Кок-бору

Материал из Казахстанская Энциклопедии

Шаблон:Не путать Кокпар (көкпар) (Шаблон:Lang-ky, Шаблон:Lang-alt[1], Шаблон:Lang-ba[2][3], Шаблон:Lang-kk — древняя, известная со времён зороастризма, популярная конная игра среди киргизов, алтайцев, башкир, казахов и других народов Азии. В русском языке для игры кок-бору и её аналога бузкаши обычно употребляется слово «козлодрание» Шаблон:Нет АИ

Файл:Көк бөрү.jpg
Конная народная игра "Кёк бёрю" на почтовой марке Кыргызстана

Кок-бору — это симбиоз скачек и игры. Всадники борются за тушу козла — необходимо не только завладеть ею, но и удержать, забросить в «казан» (ворота) команды соперника, либо, по другим правилам, добраться с тушей до оговорённого места, например, до своего аила, дальше которого противники не имеют право бороться за неё. Сегодня за действиями джигитов обычно следит конная судейская коллегия, состоящая из трех опытных всадников. Правила кок-бору со временем видоизменились и стали менее жестокими. Кок-бору учат в спортивных школах ряда стран Средней Азии, где проводятся специальные соревнования по этому виду спорта. С 2016 года Федерация Кок-Бору Кыргызской Республики на официальных турнирах использует муляж туши.

Этимология

Дословно «Кок бору» в переводе с тюркских языков означает «серый волк». Возникает вопрос: причем тут волк? Этому есть объяснение, записанное всего 30 лет назад советским этнографом Г. Н. Симаковым: «Старики-киргизы нам неоднократно рассказывали об одном распространенном среди киргизов юга и севера виде охоты на волков, когда группа всадников верхом на быстрых и выносливых лошадях по глубокому снегу гналась за волком, настигала его и убивала ударами дубинок по голове. Этот древний способ охоты на волка интересен ещё и тем, что после того, как один из всадников нагонял и убивал волка он клал его тушу поперек седла, а остальные всадники старались эту тушу отнять у него. Таким образом, в шутку, не в полную силу двигаясь по направлению к своему аилу, они играли в „кок бору“. В аиле тушу волка забирал себе тот, кто непосредственно догнал и убил его ударом дубины» [1984, с. 148].

Другое, историческое название игры в Киргизии — «улак тартыш» (перетягивание козлёнка). Чингиз Айтматов в своей повести "Прощай, Гульсары!" (1966) называл эту конную игру "козлодрание": "Козлодрание - своеобразный конный футбол, в котором вместо мяча служит обезглавленная туша козла. Козёл удобен тем, что шерсть на нём длинная, прочная и его можно подхватывать с коня за ногу или за шкуру".

История игры

Кок-бору известен с древних времён. Первоначально борьба за тушу козла (шкура козла более прочная на разрыв, чем шкура барана) не являлась только игрой, а была своего рода подготовкой и экзаменом будущих воинов. Молодёжь нарабатывала навыки борьбы на конях, управления ими в экстремальных условиях настоящего боя. Есть свидетельства, что в игре участвовали сотни наездников и даже тысячи, а длилось такое состязание целый день. Кок-бору устраивают по случаю различных праздников, например, по случаю рождения сына. В этом случае родители ребёнка назначают приз победителю.

В некоторых странах Средней Азии соревнования по кок-бору активно поддерживаются на местном и государственном уровнях. Так, в Киргизии многие конные виды спорта дотируются из государственного бюджета и, по некоторым данным, только на кок-бору выделяется больше миллиона долларов. Кроме этого, кёк-бёрю, как и некоторые другие этнические виды спорта, включён в программу Всемирных игр кочевников[4][5]. Сезон игр по Кок-Бору в Кыргызской Республике включает 4 республиканских турнира и открывается в марте по случаю празднования весеннего праздника "Нооруз", также проводится турнир посвященный ко дню Великой Победы в ВОВ 9-Мая, разыгрывается также Кубок президента Кыргызской Республики по кок-бору и разные соревнования в честь праздников [6][7].

Правила игры

До недавнего времени чётко установленных единых правил не было. Современные правила игры для соревнований были разработаны в 1996 году в Кыргызской Республике известным кинорежиссёром Б.Т. Шамшиевым. Эти правила были признаны и приняты всеми странами на съезде Международной федерации Кок-Бору 9 ноября 2001 года в г. Бишкек. Кыргызской Республики. Вслед за Кыргызской Республикой в 2001 году были созданы федерации в Казахстане, Узбекистане и в др. странах. По сегодняшним правилам в одной команде участвует 12 всадников и 12 лошадей, но в игру одновременно вступают по четыре джигита от каждой команды. Участники имеют право меняться и даже менять своих коней. Игра состоит из трех периодов по двадцать минут каждый. Игра проходит на поле длиной 200 метров и шириной 70 метров. Расстояние от тай казанов до внешней линии по оси 30 метров, штрафная зона начинается 15 метров от тай казанов. размеры центрального и штрафных кругов возле штрафной зоны 10 метров в радиусе. Расстояние малого круга, радиусом 3 метра, где находится в начале игры муляж, от бортовой линии 15 метров по перпендикулярной оси. У каждой из соревнующихся команды есть свой тай казан (ворота) размером: верхняя часть с общим радиусом 3,6 м., высота 1,2 м., ширина бордюра 0,8 м., ширина тай казана радиусом 2м., глубина 0,5 м., радиус нижней части 4,4 м. Перед командой стоит задача — овладеть муляжом и забросить её в казан противника.

На официальных соревнованиях муляж весит до тридцати пяти килограммов.

С 2016 года используется муляж туши изготовленный из прочных материалов.

В былые времена участникам Кок-Бору разрешалось применять физическую силу, бить соперников Шаблон:Comment - кожаной плетью, однако сегодня на официальных соревнованиях правила ограничивают возможности игроков, и за неисполнение таковых полагаются штрафные очки, вплоть до дисквалификации и удаления с поля. Участникам соревнования разрешается поднимать улак (тушу козла), с любого места внутри поля, отбирать его у соперника, передавать или перебрасывать партнерам по команде, отпускать, принимать тушу под ноги, держать сбоку, или между ног коня, помогать партнёрам доскакать с тушей и бросить его в ворота соперника. При падении всадника или лошади игру останавливают и возобновляют после устранения причины остановки. При нарушении игроками боковой линии объявляется аутШаблон:Стиль фразы.

Во время соревнования запрещается поднимать лошадь на дыбы, с разгона бить грудью своей лошади лошадь соперника, держать за повод, снимать уздечку, хватать за руки или за пояс соперника, наносить удары рукой, ногой, стременами, камчой и поводьями другим всадникам и лошадям, привязывать тушу к седлу, ставить свою лошадь поперёк скачущему, кричать или вступать в разговоры, продолжать борьбу после того, как туша заброшена в ворота соперника.

Особенности игры

По правилам кок-бору, в игре участвуют только жеребцы и кони, в качестве туши используется муляж. Кок-бору жёсткая спортивная игра, она требует немалой силы и сноровки от спортсменов, потому средний возраст участников официальных соревнований составляет около 20 лет.

Ранее по окончании игры мясо козла, служившего основным объектом игры, съедали приготовив из него, например, куурдак. По некоторым местным поверьям, мясо этого козла обладает целебными свойствами, помогает от бесплодия. Считается, что среди тысяч рук, притронувшихся к туше, могла быть рука святого человека, что и наделяет её магическим качествами.

В персоязычных странах (Афганистан, Таджикистан) вариант этой игры называется бузкаши, в Узбекистане — купкари/улак, в Казахстане — кокпар. В Европе существует близкий по смыслу вид спорта Шаблон:Не переведено 2, как и в Южной Америке — Шаблон:Не переведено 2,

Кок-бору в искусстве

В повести Чингиза Айтматова «Прощай, Гульсары́!» главный герой Танабай и его конь по имени Гульсары (лютик) участвуют в кок-бору. Писатель сравнивает козлодрание с конным футболом, в котором роль мяча играет обезглавленная туша козла.

Шаблон:Начало цитаты

Со всех сторон кинулись к нему всадники, столпились, пытаясь подхватить тушу с земли. Но в давке сделать это было не так просто. Кони ошалело крутились, кусались, ощерив зубы… Как стаи быстрокрылых птиц, падающих на лету с крыла на крыло, носились по широкой степи убегающие и догоняющие их орды всадников. В воздухе клубилась пыль, звенели голоса. Кто-то падал вместе с конем. Кто-то летел через голову, кто-то, прихрамывая, догонял свою лошадь, но все до единого были охвачены восторгом и страстью состязания. В игре никто не в ответе. У риска и бесстрашия одна мать…[8]Шаблон:Конец цитаты

По повести сняты фильмы «Бег иноходца» (1968) и «Прощай, Гульсары́!» (2008).

Примечания

Шаблон:Примечания

Ссылки


Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>