Портал электронного правительства Республики Казахстан
Материал из Казахстанская Энциклопедии
Шаблон:К удалению Шаблон:Карточка сайта Портал электронного правительства Республики Казахстан — это информационно-справочный и интерактивный веб-портал, предоставляющий государственные услуги и сервисы в электронном виде и обеспечивающий единую точку доступа для получения самой необходимой информации о государственных услугах.
Портал электронного правительства www.egov.kz разрабатывается по заказу Агентства Республики Казахстан по связи и информации национальным оператором в сфере информационных технологий АО «Национальные информационные технологии», дочерней компанией АО Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде». В 2015 году договор о разработке был заключен напрямую с компанией ТОО "Bee Software" в конгломерате с ТОО "Inessoft". АО «Национальные информационные технологии» осуществляют функции по управлению проектом.
Содержание
История создания
Идея создания электронного правительства в Казахстане была озвучена в ежегодном Послании Президента Республики Казахстан 19 марта 2004 года.[1]
10 ноября 2004 года была утверждена Программа формирования Электронного Правительства на 2005—2007 годы[2]. Реализация программы предполагала поэтапное решение следующих задач:
- Информационный этап — публикация и распространение информации.
- Интерактивный этап — предоставление услуг путём прямого и обратного взаимодействия между государственным органом и гражданином.
- Транзакционный этап — взаимодействие путём осуществления через правительственный портал финансовых и юридических операций.
- Трансформационный этап — создание комплексных, композитных электронных услуг. Максимальная оперативность в оказании социально-значимых услуг.
2006
12 апреля 2006 года впервые был запущен веб-портал электронного правительства Республики Казахстан[3]. На начальном этапе он содержал материалы о государственных услугах информационно-справочного характера.
2007—2009
В период с 2007—2009 годы была сформирована инфраструктура электронного правительства, созданы базовые компоненты: веб-портал[4] и шлюз электронного правительства, платежный шлюз электронного правительства[5], электронный межведомственный документооборот[6], инфраструктура открытых ключей, единая транспортная среда государственных органов[7], национальные реестры идентификационных номеров[8], реализованы электронные государственные услуги.
2010—2011
В 2010 году на портале появились первые транзакционные услуги, предполагающие возможность проведения онлайн-платежей. Так, в первую очередь была реализована онлайн-оплата налогов, государственных сборов, пошлин и штрафов за нарушение правил дорожного движения, в 2011 году — оплата услуг жилищно-коммунального хозяйства.
В 2011 году веб-портал предложил казахстанцам услуги ЗАГСа в новом электронном формате, автоматизировав процедуру подачи заявления на заключение/расторжение брака и регистрацию рождения ребёнка.
2012
В течение 2012 года на веб-портале был запущен ряд других социально-значимых государственных услуг, среди которых услуги ЗАГСа, Министерства здравоохранения, Министерства внутренних дел и Министерства образования. Помимо запуска новых услуг, в 2012 году был изменен дизайн портала электронного правительства в целях существенного увеличения удобства его использования[9][10].
Кроме того, было создано мобильное приложение для получения самых простейших услуг, таких как адресная справка, постановка в очередь в детский сад и оплата налогов. В целях упрощения процедуры обучения населения работе с порталом была разработана мультимедийная обучающая программа[11].
Для увеличения взаимодействия между гражданами и правительством был реализован сервис обсуждения проектов электронных услуг. А также, для обсуждения были выведены и новые проекты законов. Сервисы взаимодействия граждан с правительством были выведены в отдельный блок «Граждане и правительство». В нём, помимо обсуждения проектов услуг и законов выведены следующие сервисы — интернет-конференции, электронные обращения граждан в государственные органы, запись на онлайн-прием к министрам, блоги первых руководителей, контакты государственных органов и их представителей.
В целях повышения информативности портала в 2012 году была проведена работа по интеграции базы данных нормативно-правовых актов Министерства юстиции Республики Казахстан. Вся актуальная законодательная база доступна в специальном разделе «Законодательство»[12].
В апреле 2012 года состоялся запуск услуги по записи электронной цифровой подписи на чипы удостоверений личности нового образца в целях увеличения безопасности хранения и использования электронной цифровой подписи[13].
2013
В 2013 году был запланирован вывод 60 % социально-значимых услуг в электронном формате[14]. С начала года были запущены услуги по регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. В пилотном режиме состоялся запуск электронных услуг по выдаче паспортов, удостоверений личности, водительских прав, а также по регистрации населения по месту жительства. Кроме этого было запущено множество вспомогательных сервисов для юридических лиц и по тематике земельных отношений. До конца 2013 года планировалось вывести 100 % социально-значимых услуг в электронном формате[15][16].
В мае 2013 года количество выданных электронных цифровых подписей достигло 2-х миллионов[17]. В августе были запущены новые электронные услуги в разделе Образование, такие как подача документов на зачисление в ВУЗы[18] и в школы[19]. В сентябре 2013 года была запущена коммерческая услуга по онлайн-проверке и мониторингу персональной кредитной истории[20].
По итогам 2013 года через портал электронного правительства РК было проведено онлайн платежей на сумму более 1 миллиарда тенге[21].
Цели и задачи
Портал www.egov.kz является одним из основных проектов Электронного правительства — механизма функционирования правительства и местных органов власти, базирующегося на широком применении информационных технологий с использованием объединенных информационных ресурсов государственных органов и максимально ориентированного на предоставление услуг гражданам и организациям.
Цели портала электронного правительства:
- упрощение процедур предоставления государственных услуг населению по принципу одного окна;
- повышение эффективности предоставления государственных услуг.
- создание единой точки доступа ко всем информационным ресурсам государственных органов: открытый диалог с властью, конфиденциальность, установление прямого и обратного взаимодействия граждан с государственными органами.
Структура портала
Электронные услуги и сервисы, информация о государственных услугах и полезные материалы структурированы по двум основным категориям — «Граждане» и «Бизнес», которые в свою очередь, делятся на тематические разделы.
Категория «Граждане» — для физических лиц | Категория «Бизнес» — для юридических лиц |
---|---|
|
|
Описания государственных услуг, разделенных по разделам, состоят из следующей информации:
- полное и краткое наименование услуги;
- наименование государственного органа (организации) — поставщика услуги;
- сведения о местах, в которых можно получить информацию о порядке предоставления услуги;
- категория получателей услуги;
- срок предоставления услуги;
- стоимость оказания услуги;
- действия и данные, необходимые для получения услуги в электронном виде;
- перечень документов, необходимых для получения услуги в государственном органе;
- формы заявлений и иных документов, которые должен заполнить заявитель;
- результат оказания услуги;
- перечень и тексты нормативных актов, регулирующих порядок предоставления услуги.
Каждый подраздел портала содержит полезные статьи, касающиеся общих вопросов по получению государственных услуг и различную вспомогательную информацию по темам подразделов.
Блок «Граждане и правительство»
- Интернет-конференция
- Обсуждение проектов
- Электронные обращения
- Запись на прием к министру
- Блоги первых руководителей
- Официальные лица в соц.сетях
- Государственные органы РК
- Портал открытых данных
Достижения электронного правительства
За время своего существования электронное правительство Республики Казахстан преодолело четыре этапа становления и развития, было позитивно принято и высоко оценено мировым сообществом — об этом свидетельствуют высокие позиции в международных и республиканских рейтингах, номинации в конкурсах. Степень развития казахстанского электронного правительства оценивается как «развивающиеся» (emerging leaders) и считается одним из самых успешных.
13 мая 2013 года в Женеве были объявлены результаты международного конкурса WSIS Project Prizes 2013, который прошел в рамках Форума Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества. Система электронного лицензирования Казахстана www.elicense.kz стала лучшим проектом в категории «E-Business»[22]. Всего в конкурсе приняли участие более 280 проектов из 64 стран мира[23].
В апреле 2013 года был опубликован доклад Всемирного экономического форума (WEF), согласно которому Индекс сетевой готовности Казахстана находится на 43 месте из 144 стран. По сравнению с 2012 годом и 55 позицией в рейтинге страна показывает стремительный рост по многим параметрам и является лучшей среди стран СНГ. Индекс сетевой готовности определяет уровень развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в стране и состоит из 54 показателей, отражающих вклад ИКТ в экономику, а также готовность национальных экономик к использованию этих технологий[24][25][26].
Каждые два года Департамент по экономическим и социальным вопросам Организации Объединенных Наций проводит исследования по оценке уровня развития электронного правительства в мире (192 страны). В 2012 году электронное правительство республики Казахстан в этом рейтинге заняло 38 место. При этом индекс онлайн-услуг вырос на 10 позиций, а телекоммуникационной инфраструктуры — на 14 позиций. По индексу е-участия, который определяет возможность общения граждан с правительством, Казахстан занял 2-е место, разделив его с Сингапуром[27].
В копилке достижений электронного правительства есть и казахстанские награды. В конце 2012 года на X юбилейной церемонии награждения Национальной интернет-премии Award.kz-2012 портал электронного правительства занял первое место в номинации «Органы власти и самоуправления», а также был признан лучшим среди двуязычных сайтов[28][29]. Внимание к проекту привлек прошедший в октябре редизайн портала электронного правительства, в результате которого изменилось не только визуальное оформление, но и структура и логика размещения материалов.
Всемирный рейтинг ООН | 2014 | 2013 | 2012 | 2010 | 2008 | 2005 |
---|---|---|---|---|---|---|
Индекс развития электронного правительства | 28 | - | 38 | 46 | 81 | 65 |
Индекс человеческого капитала | - | - | 25 | 16 | 22 | 22 |
Индекс онлайн услуг | - | - | 14 | 95 | 24 | 24 |
Индекc телекоммуникационной инфраструктуры | 53 | - | 77 | 96 | 91 | 91 |
Индекс е-участия | 22 | - | 2 | 18 | 31 | 31 |
Рейтинг Всемирного экономического форума (WEF) | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | 2005 |
Индекс сетевой готовности | 43 | 43 | 55 | 67 | 68 | - |
Подиндекс готовности | - | 62 | 52 | 56 | 74 | - |
Подиндекс использования | - | 54 | 65 | 56 | 54 | - |
Статистика по государственным услугам
По состоянию на 31 марта 2014 года пользователям портала предлагается 235 интерактивных и транзакционных услуг. В это число входит:
- 135 электронных услуг;
- 53 интерактивных сервисов;
- 20 оплат государственных сборов;
- 17 видов госпошлин;
- 4 вида налоговых платежей;
- 1 оплата штрафов за нарушение ПДД;
- 3 вида коммунальных услуг;
- 1 оплата мобильной связи;
- 1 оплата услуг АО «Казахтелеком».
Количество оказанных услуг на портале электронного правительства по состоянию на 31 марта 2014 года.
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
---|---|---|---|---|
1,6 млн. | 8,3 млн. | 10,7 млн. | 27,3 млн. | 8,2 млн |
См. также
Примечания
Ссылки
- Портал электронного правительства Республики Казахстан
- Портал электронного лицензирования Республики Казахстан
- Мобильное приложение egov.kz для iOS
- Мобильное приложение egov.kz для Android
Ошибка цитирования Для существующего тега <ref>
не найдено соответствующего тега <references/>