительно равен половине километра. Обычно равнялось дистанции, с которой можно было докричаться до другого человека и позвать его: «шакыру» — «звать»).
  • Аламан-байге — скачки на длинные дистанции (40 километров).
  • Кунан-байге — скачки молодых лошадей — двухлеток.
  • Жорга-жарыс — скачки иноходцев.
  • Кыз куу (погоня за девушкой) — догонялки на лошадях между девушкой и парнем. Парень должен догнать и потом поцеловать девушку, которая ему нравится, если он это не сможет сделать, девушка должна его догнать и побить кнутом
  • Кокпар — борьба джигитов на конях за тушу козла, необходимо донести тушу в «казан» (условные ворота).
  • Тенге алу — подними монету на скаку и прочая джигитовка.
  • Сайыс — борьба, сидя на лошадях.
  • Казакша курес — национальная казахская борьба.
  • Тогыз-кумалак — девять шариков (настольная игра).
  • Асыки — игра бараньими коленными косточками на площадке (аналогичная игре в бабки)[85].
  • Буркут-салу — охота с ловчими птицами(беркутами, соколами) до первой дичи.
  • Жамбы ату — стрельба по высоко подвешенной мишени «жамбы» верхом на быстро скачущей лошади.
  • Тартыспак — командная верховая игра на стаскивание с лошадей.

См. также

Шаблон:Wiktionary

Примечания

Шаблон:Примечания

Литература

  • Зиннятуллина Г. Ф. Духовные ценности казахов в контексте глобализационных процессов. // Вестник МГЛУ. 2013. № 11 (671). Сс. 188—196.
  • Казахи // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с.: с илл. ISBN 978-5-287-00718-8
  • Шаблон:Книга
  • Турунбаева Ш. С. Цветовое восприятие и природные ассоциации в культуре казахов. // Мир науки, культуры и образования. 2011. № 5 (30) Сс. 335—338.
  • Muhambetova A. I. The Traditional Musical Culture of Kazahs in the Social Context of the 20th Century. // The World of Music. 1995. Vol.37. No.3. Pр. 1-19.

Ссылки

Шаблон:Тюркские народы Шаблон:Народы России с численностью более 100 тысяч человек Шаблон:Казахи Шаблон:Народы Казахстана Шаблон:Нет полных библиографических описаний
Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>