Акмулла, Мифтахетдин
Шаблон:Достоверность Шаблон:Однофамильцы Шаблон:Персона Акмулла́ (Шаблон:Lang-ba, Шаблон:Lang-kk, Шаблон:Lang-tt; настоящее имя — Мифтахетди́н Камалетдинович Камалетди́нов (Шаблон:Lang-ba, Шаблон:Lang-kk)); родился Шаблон:OldStyleDate в Туксанба́ево Куль-Иль-Минской волости 12-го Башкирского кантона Белебеевского уезда Оренбургской губернии — Шаблон:OldStyleDate Сыростан Троицкого уезда Оренбургской губернии) — башкирский<ref name="Шакуров Р. З.">Шаблон:ЭБЭ2013</ref>, казахский и татарский<ref name="Татарская энциклопедия">Татарская Энциклопедия.</ref> поэт-просветитель, поэт-философ, поэт-мыслитель.<ref name=autogenerated1>Акмулла в Краткой энциклопедии Башкортостана</ref> Мифтахетдин Акмулла является крупнейшим представителем башкирской поэзии XIX века, оказавшим воздействие на всю дальнейшую национальную литературу. Также оказал большое влияние на развитие казахской и татарской литератур, а также его творчество было широко известно среди туркмен, каракалпаков и других тюркоязычных народов.<ref name=autogenerated1 />
Содержание
Биография
Родился Шаблон:OldStyleDate в деревне Туксанба́ево Кульиль-Минской воблости Белебеевского уезда Оренбургской губернии (в настоящее время Миякинского района Республики Башкортостан).
Происхождение писателя точно не известно. Согласно ревизским сказкам XIX века, отец — Камалетдин Искужин (1805 г.р.), указной имам, мать — Бибиуммугульсум Салимьянова (1809 г.р.), оба являются башкирами-вотчинниками Кульиль-Минской воблости Белебеевского уезда<ref>Шакуров Р. З. Поэт и просветитель.</ref><ref name=autogenerated4>Асфандияров А. З. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий.— Уфа: Китап, 2009. С. 440.</ref>. По другой же версии, отцом Акмуллы является казах Мухаммедьяр.<ref>Мұхтар Әуезов энциклопедиясы — Алматы, «Атамұра» баспасы, 2011. ISBN 978-601-282-175-8</ref>Шаблон:Нет в источнике<ref>" Қазақ әдебиеті. Энциклопедиялық анықтамалық. — Алматы: «Аруна Ltd.» ЖШС, 2010.ISBN 9965-26-096-6</ref>Шаблон:Нет в источнике Риза Фахретдин же пишет, что его отец был башкиром, а мать из «казанцев»<ref>Яхин А. Г. Учебник-хрестоматия по татарской литературе</ref><ref>Әхмәтов Р. CCCР Фәннәр академиясе Казан филиалы Г. Ибраһимов исемендәге Тел, әдәбият һәм тарих институты чыгарган «Татар әдәбияты тарихы» китабы, 2-нче том.</ref>.
Начальное образование будущий поэт получил в родной деревне, учился в медресе соседних деревень Менеузтамак и Анясово, был шакирдом медресе в деревне Стерлибашево, где получал уроки у знаменитого поэта-суфия Шамсетдина Заки. Впоследствии Акмулла жил и работал в разных местах: учил детей, занимался различными ремеслами, в частности, работал плотником, а также получил известность как талантливый поэт-импровизатор. Будучи не в состоянии жить на одном месте, в 25 лет он отправился путешествовать. Согласно X ревизии 1859 года, Мифтахетдин в 28 лет ещё жил в семье отца<ref name=autogenerated4 />.
Акмулла путешествовал по югу Башкортостана, а затем в Зауралье. Мифтахетдин Акмулла на своей телеге, в специальных отсеках которой он хранил книги и рукописи, столярные и прочие инструменты, кочевал по башкирским аулам верховьев Урала, Агидели, долины реки Миасс, а также в степях Казахстана, распространяя среди людей гуманистические идеи, в том числе взгляды татарских просветителей<ref name="Татарская энциклопедия" />. Весной и летом, переезжая из аула в аул, с яйляу на яйляу, на сабантуях состязался с известными сэсэнами в искусстве поэтической импровизации, а также читал свои стихи перед народом.
Не понаслышке зная жизнь простого народа, Мифтахетдин Акмулла сам сталкивался с притеснениями со стороны богачей. По доносу казахского бая Батуча Исянгильдина был осуждён за уклонение от службы в царской армии<ref>Татарская электронная библиотека.</ref> и на четыре года (1867—1871 гг.) заключён в Троицкую тюрьму. Будучи в заключении, Акмулла создал множество широко известных произведений: «Место мое — в зиндане» («Мәҡамым минең — зиндан») и другие.
Смерть Акмуллы была неожиданной и трагичной. В ночь на Шаблон:OldStyleDateа по дороге из Троицкa в Златоуст недалеко от Миасского завода вблизи железнодорожной станции Сыростан был убит. Похоронен на мусульманском кладбище Миасса.
Творчество
По версии башкирских ученых большинство своих произведений Акмулла создавал на башкирском и казахском языках<ref name=autogenerated3>Шаблон:Статья</ref>, а также на языке тюрки<ref name=autogenerated3 />. Согласно исследователям старотатарской литературы, язык большинства произведений Акмуллы - смешанный казахско-татарский, поскольку сочетает в себе элементы двух языков. Встречаются также некоторые элементы башкирского языка. Отдельные стихи написаны в полном соответствии с канонами старотатарского литературного языка.<ref name=autogenerated2>Ахметов Р. А. Акмулла // Татарская энциклопедия: В 6 т. Т.1:А-В. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2002, С.86.</ref>. До Октябрьской революции его книги выходили на татарском языке, с частым включением отдельных башкирских и казахских слов и словосочетаний, идиоматические выражения и сравнения, не говоря ужеШаблон:Нейтральность? о традиционных образах из башкирского и казахского фольклора<ref name=autogenerated3 />.
Акмулла проповедовал просветительские идеи, рассматривал поэзию как средство непосредственного общения с народом. Поэтому язык его произведений более доступен, содержит сравнительно меньше арабизмов и фарсизмов, характерных для литературного языка того времени. Акмулла писал свои стихи большей частью в классической форме рубаи, но использовал и другие поэтические формы.
Творчество Мифтахетдина было пронизано гуманистическими идеями того времени, включило в себя передовые веяния общественной жизни России. В своем творчестве он проповедовал просветительские идеи, утверждал стремление человека к свету и прогрессу. Оно заслужило любовь и признание среди населения, а также оказало благотворное влияние на развитие литературы многих тюркоязычных народов. Его псевдоним Акмулла означает «светлый, праведный учитель».
В стихотворении «Башкиры всем нам нужно просвещенье!» Акмулла одним из первых обратился к башкирскому народу с призывом овладевать знаниями.
Взгляды, идеалы, философские представления Акмуллы родились в борьбе против феодальной отсталости, религиозного фанатизма и проявлений средневековой схоластики, против притеснения народа в Башкортостане и Казахстане. Основным способом добиться облегчения жизни простого народа он видел в просвещении, в овладении знаниями, в искоренении невежества. В мировоззрении Акмуллы центральное место занимал вопрос о месте знаний в жизни общества. Придерживался позиций идеализма в понимании законов общественного развития, считал, что социальное бесправие народа можно устранить путём просвещения. Это отразилось, например, в стихотворении «Назидания».
Для Акмуллы центральное место в системе его ценностей занимали знание и воспитанность, внутренняя чистота человека, проблемы морального, нравственного порядка.
Творчество Акмуллы образовало целую поэтическую школу. Воздействие его творчества отмечали Г. Тукай, М. Гафури, Ш. Бабич, Д. Юлтый, Ш. Аминев-Тамьяни, Сайфи Кудаш и др. Мифтахетдин Акмулла широко известен не только в Башкортостане и Российской Федерации, но и в странах СНГ.
До настоящего времени дошло далеко не всё из творческого наследия Мифтахетдина Акмуллы. В 1981 году в связи с юбилеем поэта Башкирским книжным издательством выпущен на башкирском языке однотомник произведений. В эту книгу, которая является наиболее полным по сравнению с предыдущими сборниками Акмуллы, вошло более трёх тысяч строк. Однако многие произведения поэта или ещё не найдены, или, возможно, совсем утрачены. Причиной тому являлось то, что Акмулла большую часть своих произведений хранил в памяти, поскольку они создавались для устного исполнения. Стихи поэта распространялись в устной рукописной форме по аулам и кочевьям. В 1892 году элегия «Памяти Шихабутдина Марджани» была издана отдельной книгой в Казани. Эта небольшая книга стала первым и последним прижизненным изданием произведений поэта.
Произведения и публикации
- «Место мое — в зиндане»
- «Башкиры мои, надо учиться!»<ref>Данное стихотворение впервые опубликовано в 1931 году. Его авторство Акмулле приписывает башкирский просветитель Закир Шакиров. См.:Л. З. Шакирова. Диалектологические экспедиции З. Ш. Шакирова. Опубликовано в сборнике: Актуальные проблемы диалектологии народов России</ref>
- «Элегию в память о Шигабутдине Марджани»
- «Назидания» («Нәсихәттәр»)
- «Письмо отцу» («Атайыма хат»)
- Памяти Шигабутдина Марджани. Казань, 1892 (на татарск.яз.)
- Памяти Шигабутдина Марджани и другие стихи. Казань, 1907 (на татарск.яз.)
- Сборник стихов. Алма-Ата, 1935 (на казахск.яз.)
- Акмулла. Стихи. Уфа, Башкнигоиздат, 1981, 223 с. (на баш.яз.)
- Говорят…
- Весна
- Вот слово Акмуллы
Память
- В 1911—1916 гг. выходит сатирический журнал для мусульман «Акмулла».
- На родине поэта — в д. Туксанбаево Миякинского района в 1981 году создан Музей Мифтахетдина Акмуллы.
- В 1980 году учреждена премия имени Акмуллы за произведения литературы и искусства. (Лауреаты премии: Р. Шакур (1989), А. Вильданов (1990), Р. Султангареева (1993), Р. Сахаутдинова (1994), Г. Шафиков (1995) и другие).
- Имя поэта носит Башкирский государственный педагогический университет
- 8 октября 2008 года в Уфе был открыт памятник Мифтахетдину Акмулле в одноимённом сквере на площадке перед педагогическим университетом на улице Октябрьской революции<ref>Комсомольская правда</ref>.
- В честь поэта названа муниципальная газета Миякинского района — «Аҡмулла төйәге» (башк. «родная земля Акмуллы»).
- Выпускается еженедельное литературно-юмористическое приложение «Акмулла» к республиканской газете «Башкортостан».
В честь поэта названа улица в г. Альметьевск.
Примечания
Литература
- Вильданов А. Х., Кунафин Г. С. Башкирские просветители-демократы XIX в. М., 1981.
- Шакуров Р. З. Звезда поэзии. Уфа, 1981.
- Вильданов Ә. Х. Аҡмулла — яҡтылыҡ йырсыһы. Өфө, 1981.
- Башҡорт әҙәбиәте тарихы, 6 томда. 2-се том. Өфө, 1990.